Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Акустическая система Yamaha TSS-1

Лирическое отступление, или история вопроса

Yamaha TSS-1
5.1 (Personal Home Theater System)
4.1 (Surround Sound Game System)
Декодирование:
Dolby Digital, DTS и Dolby Pro-Logic
Суммарная выходная мощность:
48 Вт (5х6 Вт + 18 Вт)
Диапазон воспроизводимых частот:
40 Гц - 20 КГц
Цена: 230-250$
Акустика TSS1W на сайте Yamaha

"Компьютерный звук за последнее время кардинально изменился". Да простит нам читатель стотысячное излияние этой прописной истины. Но это действительно необходимо для нашего рассказа. Изменился он по двум основным причинам. Первая - массовое распространение четырехканальных звуковых карт и стандартов трехмерного звука, и вторая - прочное вхождение DVD в мир домашних (а в последнее время и портативных) компьютеров. Оба эти явления настойчиво требовали достойного ответа со стороны компьютерной акустики, который не заставил себя долго ждать.

Исторически сначала были четырехканальные аудиокарты. Нет, конечно, с самого начала были динозавры (или слово, по некоторым теориям), но затем, почти сразу, были первые восторженные отзывы и горячие похвалы в адрес самых первых Sound Blaster Live! и Diamond Monster Sound. Почти спустя год стали появляться и первые комплекты схемы 4.1. "Революция звука", "феерия реализма" - вот, пожалуй, наиболее сдержанные эпитеты того времени. Пионером и законодателем мод в ту пору был Creative со своим Cambridge Soundworks FPS1000. Пластмассовый сабвуфер, микроскопические сателлиты, грошевый звук - но он был первый, и тогда это было очень близко к пределу мечтаний.

Третьим на очереди на пришествие после динозавров и четырехканального аудио был DVD. Ворвался неожиданно и дерзко, порвав на куски все консорциумы с их зональным кодированием, Macrovision и CSS, вместе взятыми. Подразнил манящим Dolby Digital и повлек за собой появление "настольного домашнего кинотеатра".

И вот в этот самый момент произошел некий раскол в стане компьютерной акустики. Появилось два разных класса комплектов: для игр с поддержкой четырехканального звука, и для DVD, с поддержкой Dolby Prologic, Dolby Digital и, иногда, DTS. Для первых было характерно наличие 4 сателлитов и сабвуфера, двух аналоговых стереовходов, для вторых - цифровые входы SPDIF, 5 сателлитов и сабвуфер, и декодеры Dolby Prologic/Digital и DTS.

И только мудрый Creative вовремя понял, что людям может понадобиться и то и другое в одном флаконе. И выпустил свои бестселлеры - Desktop Theater 5.1, DTT 2500 Digital, и, уже совсем недавно, DTT 3500. Были ли они лучшими по звуку? Наверное, нет. Самыми удобными в использовании - вряд ли. Самыми дешевыми - не всегда. На каждом из фронтов у них были сильнейшие конкуренты. Cо стороны четырехканального звука их подпирали Videologic Sirocco Crossfire, Altec Lansing ACS 54/56, Boston Acoustics BA4800. На арене домашнего кинотеатра им в затылок дышали Videologic DigiTheater/DTS, тот же Altec Lansing со своими ADA-880, Jazz Multimedia манил дешевизной своего 9902 (забыв, правда, добавить качества звука:). Но все они проигрывали Creative по одному параметру: универсальности. Очень долго на рынке не было ни одного комплекта компьютерной акустики, который сочетал бы в себе полноценную поддержку 4-канального звука в играх и декодирование Dolby Prologic/Digital/DTS для DVD. Помнится, еще год назад в нашем обзоре DTT 2500 мы удивлялись странной недальновидности производителей компьютерной акустики, упорно нацеливавших свои изделия только на один из рынков.

А в это время Creative спокойно почивал на лаврах и успел уже выпустить Cambridge Soundworks DTT 3500, когда нас, казалось, услышали - и стали появляться первые ласточки. Altec Lansing (с завиднейшим упорством продолжающий исповедовать идеологию фантомного центрального канала) ввел т. н. Quad Mode в своих новых комплектах домашнего кинотеатра ADA 885 и ADA 890. Boston Acoustics (также жадный на пятый сателлит для центрального канала, кстати) выпустил свой BA 7500 с двумя аналоговыми стереовходами.

