Сегодня 24 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Jusant — для скучающих по Rime. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Don’t Nod
Разработчик Don’t Nod
Минимальные требования Процессор Intel Core i7-6700 3,4 ГГц / AMD Ryzen 5 1500X 3,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 или 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti / AMD Radeon RX 570, 15 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-10700 2,9 ГГц / AMD Ryzen 7 3700X 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 или 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER / AMD Radeon RX 5700
Дата выхода 31 октября 2023 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 3 лет
Платформы PC, PlayStation 5, Xbox Series X, Xbox Series S
Официальный сайт

Играли на Xbox Series S

На первый взгляд Jusant слишком уж похожа на Rime: красивейший мир, в котором нет ни одного человека, безмолвный главный герой и его очаровательный компаньон… Странно видеть, что разработкой игры занимался коллектив Don’t Nod, прежде всего известный по серии Life is Strange. Недавний релиз французов — Harmony: A Fall of Reverie — куда больше был похож на прошлые проекты студии, чем Jusant. Но тем интереснее взглянуть на то, как у студии получилось выступить в непривычном для себя жанре.

#Движение вверх

Если главный герой Rime проснулся на берегу и не знал, как он оказался на экзотическом острове, то здесь протагонист целенаправленно шёл к загадочной башне. Как обычно, во вступлении нам не рассказывают, с какой целью он туда направился и что там ищет. Лишь впоследствии мы узнаём, что на этой территории развивалась исчезнувшая ныне цивилизация, а мы пытаемся вдохнуть в это место хоть какую-то жизнь.

 Игроку не объясняют, кто такой этот компаньон, но главное, что он милый

Игроку не объясняют, кто такой этот компаньон, но главное, что он милый

Путешествие главного героя не слишком богато событиями: тут не будет погонь, сражений и спецэффектов. А поскольку людей вокруг нет, то и поговорить не с кем — лишь мелкие крабы и прочие пугливые существа снуют среди камней. Основное повествование спрятано в записках, из которых игрок узнаёт об этом мире всё, что хотел выяснить, и даже больше. Что со временем люди стали терять работу, что из-за нехватки воды выживать становилось всё труднее. Но самое интересное — письма девушки, отправившейся в экспедицию на башню. Её история — это сюжет в сюжете: читать о её переживаниях, счастливых моментах, безумных разговорах с компаньонами и о многом другом очень увлекательно.

При этом Jusant не настаивает на том, чтобы вы читали записки и всем этим интересовались. Если хотите, можете просто бежать вперёд и ни с чем не взаимодействовать — ни с рисунками на стенах, ни с многочисленными каирнами, ни с письмами, ни с ракушками, в которых хранятся воспоминания о прошлом этого мира. Коллекционных предметов здесь много, но для прохождения они не обязательны, да и для поиска большинства из них нужно отходить в сторону и забегать в расщелины либо спускаться по подозрительным лестницам. Однако не уверен, что прохождение с полным игнорированием «собирашек» принесёт удовольствие, — тексты здесь действительно отлично написаны, и после их прочтения начинаешь воспринимать мир игры чуточку иначе.

 Кататься по тросам каждый раз весело

Кататься по тросам каждый раз весело

Тем более что игровой процесс, если не делать пауз время от времени, кажется немного однообразным. Протагонист — опытный скалолаз, взявший с собой в путешествие соответствующую экипировку. Каждый раз, когда он лезет по скале, предварительно он прикрепляет к ней карабин — ячейки для этого везде уже разместили. После этого нужно не просто лениво наклонять стик в разные стороны, а имитировать переключение рук — нажимать то на левый триггер, то на правый, одновременно выбирая направление движения. То вы за металлические ступеньки цепляетесь, то за полуразрушенные деревяшки, то за камни в стенах. Идея не совсем новая, в Grow Home и Grow Up такое уже было, но здесь она реализована значительно лучше и проблем с управлением не возникает.

#Взлёты и падения

Бесконечно карабкаться герой не может — шкала бодрости иссякает с каждым движением, а прыжки с одного уступа на другой ускоряют этот процесс. Нажатием на стик удаётся восстановить выносливость, но не целиком — со временем часть шкалы блокируется, и избавиться от этого получается только при попадании на землю. Нельзя сказать, что скалолазание в Jusant трудное, — это не совсем уж элементарные прыжки по покрашенным камушкам, как в эксклюзивах Sony, но и не симулятор. В основном сложности возникают в моментах, когда между интерактивными объектами большое расстояние, — если неправильно наклоните стик при прыжке либо не нажмёте вовремя на триггеры, персонаж ни за что не зацепится и свалится вниз, к точке старта. Он не погибнет, но приятного мало — восхождение нужно будет начинать заново.

 Карабкаться и карабкаться

Карабкаться и карабкаться

Спасти себя от таких ситуаций позволяют крюки — когда ползёшь по стене, в любой момент можешь создать что-то вроде временной контрольной точки, закрепив верёвку в выбранном месте. В такие моменты действительно начинаешь чувствовать себя скалолазом, который окидывает взглядом всю стену, ищет трудные участки, примерно представляет, где лучше всего перестраховаться, а также следит за выносливостью. Позднее разработчики подкидывают новые испытания: то выемки, за которые можно цепляться, исчезают, то объекты двигаются, и нужно быстро реагировать на изменения, следя за шкалой бодрости. Она, кстати, начинает иссякать быстрее, когда на персонажа падает солнечный свет, что делает некоторые участки труднее обычных.

