Сегодня 24 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор Core i7-14700K: интересный Raptor Lake Refresh

⇣ Содержание

Обновлённым процессорам семейства Raptor Lake Refresh, которые компания Intel теперь предлагает вместо обычных Raptor Lake, не удалось попасть в список сколь-нибудь заметных анонсов 2023 года. Хотя они получили модельные номера, начинающиеся с числа 14, их преимущества перед представителями 13-го поколения процессоров Core неочевидны. Фактически Intel лишь немного разогнала старые модели по частоте — вот и все отличия. Об этом мы подробно говорили в обзоре флагманского представителя нового семейства, Core i9-14900K, из которого стало понятно, что это такой же процессор, как и Core i9-13900K, но с увеличением максимальной частоты на 200 МГц, выливающимся в довольно несущественный прирост производительности.

Но не все варианты процессоров Core 14-го поколения отличаются от предшественников исключительно частотой. В модельном ряду новинок есть одна, которая явно выделяется на фоне остальных, — Core i7-14700K. И хотя этот процессор, как и все прочие Raptor Lake Refresh, состоит в близком родстве с обычными Raptor Lake, его отличия от Core i7-13700K не ограничиваются одной только подросшей частотой. Плюс к этому в Core i7-14700K добавлено четыре дополнительных эффективных ядра. В результате его ядерная формула приобрела непривычный вид 8P+12E, и, значит, по сравнению с Core i7-13700K он поднялся как минимум на одну ступеньку выше.

Такое усиление Core i7-14700K, произошедшее без изменения стандартной для старшего представителя серии Core i7 цены в $409, по всей видимости, было вызвано желанием Intel улучшить позиции в соответствующем ценовом сегменте. И откуда оно взялось, понятно сразу: именно в этом сегменте прописался Ryzen 7 7800X3D — очень сильный соперник, который считается оптимальным выбором для современных игровых ПК высокого уровня. При этом данный компанией Intel посредством Core i7-14700K ответ имеет отчётливо асимметричный характер — гигантскому, 96-Мбайт L3-кешу Ryzen 7 7800X3D она противопоставляет кратное превосходство в количестве ядер. И в этом обзоре нам предстоит проверить, стал ли усиленный 20-ядерный Core i7-14700K достойной альтернативой актуальному восьмиядернику AMD с 3D-кешем. А заодно посмотрим, какую конкурентную позицию занимает новый Core i7 и по отношению к 12-ядерному Ryzen 9 7900X, которого он теперь превосходит не только числом ядер, но и количеством одновременно исполняемых потоков.

#Core i7-14700K в подробностях

В числе ключевых характеристик Core i7-14700K упоминания заслуживают не только его 20 ядер, распределённых по новой формуле 8P+12E, которую Intel ещё не использовала ни в семействе Alder Lake, ни в Raptor Lake. Также важно отметить и увеличенную по сравнению с Core i7-13700K на 200 МГц максимальную тактовую частоту, и рост L3-кеша на дополнительные 3 Мбайт — до 33 Мбайт. То есть полный список различий Core i7-14700K и Core i7-13700K состоит из трёх пунктов, каждый из которых имеет самостоятельную ценность для увеличения итоговой производительности.

Но глубинная архитектура ядер в процессорах Intel 14-го поколения при этом не изменилась: так же, как и раньше, в них используются производительные ядра Raptor Cove и эффективные Gracemont. А значит, в конечном счёте из Core i7-14700K получился промежуточный вариант между 16-ядерным Core i7-13700K и 24-ядерным Core i9-13900K. И следовательно, повторения ситуации, когда свежий Core i7 превосходит Core i9 прошлого поколения, как это было при переходе от Alder Lake к Raptor Lake, теперь не произойдёт. Core i9-13900K останется более быстрым, чем Core i7-14700K, как минимум за счёт превосходства в числе вычислительных ядер.

