Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

ITоги `2001

Процессоры

Основное явление года - это, несомненно, Pentium 4. Трудно спорить с тем, что официально он вышел еще осенью 2000, но не менее трудно - и с тем, что состоялся он лишь в этом году, причем, ближе ко второй половине года, когда совместились для достижения одного результата как усилия производителей чипсетов и материнских плат, создавших весьма дешевые решения под этот процессор, так и усилия AMD, с ее беспощадной ценовой войной за место под солнцем, вынудившей Intel снижать цены на свои процессоры куда быстрее, чем это планировалось изначально.



Pentium 4

Впрочем, то же самое верно и в противоположном направлении - не менее активно воздействовал и Intel на AMD. Результат получился, в общем то, вполне предсказуемым: обе компании в этом году зарабатывали заметно меньше, чем в аналогичных кварталах прошлого, AMD - так и вовсе скатилась обратно в минус, при том, что в количественном выражении объемы поставок процессоров продолжали бить рекорды.


Pentium 4, Pentium III, Athlon

Война шла везде, на всех фронтах, и исключением не стал и Low-End, где за год тактовая частота выросла в полтора раза, с 800 до 1.2 ГГц, при том, что стороны большую часть года шли бок о бок, как правило, тактовые частоты Celeron и Duron в любой выбранный момент времени либо соответствовали друг другу, или отличались на 50-100 МГц. Однако, с учетом того, что Celeron в этом году миновал сразу две достаточно важных фазы в своем развитии (сначала - переход на 100 МГц FSB, а затем - на ядро Tualatin с 256 Кбайт кэша L2), так что несмотря на равенство в тактовой частоте на конец года, победителем все же оказался Celeron, за счет 0.13 мкм должный сохранить в ближайшем будущем этот титул за собой.

К сожалению, о VIA трудно сказать что-то хорошее. Сменив за год три поколения процессорных ядер, и столько же техпроцессов, компания подняла скорость своего C3 всего лишь на 100 МГц, правда, в полном соответствии с заветами AMD, заметно подняв количество выполняемых операций в расчете на мегагерц. Следовательно, при сохранении минимальной цены (а именно этот параметр, а не тактовая частота, критичен для VIA), пользователи C3 в результате получают более высокую производительность. К сожалению, тем не менее, VIA в этом году значительно сбавила темп по сравнению с тем, что было запланировано. Не вышел C5X, который одним махом действительно позволил бы VIA конкурировать c Celeron и Duron по производительности, не вышел демонстрировавшийся еще аж весной Matthew, вместо которого VIA предложила абсолютно невнятный Eden. В общем, можно было бы сказать, что у VIA есть хороший задел для конкуренции на 2002 год, если бы не ожидающиеся в нем Celeron на ядре Pentium 4 и 0.13 мкм Duron.

Рынок основных процессоров у всех на устах, и Pentium 4, и Athlon XP за год стали жертвами не одного десятка обзоров, и в общем то споры на эту тему продолжают оставаться столь же ожесточенными, а значит, хорошо сработали обе компании - как Intel, успешно, хоть и не без огрехов, выведший на рынок новую архитектуру, так и AMD, которая оказалась в состоянии поддерживать на этом фоне в конкурентоспособном состоянии архитектуру уже несколько устаревшую.

А вообще, если смотреть в целом, то год получился откровенно провальным. Tualatin как настольный процессор практически не сыграл, став исключительно нишевым продуктом, нацеленным на мобильный и серверный рынки. При том, что оба рынка... Если на мобильном полностью и безоговорочно провалилась Transmeta, в течение полугода так и не смогшая выпустить Crusoe TM5800 (хотя AMD с Athlon4 и Intel с ультраэкономичным Pentium III сыграли замечательно), то на серверном в той или иной мере провалились все трое. Transmeta, чей Crusoe не смог закрепиться на серверном рынке, Intel, который так и не смог запустить мультипроцессорный Xeon с нормальным кэшем L2, а также McKinley, ну и AMD, чей Athlon MP остался практически не замеченным рынком. Впрочем, все эти неудачи компании (по крайней мере, AMD, Intel и VIA) смогут уверенно отыграть в 2002 году. Все предпосылки для этого у них есть.

