Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) провело замеры воздушных потоков, создаваемых винтами летающих аппаратов массой до 3 тонн. В эту категорию входят перспективные электролёты с вертикальным взлётом и посадкой. Названия протестированных моделей не раскрываются, но результаты испытаний показали, что они столь же опасны для людей на земле, как и вертолёты. Это открытие потребует пересмотра требований к безопасности вертипортов и площадок для аэротакси.
Одной из причин ограниченного использования вертолётов в качестве воздушных такси в городах является сильный поток воздуха, создаваемый их лопастями. Эксплуатация вертолётов допускается только в специально оборудованных и огороженных местах, чтобы исключить риск для случайных прохожих. Летающие автомобили и аэротакси, напротив, позиционируются как средства индивидуального воздушного транспорта, подразумевающие возможность взлёта и посадки на неподготовленных площадках. Однако исследования FAA показали, что электролёты создают значительно более мощные и опасные воздушные потоки при взлёте и посадке, чем предполагалось ранее.
Когда вертолёт поднимается в воздух, его лопасти создают комбинированный поток воздуха вниз и в стороны, обозначаемый аббревиатурой DWOW (DownWash and OutWash). Мы знаем, что этот поток может сбить с ног взрослого человека или выбросить тяжёлые предметы с площадки. Поэтому существуют строгие требования к оборудованию вертолётных площадок и правила их эксплуатации.
В FAA провели измерения потоков DWOW, создаваемых тремя электролётами, используя стандартные процедуры и датчики. Выяснилось, что сила потоков от винтов этих аппаратов, независимо от диаметра лопастей и их количества, достигает 12 баллов по шкале Бофорта. Это эквивалентно ураганному ветру со скоростью около 160 км/ч, что сопоставимо с воздушными потоками, создаваемыми вертолётами. Для человека опасной считается скорость ветра от 55,5 км/ч, то есть в три раза меньше.
Очевидно, что для вертипортов и эксплуатации летающих машин потребуется разработка нового свода норм и правил, регламентирующих безопасность их использования. Отказ от летающих такси не рассматривается, однако их эксплуатация в произвольных местах станет невозможной.
Источник: