Минпромторг и ряд ведомств обсуждают инициативу о маркировке иностранных товаров, которые ввозятся через интернет-площадки. В декабре 2025 года должна появиться маркировка для телефонов, смартфонов, планшетов и ноутбуков. Исключением могут стать устройства, которые ввозятся для личного пользования. Если маркировка станет обязательной для всех товаров с интернет-площадок, иностранные продавцы могут отказаться от сотрудничества с Россией.

Источник изображений: Jonas Leupe / unsplash.com
Минпромторг и несколько уполномоченных органов изучают вопрос о введении маркировки иностранных товаров, ввозимых через интернет-площадки; учитываются изменения в законодательстве в области таможенного регулирования. Об этом сообщили в пресс-службе Минпромторг в ответ за запрос Forbes; Минфин и Федеральная таможенная служба переадресовали вопрос в Минпромторг. С 1 декабря Минпромторг планирует ввести обязательную маркировку ноутбуков, планшетов, смартфонов, телефонов и другой радиоэлектронной продукции. В сопровождающих инициативу документах говорится о распространении в России контрафактной и фальсифицированной радиоэлектроники.
По итогам 2023 года на нелегальную радиоэлектронику пришлись 14 % рынка, подсчитали в ведомстве. В сегменте телефонов и смартфонов доля подделок достигла 31 %, как показала независимая оценка, говорят в Минпромторге. В категорию подделок попали реплики — копии брендовой продукции — и товары с недостоверной информацией. Под видом восстановленных устройств всё чаще продаются экземпляры сомнительного происхождения и надёжности. По данным ведомства, в месяц в России взрываются около десяти смартфонов. Под видом отечественной «реестровой электроники» часто продаётся китайская продукция. В сегменте ноутбуков доля подделок оценивается от 7 % до 15 %. По планшетам статистику не привели.
Участники рынка ожидали введения обязательной маркировки смартфонов и прочей радиоэлектронной продукции. Эксперимент по добровольной маркировке начался 10 июля 2024 года и продлится до 30 апреля 2025 года. Оператором назначено ООО «Оператор-ЦРПТ», которое совместно с министерством выработало «оптимальные подходы к нанесению средств идентификации на продукцию» и определило механизмы работы участников рынка в системе маркировки. В рабочую группу вошли 35 крупных участников рынка и три ассоциации. На стадии эксперимента повлиять на незаконный оборот товаров не удалось, потому что участие в проекте приняли лишь добросовестные игроки. Обязательная маркировка в ближайшие шесть лет, если учесть индекс потребительских цен, обещает принести дополнительные налоговые поступления на 18,591 млрд рублей.

Если человек заказывает товар из-за рубежа для себя, то маркировке такое устройство не подлежит. Если же лицо намеревается наладить продажу, то на него возлагается обязанность по нанесению маркировки, указывают опрошенные Forbes эксперты. Сам код маркировки наносится либо на этапе производства за рубежом, либо на таможне при ввозе в страну; технические решения разрабатываются в ходе эксперимента. Стоимость одного QR-кода фиксирована и составляет 50 копеек; фактические затраты зависят от объёмов производства. На уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в которую входит Россия, правила маркировки смартфонов, планшетов и ноутбуков действуют с сентября 2023 года. Они включают в себя основные аспекты, в том числе перечень продуктов, характеристики средств идентификации, перечень сведений о товаре. Порядок маркировки и стоимость средств идентификации определяются на национальном уровне.
В «Яндекс Маркете» и «Wildberries» поддержали инициативу о маркировке радиоэлектроники и выразили готовность заняться ей самостоятельно. В «Почте России», «AliExpress Россия», Ozon и Joom комментариев не дали. Доля трансграничных продаж в российской интернет-торговле составляет около 3 %, рассуждают опрошенные Forbes эксперты. На этапе эксперимента трансграничные интернет-магазины не обязаны проводить маркировку. Однако, когда она станет обязательной, в этом сегменте, возможно, продолжат работать без неё, потому что покупатели заказывают эти товары для личного пользования, и требование можно будет легально обходить. Среди членов Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) единодушия по данному вопросу нет: одни призывают ввести обязательную маркировку скорее, чтобы сделать рынок гаджетов «белым», другие сетуют на отсутствие средств на внедрение системы, высокую ставку ЦБ и предлагают отстрочить инициативу.
Введение обязательной маркировки на товары, приобретаемые для личного пользования, может нарушить некоторые механизмы трансграничной торговли, предупреждают эксперты. Зарубежным интернет-магазинам придётся внедрять сложную логистическую процедуру при ввозе товаров на территорию Таможенного союза, и им может быть проще отказаться от поставок некоторых товаров в Россию.
Источник: