Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Vortex Advantage на чипе AU8810

Когда писался этот обзор, фирмы Aureal уже не существовало. Но её продукция до сих пор заполняет собой прилавки магазинов. И ещё долго будет заполнять, потому, что Aureal - бывший лидер в производстве аудиочипов с поддержкой 3D звука. Незадолго до исчезновения Aureal начала выпускать свои звуковые платы на своих же чипах. Самую низшую ценовую категорию плат представляет Vortex Advantage, также известная под именем SQ1500 - плата на аудиочипе Vortex AU8810.

Беря плату в руки

Звуковая карта Vortex Advantage использует PCI шину. Печатная плата имеет очень необычную волнообразную форму печатной платы. Скорее всего это решение для обеспечения лучшего воздушного охлаждения внутри корпуса компьютера.

 Vortex Advantage

На SQ1500 установлен чип Aureal Vortex AU8810, чип кодека AC97, один аналоговый вход от CD-ROM. На панели карты, по традиции, расположены игровой/MIDI порт, линейный выход для подключения внешнего усилителя, или активных колонок (зелёного цвета), микрофонный вход (розовый), линейный вход (голубой).

И всё. Никаких больше вам входов, или выходов. Сэкономлено на всём, но нераспаянных конекторов на плате нет. Задняя стенка платы также пустая, без всяких деталей.

Странная форма, яркие цвета - мода 1999 года.

Характеристики

AU8810 Aureal SQ1500 использует чип AU8810 и кодек WM9701A (AC'97), а следовательно, обладает следующими характеристиками.

Характеристики

  • Поддержка PCI 2.1 и PCI Bus Mastering;
  • Частота дискретизации до 48 КГц;
  • Полнодуплексные запись и воспроизведение с частотой до 48 КГц;
  • Аппаратный 10 полосный эквалайзер;
  • 32 голосный аппаратный синтезатор MIDI;
  • Соотношение сигнал/шум >92 dB.

Поддержка

  • A3D 1.0;
  • DirectSound 3D;
  • DirectSound;
  • DirectMusic;
  • General MIDI;
  • DLS 1.0;
  • До 4Мб сэмплов;
  • Windows 9x;
  • Windows NT 4.0;
  • SoundBlaster Pro в MS-DOS Box под Windows и MS-DOS.

Возможности

  • До 16 потоков DirectSound;
  • До 8 потоков DirectSound3D;
  • До 8 потоков A3D 1.0;
  • До 512 голосов MIDI (32 аппаратных + 480 программных);
  • Реверберационные эффекты (искажения, задержки, эхо и т.д.).

Количество голосов MIDI определяется версией драйвера. В комплекте с картой поставляются драйвера, поддерживающие до 256 голосов MIDI. Мы тестировали карту с последними драйверами от Aureal, и там была поддержка 512 голосов MIDI.

Драйвера и утилиты

Для удешевления поставки, в комплект Vortex Advantage входят только драйвера и комплект демонстрационных программ A3D 1.0 от Aureal.

После инсталляции звуковой карты в списке устройств появляется несколько записей о Aureal Vortex Advantage.

 Список устройств

Всё это - стандартные устройства для PCI звуковых карт. Кроме них инсталлируется стандартное многофункциональное устройство PCI Aureal Vortex.

В панели управления появляется иконка программы управления вашей картой - Vortex Control Panel.

 Vortex Control Panel

Отсюда можно запустить различные мультимедиа программы, эквалайзер, демонстрационные программы A3D, настроить количество голосов и эффекты MIDI, через какие устройства выводится звук, канал эквалайзера.

На проигрываемый MIDI файл можно наложить до двух одновременных эффектов, выбранных из списка. Их влияние на звук изменяется специальными движками.

Десятиполосный эквалайзер запускается из закладки Control Panel. Иногда для того, чтобы его увидеть, надо проскролиться вниз.

 Equalizer

Эквалайзер может быть включён, или отключен. Источник, на который он действует (MIDI, CD-ROM, или аудио файл) выбирается из последней закладки. Для тех, кто не понимает, как надо выставлять движки микшера, предусмотрены пресеты - Rock, Classical, Pop, Jazz, Dance.

Эквалайзер - очень полезная штука для тех, кто понимает, как его настраивать для различных целей. Если же микшировать бездумно, то можно испортить всё впечатление о проигрываемом звуке.

Демонстрационные программы представлены четырьмя программами - A3D Race, A3D Bee, A3D Helicopter и A3D Player. Эти программы демонстрируют работу стандарта A3D. Больше про них сказать нечего.

Тесты и впечатления

Инсталляция звуковой карты проходит вообще без всяких проблем. Без вашего спроса инсталлируются все драйвера и демонстрационные программы.

Подключив две колонки к звуковой карте, мы начали тестирование.

Стерео

Стерео проигрывается стандартно для всех звуковых карт. Aureal заявляет, что соотношение сигнал/шум у SQ1500 - 92 dB. Звуковая карта шумит очень тихо (но слышно), чем несомненно радует слушателя. И всё бы было хорошо, если бы не один глюк. Запускаем любое приложение с текстом и белым фоном (можно просто открыть окно панели управления Windows), начинаем скроллить, или перетаскивать по экрану. Шум звуковой карты повышается. Как только мы останавливаемся, дополнительный шум прекращается. Это - система даёт помехи на звуковую карту? Если в регуляторе громкости Windows включить микрофон (но не подключать его к звуковой карте), эффект усилится. Вполне возможно, что этот глюк будет проявляться не на всех системах. Но он имеет место у меня в компьютере, там, где другие звуковые карты подобным феноменом не радовали.

DOS

Звуковая карта работала в DOS box под Windows. А вот заставить работать её под DOS оказалось сложнее. Надо в Config.sys прописать специальный драйвер, и тогда звуковая карта под DOS будет определяться как SoundBlaster Pro. Но, проведя все необходимые изменения конфигурационных файлов, можно добиться звучания и под DOS.

MIDI

В панели управления можно изменять различные параметры проигрывания MIDI. Как бы то ни было странно, но чем больше голосов мы устанавливаем, тем некачественнее получаем звук. 32 и 64 голоса по звучанию отличаются не сильно, но вот 32 и 512 - небо и земля. При установке 512 голосов слушать MIDI практически невозможно. Объяснение здесь простое - дополнительные голоса обрабатываются программно. И, чтобы не тратить ресурсы процессора, драйвер понижает качество воспроизведения всего MIDI файла. Алгоритм принудительно срабатывает даже если на простой MIDIшке использует 15% процессора Celeron 500.

A3D 1.0

Единственное, где A3D работал хорошо - это технологические демонстрационные программы, поставляющиеся вместе с картой. Здесь можно было расслышать и перемещение звука в пространстве по оси лево-право, и даже по оси вперёд-назад. Качество звучания wav-файлов весьма высокое. Но не стоит расчитывать на такое же качество в играх, ведь по спецификации стандарт A3D 1.0 работает с 22.1 KHz файлами.

Quake 3.

Здесь можно включить A3D. Но сказать однозначно, улучшает ли это качество, нельзя. С одной стороны, мы получаем нечто большее, чем обычное стерео. Но настоящим позиционированием и 3D звуком это назвать нельзя. А вот с другой стороны, ухудшается качество звучания, так как игра начинает использовать 22.1 KHz wav-файлы. Кроме того, пропадают звуки. Это случается, когда число одновременно воспроизводимых звуковых потоков значительно увеличивается. Короче, поиграв часок с A3D 1.0, я отключил поддержку 3D звука и включил обычное стерео.

Unreal и Unreal Tournament.

3D звуком это назвать сложно, но что-то есть. Конечно, до EAX и Sensaura3D здесь далеко, но всё же лучше, чем ничего. По крайней мере, можно различить летящую сзади ракету, или пучок плазмы. Опять же, пропадают звуки в Unreal.

DirectSound 3D

Для тестирования использовалась игра BattleZone II. В этой игре я провёл пару часов с целью найти хороший 3D звук. К сожалению, мне это не удалось. Хорошего 3D звука в игре не было. Очень жаль, а ведь он там есть. Но на двух колонках услышать позиционирование по оси вперёд-назад здесь нереально.

AudioWinbench 99

Карта в полной мере ударила лицом в грязь. Ужасное качество воспроизведения. И нам с трудом удалось различать направления движения звуков. Загрузка же процессора Celeron 500 при проигрывании звуковых файлов достигала 10%, что очень много.

EAX

Чтобы развеять все слухи по поводу поддержки EAX, мы запустили несколько EAX игр на SQ1500. Ни в одной игре ревербераций не было услышано. Кроме того, особо стоит отметить игру Dungeon Keeper II. Здесь пропадания звука имели настолько частый характер, что играть становилось просто неприятно. 3D здесь и не пахло.

Кроме того, необходимо сказать, что при перезагрузке Windows карта слишком громко щёлкает колонками. А при частой перезагрузке это раздражает.

Выводы

Звуковая карта Vortex Advantage, или SQ1500 не рекомендуется мною к покупке. Цена этого устройства слишком высока для такого низкого качества.

Плохой дизайн, позволяющий подключить только аналоговый выход CD-ROM, отсутствие дополнительных входов/выходов. Даже для непрофессионала этого достаточно, чтобы трижды подумать о покупке этой карты.

Плохое качество звучание MIDI, плохая поддержка в играх, некачественное представление 3D звука, выход всего на 2 колонки, высокая загрузка центрального процессора - это причины, по которым карту не стоит брать для игр.

Плохая помехозащищённость может сделать невозможной любую работу с этой картой на некоторых системах.

Кроме того, фирма Aureal прекратила своё существование. А это значит, что обновлениями драйверов к этой карте заниматься некому. А количество поставляемого с картой программного обеспечения возвращает вас в те самые времена, когда CD-ROM не был изобретён и с картами шли только драйвера.

В заключении хочу посоветовать тем, кто хочет купить себе эту звуковую карту присмотреться к чему-нибудь другому, например, звуковым картам на Yamaha YMF724. Но эту плату не стоит брать ни при каких обстоятельствах.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 11 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 15 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 17 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 45 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 2 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 9 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 13 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 14 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 14 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 14 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 15 ч.