Материнские платы

Год оказался почти точной копией 1999 в своей основной интриге - противостоянии Intel и VIA. Ситуация с Apollo Pro133 против i815 и P4X266 против i845 повторялась с такой точностью, что временами напоминала фарс. И, судя по всему, точно так же и закончится - выплатой VIA отступных и лицензированием ею системной шины под Pentium 4. Благо, Intel, выпуская удачный чипсет всегда добреет и имеет свойство дальнейшие разбирательства передоверять рынку.


i845

Учитывая же то, что i845 провалившимся назвать трудно, а i845D - будущий хит, за дальнейшую судьбу чипсетов VIA под Pentium 4 можно практически не беспокоиться. Хотя созданное под новый виток юридических разбирательств подразделение VIA по продаже материнских плат еще может аукнуться самым непредвиденным образом, все будет зависеть от результатов его работы в финансовом выражении.


VIA P4X266 и VIA KT266A

Пока что отметим, что сегодня этот отдел продает лишь платы на базе P4X266, прикрывая своих сторонников - производителей материнских плат на базе этого чипсета. Но с другими чипсетами этот отдел благоразумно не связывается, а ведь большую часть прибылей VIA в этом году, как и в прошлом, составляли чипсеты под Athlon. Судите сами - даже учитывая тот факт, что KT266 прошел практически незамеченным, поставлявшийся с самого начала года KT133A был бесспорным хитом, на этот же титул претендует и его наследник, KT266A. P4X266 продавался отнюдь не так хорошо, как мог бы, из-за юридических разбирательств и давления Intel, а Apollo Pro266 пролетел просто и недвусмысленно: либо брали Pentium 4, либо Celeron или Pentium III, но этим покупателям DDR явно был не нужен. Про шуточки VIA с "А"шными версиями чипсетов, не добавившие ей почитателей, тоже стоит упомянуть, хотя и мельком, поскольку серьезно на продажах VIA они все же вряд ли отразятся.


Sis 645

Вот кто бесспорно получает первый приз по итогам года, и безо всяких оговорок, так это SiS. Во-первых, за счет ввода в строй своей собственной фабрики, SiS, кажется, окончательно похоронил в прошлом все проблемы с поставками своей продукции, а во-вторых, компания обрела второе дыхание и разразилась линейкой чертовски удачных продуктов, в первую очередь, SiS 735 и SiS 645 – два классических чипсета под Athlon и Pentium 4, сочетающих в себе скорость, недосягаемую в большинстве случаев даже для продуктов VIA и Intel и сохраняющих, в то же время, характерные для SiS беспрецедентно низкие цены. Результат: SiS 645 стал безоговорочным хитом на фоне отсутствия нормальных предложений от других создателей чипсетов под Pentium 4, а на его основе в наступающем году хитом готовится стать и интегрированный SiS 650.

Это была тройка победителей минувшего года, в проигравших же у нас значится другая тройка. Это ALi, NVIDIA и ATI. Первая, давно присутствующая на рынке, вообще никак не отметилась, поскольку выпуск небольшой переделки прошлогоднего ALiMAGiK1 и начало поставки Aladdin P4 мы можем не считать - если их убрать, картина года не изменится вообще. То же самое относится и к NVIDIA, чей nForce полностью повторил "успех" своего прародителя, NV1. Остается только надеяться, что следующее поколение чипсетов от NVIDIA рынок встретит так же, как встречал в свое время Riva 128. Ну а ATI... Это юное дарование получает от нас лишь приз "За самые нереализованные возможности", а также обещание присмотреть за ней в 2002 году - уж больно шустро она рванула вперед в графических чипах.

Память

Вот и закончилась, наконец, казавшаяся бесконечной мыльная опера с компанией Rambus в главной роли. "Рыжий и усатый", подошедший к началу года в изумительно прекрасном состоянии (одних только лицензиантов SDRAM 8 штук!), с прибылями порядка двух десятков миллионов долларов в квартал, и некоторыми издержками на адвокатов, должных додавить наглую троицу в составе Micron, Hyndai и Infineon. Однако, суровый судья Пейн, которого у Rambus в свое время хватило ума серьезно обидеть, встал несокрушимой скалой на пути Rambus’а, в результате чего иск последнего к Infineon оказался проигран так, что выражение "вдребезги" здесь является недостаточно сильным, а в результате был сформирован прецедент, по которому, как по накатанной колее, все и покатилось. Иск против Micron завершился аналогичным образом, и нет никаких сомнений, что иск против Hyndai кончится тем же. Тем более, что глядя на ту сторону атлантического океана, европейские судьи также встали на сторону производителей DRAM. А если еще учесть начавшиеся отказы крупных клиентов, таких, как Cisco, от использования продукции RDRAM...

На этом можно было бы и закончить сию грустную историю и навсегда распрощаться с Rambus, если бы не Intel. Тому по своим причинам (см. Материнские платы) жутко хотелось развязаться с вяжущим его по рукам и ногам контрактом с Rambus, что в конце концов и было сделано: компании подписали договор, по которому Intel обязан будет платить Rambus по десять миллионов долларов ежеквартально в течение ближайших пяти лет. Десять - это, конечно, не двадцать, но зато никаких хлопот и трат на адвокатов. Итог: Rambus вышел явным победителем, Intel во всей этой истории - явный проигравший, индустрия DRAM отделалась легким испугом.

Ну не пошел бы RDRAM в любом случае, при том подходе, который избрал Rambus. Особенно, при учете того фона, которым служило развитие открытой и бесплатной DDR SDRAM. Эволюция побеждает: производители почти моментально смогли довести себестоимость DDR и SDR до одного уровня, и соответствующим образом уронить цены на чипы и даже на модули. При таком подходе можно только удивляться тому, что DDR завоевала не весь рынок, а лишь значительную его часть, но этому есть свое объяснение, в виде производителей чипсетов, представивших удачные DDR чипсеты лишь ближе к концу года. Так что, в связи с этим, в 2002 году положение DDR упрочится самым серьезнейшим образом, а за вовремя выскочивший Rambus можно лишний раз порадоваться.

А вот за производителей памяти - никоим образом нет. Несмотря на все заверения аналитиков, каждый месяц обещавших, что вот сейчас то цены точно двинутся вверх, практически весь год они двигались курсом строго на юг, оказавшись в результате ниже уровня себестоимости для средних производителей в два-три раза. Toshiba было проще, ее не привязывало столько к рынку DRAM, как остальных, так что, хорошенько подумав, компания попросту скинула свое производство наилучшему кандидату (которым оказался Micron) и была такова. Hyndai Electronics - сложнее, на нем к началу года уже висел гигантский груз долгов, так что сменившая имя компания так просто из всей этой истории выйти не может. Несмотря на все собственные потуги и миллиардные вливания корейского правительства, компания скорее всего закончит свои дни в качестве подразделения все того же Micron, выручив от этой сделки денег как раз достаточно для того, чтобы расплатиться с кредиторами. Dataquest был прав - в живых к концу следующего года останутся четыре крупных производителя. Максимум - пять.

И уже им предстоит в узком кругу пытаться оседлать цены на память, которые под конец года сделали серьезную коррекцию и скакнули вверх на десятки процентов. Абсолютно разовый всплеск, вызванный комбинацией ряда факторов (в том числе и сезонных), но для производителей - хоть какое-то облегчение. В наступившем году их ждут очень трудные времена, так что даже такая передышка должна быть воспринята с благодарностью.

Видео

Эта отрасль в минувшем году, пожалуй, принесла наибольшее количество приятных эмоций, и вызваны они были в общем то одним - возвращением конкуренции. ATI, наконец, проснулась, сменила тактику, начав продавать графические чипы всем желающим, и при этом выпустила несколько действительно симпатичных продуктов, включая тот, что оказался способен конкурировать со старшей линейкой продуктов NVIDIA - Radeon 8500 (R200). Да, сегодня радует уже это - конкуренция всего лишь двух компаний, тогда как, скажи это кто-нибудь еще лет пять-шесть назад...


Radeon 8500

Ну а кто еще? S3 закончила свой путь окончательно, водрузив на свою могилу SuperSavage на базе ядра Paramount, карт на котором так никто и не увидел. Matrox? Почти аналогично - не считать же заявкой на конкуренцию G450! Остался только STMicroelectronics, да и тот со своим KYRO II без T&L блока способен вести по позициям NVIDIA лишь то, что в армии называют беспокоящим огнем.

Впрочем, оно и это было неплохо, а с выходом KYRO III в 2002 году все могло бы быть еще лучше, если бы не ATI, сменившая свою политику и пытающаяся занять сейчас как раз то место, на которое претендует STM. Есть ощущение, что при такой смене обстановки европейского полупроводникового гиганта ждут не самые приятные перспективы. Тем более, что эта самая новая экономическая политика ATI явно удается - наиболее на настоящий момент технически совершенный Radeon 8500 стараниями китайских поклонников ATI мигом получил такую цену, по которой соревноваться с ним могли лишь самые младшие карты из последнего семейства NVIDIA.

Это самое семейство, Titanium, было традиционно объявлено осенью и традиционно же представляет из себя результат перехода TSMC на оптимизированный техпроцесс. Да, хватило даже оптимизации техпроцесса для того, чтобы выпустить новое семейство продуктов, хотя уж чего-чего, а этого добра у NVIDIA в течение года хватало и так: вспомним разбиение линейки GeForce2 MX на MX-100, MX-200, и MX-400. (Кстати, весьма разумный шаг, хотя с MX-100 NVIDIA явно пожадничала и задрала цену. За что и была наказана рынком).


ASUS V8200 T5 Deluxe

Но все же, с технологической точки зрения героем года был отнюдь не MX, пользовавшийся искренней любовью покупателей, а весенний GeForce3 и его осенний подвид - Titanium. ATI с NVIDIA здесь выступили единым хором и генеральная линия партии была задана абсолютно четко: в ближайшее время в графическом мире все решают шейдеры, вершинные и пиксельные, поскольку игра действительно стоит свеч и производителям игр эти инструменты обеспечивают возможности, о которых не так давно они и не мечтали. Однако, на сей момент эти самые шейдеры являются абсолютно невостребованной возможностью, так что GeForce3 в очередной раз оказался явно опередившим свое время продуктом. Спасла его от роли раритета в редких частных коллекциях разве что цена, за год упавшая в два с лишним раза.

2002 год ожидается чуть более интересным, чем 2001. Создатели игр реально собираются использовать шейдеры, а проснувшаяся ATI, побывав на краю пропасти, после которого догонять NVIDIA было бы уже поздно, должна как следует разогреть конкуренцию на рынке графических решений. Что тут остается сказать – давно пора, игр с качеством графики Final Fantasy давно ждут на PC.

Накопители

Год можно смело вычеркивать из календаря. Во всех подразделах.

Дело дошло вплоть до того, что непобитым остался рекорд по объему, поставленный в прошлом году – 180 Гбайт! В минувшем году максимально приблизился к нему лишь Maxtor, со своим 160 Гбайт ATA винчестером, основанным на расширении этого стандарта, Big Drive, позволяющего обойти для ATA винчестеров барьер в 137 Гбайт. Хотя, надо отметить, что «не очень то и хотелось» - для достижения объема 180 Гбайт у своей SCSI Barracuda, Seagate использовал тогда шесть пластин по 30 Гбайт, так что Maxtor при желании мог бы сделать и 240 (6х40 – в минувшем году производители перешли на 40 Гбайт диски) Гбайт винчестер. Но зачем? Такие объемы сегодня явно не востребованы, и даже начавшие поставляться ближе к концу года 100-120 Гбайт потребительские модели вряд ли завоюют серьезную популярность на рынке.

Гораздо логичнее взять 36 Гбайт Ultra160 SCSI винчестер, вроде представленного Seagate в конце года Barracuda 36ES2, сравнимый по цене со 160 Гбайт ATA 5,400 об/мин монстром от Maxtor, и наслаждаться заметно увеличившейся скоростью работы всех приложений, чем сидеть на неповоротливой системе, думая, чем занять море свободного места. За минувший год аппетиты приложений выросли отнюдь не настолько, а хранить фильмы и прочие мультимедиа-файлы все же более разумно на компакт-дисках.

Тем более, что в этом году CD-RW дисководы сменили скоростную формулу с 16/10/40 уже на 32/10/40, вдвое повысив скорость чтения. И ничего более! Хотя трудно не отметить, что заметно возросла их надежность и удобство работы: BURN-Proof и ее аналоги стали стандартной возможностью дисководов, так же как (к концу года) и поддержка Mt.Rainer, позволяющего обращаться с CD-RW диском как с простой дискетой. Цены остались все на том же невысоком уровне, так что ждем дальнейшего роста популярности CD-RW, с учетом такой небольшой детали, как то, что акцент будет несколько смещен в сторону внешних моделей – на рынок уверенно выходит интерфейс USB 2.0. Вдобавок, с большой надеждой ждем приход технологии Multilevel Record – если CD-RW научится писать на скорости 36Х дешевые 2 Гбайт диски, приход на PC перезаписывающих DVD дисководов затормозится еще больше.

Хотя и не остановится – DVD+RW альянс наконец то начал реальную работу и на рынке впервые действительно появились в продаже первые модели DVD+RW дисководов. Правда, пока лишь от HP, но это первая ласточка, возвещающая приход победителя. Глядя на все факторы, определяющие функционирование рынка DVD, можно с абсолютной уверенностью заранее констатировать победу этого формата за явным преимуществом: в 2002 году подавляющее большинство вновь объявленных моделей перезаписывающих DVD дисководов будут поддерживать именно этот формат.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.