Появился и виновник нашего сегодняшнего торжества - акустический комплект домашнего кинотеатра от Yamaha: TSS-1. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда. Давайте знакомиться.

Общее описание и технические характеристики

 Yamaha TSS-1

Акустическая система для домашнего кинотеатра. Состоит из 5 сателлитов, сабвуфера и декодера/блока управления. Поддержка Stereo, 4-Channel Surround, Dolby Prologic/Dolby Digital/DTS.

Паспортные характеристики:
Суммарная выходная мощность - 48 Вт (5х6 Вт + 18 Вт)
Диапазон воспроизводимых частот - 40 Гц - 20 КГц

Сателлиты:
Тип - широкополосные, экранированные
Динамик - 5 см, конический диффузор
Входное сопротивление - 4 Ом

Cабвуфер:
Тип - cистема Active Servo Processing, закрытый корпус без фазоинвертора, экранированный
Динамик - 13 см., конический диффузор
Входное сопротивление - 4 Ом

Упаковка и комплект поставки

TSS-1 упакован в довольно большую и увесистую коробку. Внутри обнаруживаем аккуратно уложенное в пенопластовые ложа содержимое:

Сателлиты на подставочках: 5 штук
Сабвуфер
Блок управления/декодер
Внешний напольный блок питания
Подставка для декодера с крепежными винтами
Оптический кабель TosLink
Коаксиальный кабель RCA для SPDIF
Два стереокабеля миниджек-миниджек
Полоска "липучки"
Набор самоклеящихся резиновых "ножек"
Руководство по эксплуатации на 7 языках (русского в их числе нет)

Все очень высокого качества и достаточного количества. Каждый отдельный элемент набора уложен в полиэтиленовый пакетик и заклеен скотчем. В общем, Yamaha, что тут говорить:)

Внешний вид, установка, подключение и настройка

TSS-1 имеет сдержанный и строгий современный дизайн, в стиле остальной акустической продукции фирмы. Все элементы - белого "компьютерного" цвета, хотя существует и черный вариант.

 TSS-1 White

 TSS-1 Black

Сателлиты - очень компактные, и характерно вытянуты в глубину. Динамики закрыты несъемными тканевыми крышечками приятного серебристо-серого цвета, украшенными логотипом компании.

 Satellites

У этих крышечек есть одна интересная черта - на самом деле никакой решетки под ними, как оказалось, нет. Ткань натянута на квадратный каркас, как на пяльцы. Думается, производитель хотел оставить как можно меньше преград между динамиками и слушателем.

Сабвуфер - небольшой, почти правильной кубической формы.

 Subwoofer

Его конструкция оказалась еще интереснее. На передней панели - тоже обтянутая тканью крышка, однако, в отличие от сателлитов, она не полая. Более того, под тканью, похоже, даже не решетка. Так как корпус сабвуфера неразборный, а крышка несъемная, нам не удалось точно определить, что же там такое. Но попытавшись найти истину методом простукивания, мы пришли к неожиданному выводу: складывается ощущение, что динамик закрыт… сплошным металлическим колпаком! Повторяем, мы не уверены на сто процентов, но так показалось всем участникам тестирования.

Установка комплекта проблем не вызывает и производится достаточно быстро и удобно. Блок управления, внутри которого находятся декодер и усилитель, может устанавливаться как вертикально на бок, так и горизонтально, хотя все надписи сделаны под вертикальную установку.

 Decoder vertical

 Decoder horizontal

Для большей его устойчивости пользователю предлагается привинтить снизу подставку, идущую в комплекте. Мы этого делать не стали, так как он был достаточно устойчив и без подставки.

Все компоненты комплекта, включая сабвуфер, подключаются к блоку управления. Сателлиты и сабвуфер имеют не отсоединяемые кабели с разъемами RCA на конце. В принципе, ничего в этом страшного нет, но ваш покорный слуга предпочитает отдельные провода, желательно на пружинных зажимах. В жизни всякое бывает - провода рвутся, разъемы ломаются, и замена такого вмонтированного провода может вылиться в большую головную боль. Зато длина их вполне достаточна для большинства "околокомпьютерных" конфигураций, и не только: фронтальные и центральный сателлиты, а также сабвуфер, имеют провода длиной 3 метра, а тыловые - 7 метров. Единственная претензия к производителю: абсолютно все провода и разъемы сателлитов - одинакового белого цвета, и можно слегка запутаться. Хорошо, хоть провод сабвуфера черный :).

 Decoder back

Все 5 сателлитов оснащены специальными подставочками, позволяющими регулировать угол наклона динамика в весьма приличном диапазоне (около +/- 30 градусов), что дает возможность добиться оптимальной звуковой картины при любой конфигурации слушательского места.

 Speaker adjustment

Все сделано очень добротно и надежно: для регулировки наклона необходимо ослабить крепежный винт, выбрать желаемый угол и вновь затянуть его. Единственное, чего, пожалуй, не хватает, так это подставок для тыловых сателлитов - если сзади не примостился услужливо какой-нибудь сервантик, то ставить их придется прямо на пол, чего делать иногда не хочется. Правда, для всех сателлитов предусмотрена возможность крепления на стену, причем для все той же надежности аж двумя шурупами, а это делать хочется, как правило, еще реже :)

К аналоговым источникам комплект подключается двумя прилагающимися стерео кабелями миниджек-миниджек, достаточной длины и добротного качества. Цифровой источник можно подключить либо оптическим кабелем (который также прилагается, что весьма приятно), либо обычным коаксиальным RCA (тоже в комплекте).

Итак, воткнув все необходимые провода и расставив сателлиты и сабвуфер, можно приступать к настройке. Для этого предусмотрен специальный тестовый режим генерации белого шума последовательно в каждом из каналов, включая сабвуфер. Доступен стандартный набор регулировок: общая громкость, центр, тыл и сабвуфер. Диапазон регулировок достаточен, и, что порадовало, начинается от нуля (то есть позволяет вообще выключить регулируемый канал) И вот все каналы звучат желаемым образом, и мы переходим собственно к тестированию.

Функциональная оснащенность и режимы работы

Вкратце напомним, что TSS-1 позволяет прослушивать фонограммы Stereo, 4-Channel Stereo (4-Point Surround), Dolby Prologic, Dolby Digital и DTS.

На передней панели находятся следующие органы управления:

  • Input - управление источниками сигнала. Имеется три режима: Digital (воспроизводится сигнал, подаваемый на вход SPDIF, выбор между оптическим и коаксиальным входами осуществляется автоматически, если сигнал подается на оба входа, приоритет имеет оптический вход); 4 Channels (воспроизводится аналоговый сигнал с двух аналоговых входов, дискретно на фронт и на тыл); 2 Channels (воспроизводится сигнал только с одного аналогового входа - фронтального)
  • Mode - управление режимами декодирования. Три режима: DTS, Dolby Digital и Dolby Prologic. Первые два режима могут быть задействованы только если в источниках сигнала выбран Digital
  • Test - включение тестового режима "белого шума"
  • Mute - выключение звука
  • Center - регулировка уровня центрального канала
  • Surround - регулировка уровня тылового канала
  • Master Volume - регулировка общей громкости
  • Гнездо для наушников
  • Кнопка выключения питания

Помимо этого, на задней панели расположен переключатель режимов работы акустики, имеющий три положения:

  • 5 Speakers - задействованы все пять сателлитов. Этот режим является рекомендованным для работы устройства.
  • 4 Speakes - центральный канал выключен, а его сигнал микшируется на два фронтальных канала
  • 2 Speakers - центральный и тыловые каналы выключены, вся фонограмма микшируется на фронтальные каналы. Тыловые сателлиты при этом воспроизводят то же, что и фронтальные

Эти режимы не влияют на работу сабвуфера - он звучит всегда, если его громкость не уменьшить до нуля. Честно говоря, прочитав описание этих режимов, мы так и не поняли глубинного смысла этого переключателя. Зачем делать даунмиксинг до фантомного центра или превращать нормальный поток 5.1 в Surround на двух каналах, когда под рукой - полноценная система 5.1, нам непонятно. Ну, да ладно, есть и есть.

В деле

Оговорка: у всех свой подход к написанию обзоров. Этот обзор не будет изобиловать техническими данными, цифрами и графиками. Мы не измеряем АЧХ, коэффициенты нелинейных искажений и соотношения сигнал/шум, потому что не считаем это жизненно необходимым для устройства данного ценового диапазона и направленности. Напротив, мы считаем важным опробовать и рассказать, насколько устройство удобно и приятно в использовании, каковы его функциональные возможности и каково субъективное качество его работы.

Мы тестировали комплект Yamaha TSS-1 при воспроизведении музыки, в компьютерных играх и при просмотре DVD-дисков.

Конфигурация тестового компьютера:

  • Intel Celeron 366 @ 415;
  • ASUS P2B;
  • 192 Mb RAM;
  • Matrox G400 DH 32 Mb. SGRAM;
  • Guillemot Game Theater XP;
  • ASUS DVD ROM E-608;
  • Real Magic Hollywood Plus

Ну конечно же, с чего еще начинать тестировать систему домашнего кинотеатра, как не с просмотра DVD! Для тестов использовались диски как Dolby Digital, так и Dolby Prologic. К сожалению, у нас не было под рукой дисков с фонограммой, кодированной в DTS, поэтому эта возможность TSS-1 осталась невостребованной. А в остальном - все на высоте! TSS-1 всегда правильно определял тип фонограммы и одинаково хорошо работал как с коаксиальным, так и с оптическим входами.

Звучание комплекта очень понравилось. TSS-1 уверенно справлялся с самыми насыщенными сценами из Golden Eye (Dolby Digital 5.1). Сателлиты порадовали филигранным воспроизведением высоких частот и прекрасной локализацией звука. Кстати, вскрытие показало, что внутри этих маленьких коробочек прячется динамик с магнитом весьма внушительных размеров:

 Inside

Центральный канал, к слову сказать, порадовал нас отдельно. Если читатель помнит, при тестировании DTT 2500 мы сетовали на нехватку запаса громкости центра, при том что по паспорту он имел втрое большую выходную мощность (21 Вт против 7,5 Вт на остальные сателлиты). В итоге при просмотре DVD ручка громкости центрального канала была вывернута всегда до упора, и порой хотелось добавить еще. Здесь - совсем другое дело. Несмотря на более низкую паспортную выходную мощность (6 Вт, одинаково на всех каналах), громкость звучания центра у TSS-1 была более чем достаточной: редко когда ручка была повернута больше, чем на три четверти, и все диалоги были отлично слышны.

Сабвуфер хорошо отрабатывал низкочастотные эффекты, выдавая четкие и насыщенные басы, видимо, в значительной мере благодаря корпусу из ДСП и фирменной технологии Yamaha Active Servo Technology. Как сказано в документации, эта система "…регулирует возникающий отрицательный импеданс при перемещении динамика, что позволяет предотвратить утечку глубоких резонансных волн". Для нас, не очень посвященных, звучит не совсем понятно, но результат налицо.

Для большей наглядности мы сравнивали субъективные ощущения от прослушивания с комплектом Creative Cambridge Soundworks DTT 2500. Эта система уже хорошо знакома, и многие ее слышали. По сравнению с DTT 2500, Yamaha имеет чуть менее глубокий, но более четкий бас. TSS-1, на наш взгляд, выдает более ясные и кристальные высокие частоты, но создает, быть может, не такое ощущение объема и пространства, не так четко отрабатывая середину и имея слегка более локализованный звук сабвуфера, что, возможно, связано с более высоким порогом кроссовера, (опять же, исключительно по ощущениям - точных данных о частоте кроссовера у нас не было). Если попытаться охарактеризовать звучание двух комплектов в целом, то Creative - чуть более мягкий, глубокий и объемный, а Yamaha - чуть более четкая, напористая и уверенная.

Решили мы поэкспериментировать и с режимами работы колонок, и попробовали прослушать DVD с даунмиксингом на 4 и 2 канала. В режиме 4 Speakers центральный сателлит действительно замолкает, а его канал воспроизводится через фронтальные колонки. Фантомный центр звучал достаточно неплохо, особенно если не разносить фронтальные сателлиты более, чем на 1 метр и находиться не более, чем в 1,5 метрах от них (классическая расстановка вокруг компьютера). Но реальный центр все равно звучит несравнимо лучше, обеспечивая более четкую локализацию и лучшую слышимость диалогов.

В режиме 2 Speakers локализация теряется еще больше, и звуковая картина получается смазанной. То есть сказать, что фонограмма Dolby Digital звучит на 5 каналах лучше, чем на 2 - это не сказать ничего. Так мы и не смогли постичь тайного предназначения этой странной опции.

Воспроизведение через наушники (о, как тебе этого не хватало, старина DTT 2500!) никаких сюрпризов не преподнесло. Уровень громкости регулируется ручкой общей громкости, колонки при этом, естественно, отключаются. Тракт - высочайшего качества! Он не то что мало шумит, он вообще не шумит! При выбранном источнике сигнала Digital и вывернутой на максимум ручке громкости в наушниках (мы использовали Koss SB-30 и Aiwa X301) стоит гробовая тишина. Примерно такого же эффекта мы достигали с трактом Game Theater XP, отключая в миксере все аналоговые каналы и оставляя только SPDIF In. Все-таки цифра есть цифра.

С огромным удовольствием насладились мы и звуком в играх. В силу определенных игровых пристрастий вашего покорного слуги, в списке использованных игр фигурировали такие названия, как Tachyon: The Fringe, X-Wing Alliance и Freespace 2, изобилующие выстрелами, взрывами, ревом форсажа и воплями эфирных переговоров. И здесь TSS-1 был молодцом. Построенный почти целиком на спецэффектах, звук в играх звучал хлестко, реалистично, в общем, как надо. Благодаря кристально четкому воспроизведению высоких частот, раскладка по каналам и пространственные эффекты были близки к идеальным. Сабвуфер спокойно воспроизводил все низкочастотные звуки, при этом в играх его запаса глубины хватало с лихвой, так как фонограмма, как правило, не содержит очень низких частот, будучи все-таки рассчитанной на компьютерную акустику. Лишь изредка мы обращали внимание на чуть большую, чем хотелось бы, локализацию сабвуфера.

Кстати, как оказалось, таинственный переключатель режимов колонок при выбранном источнике 4 Channels не работает. В любом его положении работали все четыре сателлита (и сабвуфер), и воспроизводили они только свои каналы.

Прослушивание музыки также оставило самые приятные впечатления. Особенно хорошо, к примеру, TSS-1 удавались блюзовые и инструментальные гитарные композиции, опять же, благодаря кристальным верхам. Композиции Карлоса Сантаны с фирменного диска Supernatural звучали просто великолепно.

При воспроизведении музыки мы попробовали включить режим Prologic, который можно принудительно задействовать, если селектор источников установлен в режим 2 Channels. При этом начал работать центральный канал и тыловые сателлиты. Нельзя сказать, что звучание при этом сильно улучшается, но Yamaha здесь ни при чем - на наш взгляд, виртуальный Prologic вообще музыку только портит. Зато его можно довольно удачно использовать в фильмах со стереофонограммой (например, в формате MPEG-4).

И наконец-то нам удалось найти хоть одно полезное действие, которое можно совершить с переключателем режима колонок! Описание его до сих пор вызывает у нас дружный смех :) Вдумайтесь в смысл следующих строк: если выбрать в качестве источника ДВА канала (2 Channels), и включить режим работы ДВУХ колонок (2 Speakers), то звучать будут ЧЕТЫРЕ сателлита! А что - все правильно: два плюс два как раз и будет четыре :)

Выводы

На рынке универсальных комплектов для игр и "настольного кинотеатра" появился очень достойный игрок. Учитывая сравнительно малую представленность на нашем рынке и высокую цену продукции таких фирм, как Altec Lansing и Boston Acoustics, новый комплект от Yamaha является прямым, и весьма опасным, конкурентом продукции Creative. Находясь в той же ценовой категории (230-250 долларов), что и DTT2500, Yamaha TSS-1 ничуть не уступает по качеству исполнения и звучанию, и в чем-то превосходит соперника по функциональной оснащенности. Правда, у DTT 2500 чуть богаче комплектация поставки.

В целом у нас остались исключительно приятные впечатления от общения с этим комплектом, и мы полагаем, что он может стать удачным приобретением. У его звучания есть свой, особенный характер, поэтому советуем предварительно его послушать.

Кратко:

Плюсы

  • Полноценная поддержка звуковых стандартов для DVD и игр;
  • Отличное качество звучания;
  • Регулируемый угол наклона сателлитов;
  • Выход на наушники;
  • Оптический кабель в комплекте;
  • Приемлемая цена.

Минусы

  • Локализация сабвуфера;
  • Отсутствие подставок под тыловые колонки;
  • Неотделимые и не маркированные провода сателлитов.

Ссылки

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 11 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 15 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 17 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 45 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 2 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 9 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 13 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 14 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 14 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 14 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 15 ч.