Всё это делает геймплей достаточно разнообразным, чтобы не заскучать, но всё же нужно понимать, что здесь есть только скалолазание и больше ничего. В Jusant нет никаких головоломок, нет диалогов, нет сражений — это просто путешествие из точки А в расположенную где-то очень высоко точку Б. Спасает то, что скалолазание сделано замечательно — мне, к примеру, каждый раз приносили большое удовольствие эпизоды, в которых нужно цеплять к стене верёвку, спускаться по ней на несколько метров, а затем раскачиваться, чтобы добраться до противоположного уступа. Здорово, что нельзя ни погибнуть, ни пораниться — нет загрузочных экранов, и в случае провала сразу же вновь начинаешь восхождение.

 Иногда и по потолку придётся полазать

Иногда и по потолку придётся полазать

Больше всего, конечно, впечатляет визуальный стиль. Приятные цвета, убедительные тени и восхитительное освещение делают каждый кадр завораживающе прекрасным — и когда на воздухе бегаешь по отвесным скалам, и когда попадаешь в пещеры со светящимися растениями. По большей части объекты вокруг статичные, но мир не кажется мёртвым, хоть в нём и нет ни одного человека, — это заброшенное людьми пространство, где их место заняла природа. Причём на некоторые действия игрока флора реагирует — компаньон главного героя создаёт импульс, после чего раскрываются бутоны, растягиваются стебли и на стенах появляются растения, по которым можно карабкаться.

Радует и музыкальное сопровождение — его мало в спокойных эпизодах, когда прыгаешь с одной скалы на другую, зато в важных для сюжета моментах включаются душераздирающие композиции. Задача главного героя — отыскать огромные горны, расположенные на разных этажах башни, и, если в них подуть, природа вокруг начнёт оживать. Можно представить, как красиво выглядят эти эпизоды, но в Jusant это не только визуальное пиршество — здесь ещё и роскошный саундтрек звучит на фоне. Что удивительно, до этого композитор играми не занимался — думаю, в ближайшем будущем его ждёт много приглашений.

 Без покрашенных досок не обошлось, но есть ощущение, что и без них было бы понятно, куда можно прыгать, а куда лучше не надо

Без покрашенных досок не обошлось, но есть ощущение, что и без них было бы понятно, куда можно прыгать, а куда лучше не надо

***

Jusant удивила не только тем, что ею занимались разработчики совершенно другого типа игр, но и тем, как быстро она перестала быть похожей на Rime, несмотря на первоначальное сходство. Здесь другой геймплей, другая история, другая структура. Но объединяет эти проекты то, что от них невозможно оторваться: стоит тебе сделать несколько шагов и вскарабкаться на первую скалу, как дальше словно плывешь по течению — игровой процесс затягивает и приносит много удовольствия. Да, он не самый разнообразный, да и уровень сложности слишком низкий, но потрясающая атмосфера и изумительные декорации перекрывают эти недостатки. Теперь от Don’t Nod хочется увидеть больше смелых экспериментов, благо её попытки отойти от классического «кинца» пока что сплошь успешные.

Достоинства:

  • красивейший визуальный стиль, впечатляющий палитрой цветов и освещением;
  • приятное скалолазание с необычным — пусть и неоригинальным — управлением;
  • интересно читать записки и узнавать массу подробностей о мире;
  • отличная музыка.

Недостатки:

  • вся игра состоит из скалолазания — нет даже простых головоломок;
  • низкая сложность.

Графика

Делать снимки экрана хочется регулярно — виртуальный оператор очень любит показывать башню с разных ракурсов, выбирая очень красивые кадры.

Звук

Герой не разговаривает, текст в записках не озвучен — остаётся лишь слушать прекрасную музыку, которая включается, только когда это действительно нужно.

Одиночная игра

Приключение в духе Rime — симпатичное, приятное и короткое.

Оценочное время прохождения

4 часа.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Удачный эксперимент Don’t Nod — замечательное приключение, к которому наверняка захочется вернуться, чтобы вновь насладиться восхитительным визуальным стилем и приятным скалолазанием.

Оценка: 8,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

     
     
    ⇣ Содержание
    Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
    Вечерний 3DNews
    Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

    window-new
    Soft
    Hard
    Тренды 🔥
    Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 44 мин.
    VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 2 ч.
    CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 3 ч.
    Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 4 ч.
    Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 4 ч.
    Nvidia App получило обновление, которое исправило замедление игр — «тормозящие» фильтры теперь отключены по умолчанию 6 ч.
    Microsoft перестала полагаться только на ИИ-разработки OpenAI 7 ч.
    Индустрия компьютерных клубов в России по итогам 2024 года достигла 25 миллиардов рублей и «продолжит расти ещё в течение четырёх−пяти лет» 7 ч.
    VK представила платформу OpenVK для публикации открытого ПО, причём не только своего 8 ч.
    Анимационный сериал «Аркейн» по League of Legends оказался финансовым провалом, но для Riot важно другое 8 ч.