ДизайнЯдра/потокиБазовая частота, ГГцТурбочастота, ГГцL2-кеш, МбайтL3-кеш, МбайтЦена
i9-14900K Raptor Lake 24 (8P+16E) / 32 3,2 6,0 32 36 $589
i9-13900K Raptor Lake 24 (8P+16E) / 32 3,0 5,8 32 36 $589
i7-14700K Raptor Lake 20 (8P+12E) / 28 3,4 5,6 28 33 $409
i7-13700K Raptor Lake 16 (8P+8E) / 24 3,4 5,4 24 30 $409
i5-14600K Raptor Lake 14 (6P+8E) / 20 3,5 5,3 20 24 $319
i5-13600K Raptor Lake 14 (6P+8E) / 20 3,5 5,1 20 24 $319

Тем не менее Core i7-14700K довольно метко можно описать словами «почти Core i9-13900K». Новый процессор основывается на том же полупроводниковом кристалле, что и Core i9-13900K или Core i9-14900K, но у которого отключён один (из четырёх имеющихся) четырёхъядерный кластер эффективных ядер Gracemont вместе с примыкающей к нему 3-Мбайт областью L3-кеша.

При этом, несмотря на некоторое «облегчение» конструкции и ограничение частоты P-ядер величиной 5,6 ГГц, которая несколько ниже максимальной частоты P-ядер во флагманских представителях 13-го и 14-го поколений Core, предельное энергопотребление Core i7-14700K установлено в те же самые 253 Вт, что и у старших собратьев. Но его турбочастота при многопоточной работе, согласно спецификации, может доходить до 5,5 ГГц, и это — уровень Core i9-13900K. До частоты 4,3 ГГц, как в Core i9 прошлого поколения, способны разгоняться в Core i7-14700K и E-ядра. Следовательно, при высокой нагрузке частоты Core i7-14700K и Core i9-13900K сближаются.

Впрочем, когда речь идёт о старших многоядерных процессорах для платформы LGA 1700, формальные частотные характеристики значат не так много — реальные частоты во многом определяются потреблением и температурными условиями работы CPU. Для наглядности мы проверили, на какой частоте способен работать Core i7-14700K на практике при рендеринге в Cinebench R23 с привлечением к работе разного числа вычислительных ядер. Результат такого измерения представлен на графике ниже.

Реальная картина такова, что на достаточно широком наборе нагрузок P-ядра Core i7-14700K держат частоту 5,5 ГГц, а E-ядра — 4,3 ГГц. Отклонения от этих показателей происходят в двух ситуациях. Во-первых, при однопоточной нагрузке срабатывает технология Turbo Boost 3.0, и частота поднимается до 5,6 ГГц. Причём в силу особенностей этой технологии такую частоту могут выдать лишь два конкретных и наиболее «удачных» процессорных ядра. Во-вторых, когда исполняемая задача начинает задействовать более 20 потоков, то есть выплёскивается в том числе и на виртуальные ядра, обслуживаемые технологией Hyper-Threrading, частота P-ядер падает до более низких значений. Максимальная многопоточная нагрузка ограничивает их частоту значением 5,2 ГГц, поскольку весь набор из 20 ядер Core i7-14700K при их полной активности в 253-Вт предел потребления не помещается.

Такую же картину мы наблюдали и при тестировании Core i9-13900K и Core i9-14900K — реальные максимальные частоты этих процессоров ниже теоретических. Но увидеть теоретический максимум частоты при полной нагрузке у Core i7-14700K всё-таки возможно — достаточно располагать эффективной системой охлаждения и отключить пределы потребления PL1 и PL2. Например, в нашей тестовой системе используется кастомная СЖО с 360-мм радиатором, собранная на компонентах EKWB, и она с охлаждением «безлимитного» Core i7-14700K вполне справляется. При многопоточном рендеринге в Cinebench R23 потребление процессора доходит до 305 Вт, но система охлаждения удерживает его температуру в пределах 93 градусов. И в этом случае процессор действительно работает на максимальных 5,5 ГГц на P-ядрах при стопроцентной загрузке.

Любопытно, что Core i9-14900K в тех же условиях на свою максимальную теоретическую частоту 5,7 ГГц выйти не мог даже при жидкостном охлаждении — всё упиралось в температуру, которая норовила перейти через 100-градусную черту. Таким образом, Core i7-14700K в чём-то даже лучше флагмана. По крайней мере, имея производительное охлаждение, его можно использовать со снятыми пределами потребления без какой-либо дополнительной настройки. Сниженная на 200 МГц частота и четыре отключённых E-ядра в данном случае становятся достаточными мерами, чтобы энергопотребление не выходило за 300-Вт рамки слишком вопиюще.

Также заслуживает упоминания, что рассматриваемый Core i7-14700K — один из двух процессоров (вместе с Core i9-14900K) с формальной поддержкой новой функции Intel Application Optimization, которую Intel разрекламировала во время анонса 14-го поколения Core. По задумке она должна дополниять стандартный механизм Thread Director и помогать оптимальному распределению потоков по разнородным ядрам, обеспечивая прирост производительности. Однако это начинание не получило дальнейшего развития: Intel забросила поддержку данной функции сразу же после её появления. Для функционирования Application Optimization нужны настроенные под конкретные приложения профили, но их разработкой компания заниматься не стала. В результате включить Intel Application Optimization можно лишь в двух играх не первой свежести (Tom Clancy’s Rainbow Six Siege и Metro Exodus), и этот список с течением времени не расширяется.

#Энергопотребление и температуры

К этому моменту вполне понятно, что с точки зрения энергетических аппетитов и температурного режима Core i7-14700K не должен заметно отличаться от старших собратьев. Однако, судя по всему, на этот раз нам повезло с экземпляром процессора, который в целом оказался чуть менее горячим, чем тестировавшиеся ранее Core i9-13900K и Core i9-14900K.

Проще всего это увидеть на примере многопоточного рендеринга в Cinebench 2024. Потребление Core i7-14700K здесь закономерно упирается в 253-Вт предел, как и у процессоров серии Core i9.

Но температура Core i7-14700K при этом оказывается немного ниже, чем у его старших собратьев (для охлаждения всех трёх процессоров в тесте использовалась одна и та же СЖО). В то время как типичный нагрев Core i9-13900K и Core i9-14900K во время многопоточного рендеринга составляет 87-88 градусов, средняя температура Core i7-14700K находится около 82-83 градусов.

Однако вряд ли это можно считать закономерностью. Гарантировать, что любые экземпляры процессоров Core i7-14700K будут демонстрировать преимущество в температурном режиме по сравнению с Core i9-13900K и Core i9-14900K при одинаковом энергопотреблении и, соответственно, тепловыделении, невозможно. Тут дело исключительно в удаче, ведь разница в температурах в такой ситуации в основном зависит от качества сборки процессора: равномерности прижима кристалла крышкой и распределения под ней слоя теплопроводящего припоя.

Если не брать в расчёт предельные нагрузки, которые заставляют CPU потреблять максимальное количество электроэнергии, то Core i7-14700K по своему темпераменту больше похож на Core i9-13900K. Это хорошо видно при однопоточном рендеринге в Cinebench 2024. Два этих CPU демонстрируют почти одинаковое потребление около 55 Вт, в то время как Core i9-14900K, работающий в этом случае на рекордной частоте 6 ГГц, требует для работы на 10 Вт больше.

Впрочем, такая разница в потреблении почти не отражается на температурах. Все три процессора в однопоточном тесте Cinebench 2024 нагреваются в среднем до 58 градусов.

Но наиболее наглядную картину можно увидеть в игровой нагрузке, в качестве которой мы по традиции используем Cyberpunk 2077. Здесь кривая потребления Core i7-14700K и Core i9-13900K совпадает почти до мельчайших деталей, в то время как флагманский Raptor Lake Refresh выставляет себя на их фоне куда более прожорливым CPU.

Естественно, всё это находит отражение и на температурном графике. Средняя температура Core i9-14900K в Cyberpunk 2077 — 74 градуса, и Core i7-14700K рядом с ним смотрится очень выигрышно, ведь он в тех же условиях холоднее на весомые 8-9 градусов. С этой точки зрения главный герой вновь гораздо ближе к Core i9-13900K, чем к старшему процессору из своего же семейства.

Иными словами, если говорить о Raptor Lake Refresh как о заводском оверклокинге Raptor Lake, то в Core i7-14700K этот разгон сделан в довольно разумных пределах, а Core i9-14900K производит впечатление переразогнанного чипа.

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Core i7-14700K имеет рекомендованную цену $409 (или $389 в версии без графического ядра), а на российском рынке его можно купить за сумму порядка 45 тыс. руб. Таким образом, его главные соперники — это относящийся к прошлому поколению Core i7-13700K (38-42 тыс. руб.), а также Socket AM5-процессоры Ryzen 9 7900X (38-43 тыс. руб.) и Ryzen 7 7800X3D (40-45 тыс. руб.). Однако, чтобы сравнение было как можно более всеобъемлющим, в тестирование были включены не только эти четыре CPU. Кроме них мы протестировали флагманские Core i9-14900K, Core i9-13900K, Core i9-12900K, Ryzen 9 7950X3D и Ryzen 9 7950X, а ещё и некоторые другие CPU, относящиеся к семействам Core i7 и Ryzen 7.

В итоге число процессоров — участников тестирования — выросло до 11, а в целом в составе тестовых систем использовался следующий набор оборудования:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 7950X3D (Raphael, 16 ядер, 4,2-5,7 ГГц, 128 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7950X (Raphael, 16 ядер, 4,5-5,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7900X3D (Raphael, 12 ядер, 4,4-5,6 ГГц, 128 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7900X (Raphael, 12 ядер, 4,7-5,6 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 7800X3D (Raphael, 8 ядер, 4,2-5,0 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 7700X (Raphael, 8 ядер, 4,5-5,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-14900K (Raptor Lake Refresh, 8P+16E-ядер, 3,2-6,0/2,4-4,4 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-13900K (Raptor Lake, 8P+16E-ядер, 3,0-5,8/2,2-4,3 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер, 3,2-5,2/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-14700K (Raptor Lake Refresh, 8P+12E-ядер, 3,4-5,6/2,5-4,3 ГГц, 33 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-13700K (Raptor Lake Refresh, 8P+8E-ядер, 3,4-5,4/2,5-4,2 ГГц, 30 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО из компонентов EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Maximus Z790 Apex (LGA1700, Intel Z790);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память: 2 × 16 Гбайт DDR5-6400 SDRAM (G.Skill Ripjaws S5 F5-6400J3239G16GX2-RS5K).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Настройка подсистем памяти в платформе Socket AM5 и LGA1700 выполнялась по XMP-профилю — DDR4-6400 с таймингами 32-39-39-102. Процессоры тестировались с принятыми спецификациями ограничениями по потреблению. Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.1555 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 5.08.02.027;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19600.8418;
  • NVIDIA GeForce 546.01 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Синтетические бенчмарки:

  • 3DMark Professional Edition 2.26.8113 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 в однопоточном и многопоточном режимах.
  • Geekbench 6.2.2 — измерение однопоточной и многопоточной производительности процессора в типичных пользовательских сценариях: от чтения электронной почты до обработки изображений.

Тесты в приложениях:

  • 7-zip 23.01 — тестирование скорости компрессии и декомпрессии. Используется встроенный бенчмарк с размером словаря до 64 Мбайт.
  • Adobe Photoshop 2023 24.7.1 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.7, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.5 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.95, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.6.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.98, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Blender 4.0 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Blender Benchmark.
  • Corona 10 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Corona Benchmark.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.8.0) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта —Blender версии 4.0.
  • Stockfish 16.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Используется стандартный бенчмарк с глубиной анализа 30 полуходов.
  • SVT-AV1 1.7 — тестирование скорости перекодирования видео в формат AV1. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
  • Topaz Video AI v4.0.3 — тестирование производительности при улучшении качества видео с использованием ИИ-алгоритмов, исполняемых на CPU. Исходное видео 640×360@30FPS масштабируется с использованием модели Artemis до разрешения 1280×720, а FPS поднимается до 60 c использованием модели Apollo.
  • X264 164 r3107 — тестирование скорости перекодирования видео в формат H.264/AVC. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
  • X265 r12776 — тестирование скорости перекодирования видео в формат H.265/HEVC. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
  • V-Ray 5.00 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный V-Ray 5 Benchmark.

Игры:

  • Baldur’s Gate 3. Настройки графики: Vulcan, Overall Preset = Ultra.
  • Cities: Skylines II. Настройки графики: Global Graphics Quality = High, Anti-aliasing Quality = Low SMAA, Volumetrics Quality Settings = Disabled, Depth of Field Quality = Disabled, Level of Detail = Low.
  • Cyberpunk 2077 2.01. Настройки графики: Quick Preset = RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Настройки графики: Quality = High Quality Raytracing.
  • Hitman 3. Настройки графики: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Hogwarts Legacy. Настройки графики: Global Quality Preset = Ultra, Ray Tracing Quality = Low, Anti-Aliasing Mode = TAA High.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Настройки графики: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Настройки графики: Overall Preset = Very High.
  • Shadow of the Tomb Raider. Настройки графики: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
  • Starfield. Настройки графики: Graphics Preset = Ultra, Upscaling = Off.
  • The Riftbreaker. Настройки графики: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt 4.04. Настройки графики: Graphics Preset = RT Ultra.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в синтетических тестах

От результатов, полученных в синтетических бенчмарках, трудно ожидать каких-то сенсаций. Всё-таки Core i7-14700K — процессор со вполне предсказуемыми свойствами, которые он охотно демонстрирует в используемых нами Geekbench 6 и 3DMark CPU Profile. Так, в случае измерения однопоточной производительности Core i7-14700K оказывается чуть медленнее, чем Core i9-13900K и Core i9-14900K, которые имеют более высокую максимальную частоту в турборежиме. Но при этом он превосходит Core i7-13700K, как и любые процессоры AMD.

При переходе к многопоточной нагрузке картина меняется не слишком заметно. Core i7-14700K с 20 ядрами отстаёт от Core i9-13900K и Core i9-14900K, у которых на четыре ядра больше, но опережает 16-ядерный Core i7-13700K. При этом результат Core i7-14700K оказывается довольно близок к показателям 16-ядерных Ryzen 9, и это позволяет говорить, что увеличение числа ядер и рост ёмкости L3-кеша пошли ему на пользу. Так, предшественник главного героя, Core i7-13700K, в многопоточных синтетических бенчмарках стоит рядом с 12-ядерным Ryzen 9 7900X, но новая версия Core i7 действительно заметно быстрее.

#Производительность в приложениях

Очевидно, что преимущества Core i7-14700K перед предшественником должно быть лучше всего видно в ресурсоёмких приложениях, которые способны по достоинству оценить очередное расширение многоядерности. И это нетрудно проследить по приведённым ниже графикам — Core i7-14700K в сравнении с Core i7-13700K оказывается на 9 % быстрее. Однако такого прироста не хватает, чтобы старший Core i7 нового поколения дотянулся до уровня Core i9-13900K — между производительностью этих процессоров остаётся 10%-й разрыв. Таким образом, в рабочих приложениях Core i7-14700K занял место ровно посредине между Core i7-13700K и Core i9-13900K.

