Примерно половина отечественных операторов связи намеревается поднять цены на свои услуги на 10–15 % в 2025 году. Ещё около пятой части операторов собирается увеличить стоимость услуг на 20 % и выше. Объясняется это ростом цен на оборудование, повышением ставки ЦБ, увеличившимися расходами на персонал и другими затратами, пишут «Известия» со ссылкой на исследование TelecomDaily. Сдерживающими факторами могут стать конкуренция и воля ФАС.
Увеличить цены в будущем году хотят 95 % российских компаний, предоставляющих услуги мобильной и фиксированной связи, сообщили их представители в ежегодном опросе TelecomDaily — впервые об этом заявили почти все участники рынка. 49 % операторов намереваются поднять тарифы на 10–15 %, 22 % нацелились на рост от 20 % и выше, и ещё 24 % думают ограничиться повышением цен в диапазоне от 3 % до 10 %. Отдельные участники рынка начали процесс уже сейчас — с 1 ноября аренда оборудования у МТС подорожает на 29 руб.
Основной причиной роста цен 66 % операторов назвали дефицит и подорожание оборудования; 55 % заявили о нехватке кадров и 54 % упомянули государственное регулирование. В прошлом году на дефицит оборудования и кадров указали 42 % и 40 % респондентов соответственно. 62 % сообщили об увеличении издержек на 10 % (в прошлом году таких было 37 %); у 18 % их рост составил от 3 % до 10 %. Связывать рост издержек с санкциями стали реже, но остались жалобы на сложности с трансграничными платежами и логистикой оборудования.
Важным сдерживающим фактором для роста цен является жёсткая конкуренция на рынках мобильной и фиксированной связи, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. На стоимость тарифов влияют цены на оборудование, расходы на электричество и другие ресурсы, напомнили в «МегаФоне»; «Билайн» корректирует цены в соответствии с тарифной политикой, в рамках экономически обоснованных параметров и при необходимости согласует свои действия с Минцифры и ФАС, сообщили в пресс-службе оператора.
Дополнительные расходы операторов могут быть связаны с модернизацией сетей, развитием современных технологий, необходимостью обеспечивать быструю и качественную связь, но при этом следует учитывать интересы абонентов и не поднимать цены выше показателей инфляции, заявили в Минцифры. Тарифная линейка должна дифференцироваться, чтобы услуги оставались доступными для разных слоёв населения; а операторам надлежит исполнять свои обязательства в отношении вложений в обновление инфраструктуры — ведомство совместно с ФАС внимательно следит за ценовой политикой операторов и при необходимости вмешивается.
Полномасштабное производство телекоммуникационного оборудования в России до сих пор не налажено, оно закупается за рубежом, и здесь приходится сталкиваться с некоторыми трудностями: рубль дешевеет, а из-за растущего санкционного давления усложняются механизмы оплаты и доставки продукции. Контролирующие ведомства действительно вмешиваются в тарифную политику операторов: в прошлом году «большую четвёрку» заставили отказаться от платы за раздачу интернета, а недавно МТС обязали выплатить в бюджет 3 млрд за завышение тарифов связи.
«Операторы связи любят говорить, что за последние 10 лет все коммунальные услуги подорожали в разы, а среднемесячный платёж сотового абонента (ARPU) остался почти прежним. Это не так. С середины 2014-го к середине 2024 года тарифы на электроэнергию выросли в 1,5–1,7 раза, курс доллара увеличился в 2,42 раза, а мобильный ARPU в 1,4 раза (у МТС) и в 1,68 раз (у Т2). Так что операторы сотовой связи постепенно повышали тарифы, и следующий год не станет исключением», — рассказал партнер ComNews Research Леонид Коник. По его прогнозу, услуги мобильной связи в 2025 году подорожают на 10–12 %; а провайдеры широкополосного доступа повысят цены примерно на 20 %.
Источник: