Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

Asus A7N266-E на nForce 420D

⇣ Содержание

ASUStek A7N266-E
Чипсет nForce 420D
Форм-фактор ATX
FSB FSB 200/266MHz
Память 3 DDR SDRAM, до 3 Гб PC1600/2100
Процессор AMD Duron/Athlon
Socket A (Socket 462)
HDD UltraDMA/100 IDE
Дополнительно Видео, звук, сеть
Цена: ~170-180$ (Price.Ru)

Обзор этой материнской платы я начну с комплектации :). После извлечения платы из коробки, в глаза сразу бросились диски с двумя играми: "Messiah" и "Star Trek: New Worlds". Не часто материнские платы продаются в комплекте с играми, а я вообще впервые с этим сталкиваюсь. Этому есть вполне разумное объяснение: до сегодняшнего дня мощность интегрированной графики была очень маленькой, совместимость с OpenGL и Direct3D была чисто декларативной. То есть, в хорошие игры просто нельзя было играть - не хватало производительности. И только с появлением плат на чипсете nForce мы реально получаем замену отдельной игровой видеокарте. Забегая вперед скажу, что по скорости видеоядро nForce приблизительно равно скорости GeForce2 MX. Реальная потребность в материнских платах с таким уровнем производительности графического ядра очень неоднозначная. С одной стороны, уже начиная с разрешения 1024х768, многие игры будут серьезно тормозить, а включение 32-х битного цвета вообще сделает полноценную игру невозможной. С другой стороны подавляющее большинство производителей 3х-мерных игр ориентируются на среднего пользователя, который как раз и имеет в своем компьютере видеокарту класса GeForce2 MX. Именно последний аспект вынуждает нас играть в игры на уже устаревшем движке Quake3. При этом тот уровень качества, который демонстрируют 3dmark или демо X-Isle, остается пока недосягаемым для игрока.

В общем так или иначе есть плата и мы ее рассмотрим. А начнем рассмотрение с чипсета.

Чипсет nForce 420D

Плата выполнена на чипсете nVidia nForce 420D. С момента его анонса (середина 2001 года) прошло уже очень много времени, но в наших магазинах платы стали появляться только сейчас. Удивляться тут нечему - nForce, это первый чипсет компании nVidia, которая, как всем известно, занимается в основном производством видеочипов. Но следуя правилу "Бизнес должен расширятся", nVidia вторглась на поле деятельности таких монстров чипсетостроения как Intel, VIA и Sis. Да и зачем терять наработки полученные при создании логики XBox? Уже первая информация о чипсете заставляла покупателей и конкурентов внимательно присмотреться к новичку. А обещано было немало:

Во-первых, на суд публике была представлена технология TwinBank. Ее суть заключается в том, что доступ к памяти осуществляется по двум независимым шинам памяти. При этом каждая шина (64 бита) снабжена своим контроллером памяти, в результате чего достигается 128-й битный доступ к памяти. Как следствие возрастает пропускная способность, которая равняется 4.2 Гбайт/с. Для уменьшения латентности доступа к памяти использована технология DASP (Dynamic Adaptive Speculative Pre-Processor), которая представляет собой кэш третьего уровня с упреждающей выборкой данных.

Во-вторых, были обещаны невиданные доселе интегрированные возможности: встроенное видеоядро, с производительностью аналогичной GeForce2 MX и очень мощное звуковое ядро совместимое с DirectX 8 и с возможностью аппаратного кодирования потока Dolby Digital.

В четвертых, вместо классической связи южного и северного моста шиной PCI, в чипсете nForce использован протокол HyperTransport с пропускной способностью 800Мбайтс. (для сравнения у PCI пропускная способность 133 Мбайт/с). Если посчитать на коленке приблизительные потребности различных компонентов в пропускной способности, то получим такие цифры:

  • Контроллер жестких дисков - 200Мб/сек
  • PCI Bridge - 133Мб/сек
  • Звуковая подсистема - 150Мб/сек (я думаю понятно, что подразумевается APU(Audio Processing Unit), а не убогий AC'97
  • Сетевая карта - 25Мб/сек

Итого: >>500Мбайтсек.

Понятно, что это пиковая (или теоретическая) потребность, но все же становится очевидно, почему производители чипсетов похоронили PCI шину как способ связи мостов.

При таких характеристиках чипсет можно было бы назвать революционным. Некоторые заранее называли nForce наилучшим и за глаза присуждали ему первое место по производительности. Компании Sis и VIA сконцентрировались на улучшении своих чипсетов (в результате получились Sis745 и VIA KT266AKT333), а Intel решил проблему конкуренции просто - он не выдал лицензии nVidia на производство чипсетов для процессоров Pentium4 и Pentium3.

Но, как всем известно, первый блин имеет свойство получаться комом. Отчасти так и получилось. С самого начала nForce преследовали проблемы с южным мостом (или как его назвали в nVidia - MCP). Конкретно проблемы были с реализацией встроенного звука. Причем проблемы были настолько серьезные, что некоторые производители выпустили первые платы с встроенным звуковым чипом другого изготовителя. В частности, первая плата Asustek - A7N266-V имела на борту встроенный звук C-Media 8738.


(обратите внимание на ориентацию сокета и на заднюю панель платы)

Потребовалась не одна ревизия чипсета, прежде чем реализация звуковой подсистемы стала удовлетворять производителей. Даже наша плата имеет разводку под звуковую микросхему C-Media 8738, а это означает, что дизайн PCB разрабатывался еще в то время, когда инженеры nVidia дорабатывали южный мост.

Спецификация чипсета

Северный мост: IGP-128
  • Поддержка процессоров AMD Athlon и Duron;
  • Процессорная шина 200/266 МГц EV-6 DDR;
  • Поддерживаемая память: PC1600/PC2100 DDR SDRAM,133 МГц SDRAM (ECC не поддерживается);
  • Пропускная способность памяти: 4.2Гбайт/с;
  • Максимальный объем ОЗУ 1.5Гбайт;
  • Поддержка AGP 4x.

Южный мост: MCP-D
  • Режимы IDE: ATA-3366100;
  • Количество PCI Masters: 5;
  • Порты USB: 6;
  • Поддержка AC'97;
  • APU: 3d-audio, Dolby Digital 5.1;
  • Дополнительные слоты расширения ACR;
  • 10/100MB Fast Ethernet и 1/10MB HomePNA 2.0.

Северный и южный мост соединены шиной HyperTransport.

Для получения дополнительный доходов и для расслоения рынка на сектора, инженеры nVidia применили свой излюбленный прием. А именно - стали урезать возможности как северного, так и южного моста. В результате появились северный мост IGP-64 с одним контроллером памяти (и, как следствие, одним каналом DDR SDRAM) и южный мост MCP (без суффикса -D), т.е. без встроенного Dolby Digital кодера. В результате мы имеем 4 комбинации северного и южного моста и по идее производителей и потребителей это должно удовлетворить. Но, вспомним, что встроенное графическое ядро занимает больше половины северного моста. Естественно, это отрицательно сказывается на проценте выхода годный чипов. Также вспомним, что есть немалая группа пользователей, которым нужна быстрая плата, но не нужно встроенное видео. Нетрудно было догадаться, что через некоторое время nVidia анонсирует чипсет nForce 415(-D) без встроенного видео. Как следствие, чипсет nForce 415 полностью совместим по выходам со своим предшественником и имеет меньшую цену.

Кстати, подобную ситуацию мы видели с чипсетом Intel 815E. Через некоторое время после его выхода был выпущен чипсет i815EP с отключенным видеоядром.

Итак, с чипсетом все понятно, он крут. Теперь посмотрим насколько хорошо реализованы его возможности в системной плате ASUS A7N266-E.

Спецификация ASUS A7N266-E

    Процессор

  • Поддержка процессоров AMD формата Socket-A (Athlon /Duron)
  • Поддержка частот FSB 200/266MHz

    Чипсет nForce 420D

  • Северный мост NVIDIA™ IGP-128
  • Южный мост NVIDIA™ MCP-D (built-in Dolby Digital Encoder)

    Системная память

  • Наличие трех 184-контактных слота для DDR SDRAM DIMM
  • Технология TwinBank

    Слоты расширения

  • Слот AGP Pro, поддерживающий режим 4-x
  • Пять 32-х битных PCI Bus Master слотов
  • 1 слот ACR (Communication and Networking Riser)

    Возможности для разгона

  • Изменение частоты FSB от 100 до 172 Мгц
  • Изменение напряжения на процессоре и Vmem, изменение множителя

    Интегрированный звук/видео/сеть

  • Встроенный шестиканальный звук
  • Встроенный Dolby Digital 5.1 кодер
  • Встроенное видеоядро класса GeForce 2 MX
  • Поддержка сети на основе чипа Realtek RTL8100L

    Интегрированный UltraDMA/100 IDE контроллер

  • 2 канала UltraDMA/100/66/33 Bus Master IDE (с поддержкой до 4 ATAPI-устройств)
  • Поддержка LS-120 / ZIP / ATAPI CD-ROM

    BIOS

  • 2MBit Flash ROM
  • Award Phoenix с поддержкой Enhanced ACPI, DMI, Green, PnP Features и Trend Chip Away Virus

    Разное

  • Один порт для FDD, два последовательных и один параллельный порты, порты для PS/2 мыши и клавиатуры
  • Индикатор питания на плате и Warning LED
  • STR (Suspend to RAM)

    Мониторинг

  • Отслеживание температуры процессора и чипсета, напряжения, скорости вращения вентиляторов с помощью собственной системы мониторинга.
  • Технология ASUS C.O.P

    Поддержка USB

  • Два встроенных порта USB и четыре дополнительных порта USB

    Управление питанием

  • ACPI/APM
  • Пробуждение от клавиатуры,сети, USB

    Питание

  • Стандартный 20-и пиновый разъем питания ATX (ATX-PW)

    Размер

  • ATX форм-фактор, 245мм x 305мм (9.6" x 12")

Коробка

В коробке было обнаружено
  • Материнская плата;
  • CD диск с ПО и драйверами;
  • Игры Messiah и Star Trek: New Worlds;
  • ATA-66 шлейф, ATA-33 шлейф, FDD шлейф;
  • Руководство пользователя + краткое описание платы;
  • Планка с 2-мя дополнительными портами USB;
  • Планка с COM портом;
  • Задняя панель для корпуса;
  • Дополнительная ACR звуковая карта

Диск с драйверами и ПО содержит практически стандартный набор утилит от Asus (AsusHotKey, Asus PCProbe, AsusUpdate) и набор драйверов от NVidia.

Руководство пользователя содержит очень подробную информацию, необходимую для установки и настройки платы. Впрочем, для Asus это характерно. Единственное - не понравилась тонкая бумага, на которой напечатано руководство. Как-то несолидно для платы стоимостью 180$ иметь такую дешевую на вид книжку.

Отдельно отмечу ACR плату. У нас впервые появилась возможность задействовать ACR слот, который долгое время являлся предметом насмешек различных обозревателей (некоторые, особо цинично называли его перевернутым PCI :)).

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 2 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 8 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 8 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 9 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 11 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 12 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 12 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 13 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 15 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 15 ч.