Зато Core i7-14700K может похвастать безоговорочной победой над 12-ядерными процессорами конкурента: в 12 из 14 приложений рассматриваемая новинка опережает по быстродействию и Ryzen 9 7900X, и Ryzen 9 7900X3D. И это значит, что если выбирать 400-долларовый процессор для рабочей станции, то Core i7-14700K — самый производительный вариант. Однако нужно иметь в виду два но. Во-первых, этот процессор прожорливее альтернатив, предлагаемых AMD. И во-вторых, он не предлагает поддержки набора инструкций AVX-512, которая может быть критически важна в некоторых задачах, связанных с ИИ.

Рендеринг:

Перекодирование видео:

Обработка фото:

Работа с видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Было бы странным надеяться, что благодаря добавлению в Core i7-14700K четырёх эффективных ядер он принципиально улучшит свою игровую производительность по сравнению с Core i7-13700K. Однако у нового представителя серии Core i7 есть другие важные для игр усовершенствования — увеличенная на 10 % кеш-память третьего уровня и дополнительные 200 МГц частоты. И как раз благодаря им частота кадров, которую обеспечивает Core i7-14700K, стала выше — прирост составляет 2,5 % в среднем, но в некоторых случаях может доходить и до 6 %.

Впрочем, это не позволяет ему догнать ни Core i9-13900K, ни уж тем более Core i9-14900K, — флагманские процессоры предлагают на 1-3 % более высокий уровень FPS. Однако все эти различия не так заметны, и в целом можно говорить, что любые Core i7 и Core i9 13-го и 14-го поколений выдают очень похожее быстродействие в играх.

В группу лидеров по геймерской производительности попадают также и процессоры Ryzen 7 7800X3D и Ryzen 9 7950X3D. Оба они обеспечивают примерно такую же среднюю частоту кадров, как и Core i7-14700K, однако немного отстают от него по минимальному FPS.

Однако здесь необходимо напомнить, что примерно такое же быстродействие в играх, как у Core i7-14700K, процессорам Ryzen с 3D-кешем удаётся продемонстрировать с куда меньшим надрывом. Среднее потребление главного героя этого обзора в том же Cyberpunk 2077 около 157 Вт, в то время как Ryzen 7 7800X3D выдаёт почти такой же FPS, расходуя всего 62 Вт электроэнергии. Более того, даже потребление 16-ядерного Ryzen 9 7950X3D в игре оказывается вдвое меньше, чем у Core i7-14700K, обнажая отталкивающую энергетическую неэффективность представителя семейства Raptor Lake Refresh.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Повышение разрешения скрадывает преимущества тех или иных процессоров, поэтому в конечном итоге можно говорить о том, что в 4K все современные флагманские CPU примерно одинаковы по производительности. Однако, если исходить из выбранного набора игр, платформа LGA1700 всё-таки предлагает чуть лучший показатель минимального FPS даже при переносе основной части нагрузки на GPU. Иными словами, если бы не энергетические аппетиты, то для игровых систем стоило бы порекомендовать 400-долларовый Core i7-14700K, который может похвастать достаточно выгодным отношением выдаваемого FPS к цене. Но в существующих реалиях геймерам благоразумнее ориентироваться на другие варианты, в первую очередь на в разы более экономичный Ryzen 7 7800X3D, который выступает в той же ценовой категории.

#Выводы

Core i7-14700K выглядит как нечто среднее между Core i7-13700K и Core i9-13900K не только с точки зрения формальных характеристик. Его реальную производительность и прочие потребительские качества можно описать примерно так же. Исключение придётся сделать разве только для цены: по замыслу Intel, этот процессор должен стоить столько же, сколько и Core i7-13700K, хотя в действительности это всё-таки не совсем так и покупка Core i7-14700K обойдётся на три-четыре тысячи рублей дороже.

Тем не менее по соотношению производительности и цены Core i7-14700K всё равно выглядит очень привлекательно. Он дешевле флагманского Core i9-14900K примерно на 30 %, которые в абсолютных величинах выливаются в пару десятков тысяч рублей, но разница в быстродействии этих процессоров составляет порядка 10-12 %, если говорить о ресурсоёмких приложениях, и 2-3 %, если говорить об играх. При этом такими же относительными величинами характеризуется и превосходство Core i7-14700K над Core i7-13700K, однако ценовой разрыв между этими вариантами составляет единицы процентов.

Откуда у рассмотренной новинки берётся заметное преимущество перед предшественником, понять нетрудно. Core i7-14700K получил дополнительный кластер E-ядер и стал процессором с 20 ядрами и 33 Мбайт L3-кеша. Именно это позволило ему не только выгодно смотреться на фоне Core i7-13700K, но и оторваться в рабочих задачах от 12-ядерной продукции конкурента. С точки зрения приложений для создания и обработки цифрового контента старший Core i7 семейства Raptor Lake Refresh уверенно превосходит Ryzen 9 7900X (и Ryzen 9 7900X3D) — лидерство решения Intel прослеживается в подавляющем большинстве проверенных нами вариантов нагрузки.

С сильной стороны Core i7-14700K показывает себя и в играх. Он определённо попадает в группу лидеров, возглавляемую Core i9-14900K и Ryzen 7 7800X3D, и обеспечивает почти такой же уровень среднего FPS. Более того, по сравнению с геймерскими процессорами Ryzen, оснащёнными 3D-кешем, Core i7-14700K может предложить немного более высокий первый перцентиль FPS, то есть менее рваную кадровую частоту в целом.

Впрочем, хорошая производительность Core i7-14700K сочетается с довольно неприятным недостатком, присущим всем многоядерным процессорам Intel для платформы LGA 1700, — высоким энергопотреблением и тепловыделением. Как и его ближайшие родственники, Core i7-14700K не только выделяет до 250 Вт тепла при полной нагрузке, но и не стесняется проявлять горячность в играх, где его потребление и тепловыделение запросто может превышать 150 Вт. А это значит, что для такого процессора нужна мощная система охлаждения и соответствующий запас по питанию. Именно поэтому в ПК, нацеленных исключительно на игровое применение, намного целесообразнее использовать Ryzen 7 7800X3D — он способен обеспечить примерно такой же уровень FPS, затрачивая на это в два с половиной раза меньше энергии и выделяя настолько же меньше тепла.

Что же касается Core i7-14700K, то он интересен не какой-то конкретной чертой в профиле быстродействия, а своей всеядностью, из-за которой энергетическая несдержанность может отойти на второй план. Дело в том, что этот представитель семейства Raptor Lake Refresh хорош не только игровой производительностью, но и высокими показателями быстродействия в рабочих задачах, где восьмиядерный Ryzen 7 7800X3D медленнее принципиально. Поэтому остановить выбор на CPU компании Intel имеет смысл при сборке конфигурации, нацеленной не только на гейминг, но и на серьёзную работу. Столь удачного многоцелевого процессора в той же ценовой категории у AMD попросту нет, а её «универсальные» Ryzen 9 7900X и Ryzen 9 7900X3D не только хуже Core i7-14700K справляются с творческими задачами, но и серьёзно уступают ему при игровых нагрузках.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 9 мин.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 56 мин.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 2 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 4 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 4 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 5 ч.
Nvidia App получило обновление, которое исправило замедление игр — «тормозящие» фильтры теперь отключены по умолчанию 7 ч.
Microsoft перестала полагаться только на ИИ-разработки OpenAI 7 ч.
Индустрия компьютерных клубов в России по итогам 2024 года достигла 25 миллиардов рублей и «продолжит расти ещё в течение четырёх−пяти лет» 8 ч.
VK представила платформу OpenVK для публикации открытого ПО, причём не только своего 8 ч.