Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Практическое руководство по разгону Athlon XP, тестирование Athlon XP 2000+

⇣ Содержание

Конечно же, инженеры AMD не могли позволить себе такую роскошь, как убрать защиту от разгона. Новый Athlon XP/MP на ядре Palomino - прекрасный пример высококачественной работы, на какую только способен производитель чипов. Если вы теперь пожелаете соединить мостики L1 обычным карандашом, это уже не поможет. Как мы помним, такой способ был весьма действенен на прошлых Athlon с ядром Thunderbird. Таким образом, рассеялись мечты крутых "разгонщиков", которые еще до покупки процессора строили планы насчет разгона.

Что же изменилось с приходом Palomino? Кроме добавления новых мостиков L, на процессоре с помощью лазера были выжжены ямки. Ямки затрудняют соединение контактов (при помощи, скажем, того же карандаша) для снятия защиты. С технической же точки зрения защита у старого Athlon и новых Athlon XP/MP не изменилась.

И хотя мы обнаружили несколько технических особенностей во время тестирования, все что вам нужно сделать для разгона - соединить контакты L1. Это разблокирует множитель, заданный на заводе с помощью мостиков L3 и L4.

После того, как мы соединили контакты L1, AMD Athlon 1900+ без проблем работал на 1666 МГц (2000+).

После многочисленных проб и ошибок, учитывая советы наших читателей, в итоге у нас получилось ясное пошаговое руководство, которое поможет пользователям снять защиту множителя на Athlon XP. И это не все. Кроме этого мы добавили тестирование "нового" процессора, чтобы вы могли оценить прирост производительности.

Время, которое потребуется на снятие множителя - около 30 минут. После этого вы сможете разогнать процессор, изменяя его множитель. Мы не учитываем разгон с помощью увеличения частоты FSB, потому что это приводит к росту частот шин AGP и PCI, что не лучшим образом сказывается на стабильности.

Загрузочный экран с разогнанным Athlon XP:
BIOS опознала его как Athlon XP 2000+,
хотя мы не увидим этот процессор еще 6 недель или около того.


Пошаговая инструкция

Перед началом всей операции убедитесь, что ваша материнская плата может изменять множитель либо в BIOS, либо через переключатели на плате (последний вариант наиболее часто встречается на Socket A материнских платах с чипсетами VIA KT133A, VIA KT266A, SiS 735). В нашем тестировании по соединению контактов L1 мы использовали несколько процессоров Athlon XP. Из материнских плат была выбрана Epox EP-8KHA+, которая позволяет управлять множителем через BIOS.

Для соединения контактов L вам понадобятся следующие инструменты:

  • Проводящий цапоновый лак, которым мы собственно и соединяли контакты
  • Скотч для изоляции и разделения
  • Суперклей (или что-то подобное) для заполнения выжженных ямок
  • Скальпель для удаления остатков клея (на Tom's Hardware использовали нож для бумаги)
  • Авометр/мультиметр для измерения сопротивления

Внешний вид Athlon XP 1900+.
Стрелка указывает на контакты L1, с которыми и будет производиться операция.


Почему не работает соединение карандашом?

В отличие от обычного Athlon (керамическая подложка с ядром Thunderbird), на котором контакты L1 легко соединялись с помощью обычного карандаша, в Palomino AMD встроила более хитрую защиту. Если на старом Athlon Thunderbird сопротивление между землей и нижним рядом контактов L1 приближалось к бесконечности, то на новом Athlon XP (ядро Palomino, органическая упаковка) сопротивление оказалось равным 945 Ом (около 1 кОм).

По этой причине карандаш и не будет работать: если соединить L1 контакты карандашом, сопротивление графита будет слишком высоким. Соответственно ток по мостикам не пойдет, и контакты окажутся разомкнутыми. Другими словами, AMD и с этой стороны постаралась усложнить жизнь разгонщикам. Единственный выход из такой ситуации - использовать вещество с минимальным сопротивлением, например, проводящий цапоновый лак, который можно купить в магазине радиотоваров.

Сопротивление между землей и контактами L1 было снижено до примерно 1 кОм - карандаш уже не работает.

Старый Athlon Thunderbird: мы измерили сопротивление графитового мостика, выполненного с помощью карандаша. Как видите, оно выше 1 кОм, однако в этом случае все будет работать.

Еще одно измерение показало, что символы "L1", "L2" и треугольник (обведены синим) заземлены. Следует избегать случайного протекания лака до этих точек, иначе все ваши усилия пойдут насмарку.


Вот и наш секрет - закрываем контакты

Перед упражнениями с лаком следует заполнить выжженные лазером ямки. Если цапоновый лак протечет в эти ямки, вы опять же столкнетесь с проблемой ненужного заземления. Невооруженным взглядом трудно заметить заземленную медную пластинку, замыкающую ямку снизу.

Во-первых, следует закрыть контакты L1 (верхний и нижний ряды) кусочком скотча или чем-нибудь подобным. Это позволит отделить ямки от контактов для следующего этапа - заполнение ямок суперклеем.


Внешний вид контактов L1 на Athlon XP 1900+


То же самое при сильном увеличении

Будьте аккуратны. Внимательно проверьте соединение ленты и подложки по всей длине, чтобы клей не проник, куда не следует.


Используем суперклей - изолируем ямки

Как только контакты были полностью изолированы скотчем, можно применять суперклей. Внимательно следите за количеством клея, чтобы лишь небольшая часть выдавилась на процессор.

Добавляем суперклей на открытый участок между контактами L1

Увеличенное изображение ямок, заполненных клеем


Удаляем скотч и остатки клея

Подождите 10 минут для полного высыхания клея. Далее аккуратно снимите скотч и используйте скальпель для аккуратного удаления остатков клея.

Удаление остатков клея между контактами L1 с помощью ножа для бумаги


Второй раз закрываем контакты - применяем проводящий цапоновый лак для создания мостиков L1

Теперь настало время соединить контакты L1 (попарно верхний с нижним), используя проводящий цапоновый лак. Вам опять же придется закрывать часть контактов скотчем, иначе лак может попасть на ненужные места. Во-первых, прикрепите скотч по обеим сторонам будущего L1 мостика (на картинке ниже - сверху-вниз). Во-вторых, закройте все лишнее кроме мостика, наложив полоски скотча в горизонтальном направлении (на рисунке ниже - слева-направо). Учитывая несколько неудачных попыток (включая сломанные процессоры), мы настоятельно рекомендуем следовать нашим инструкциям.

Каждый мостик "наводится" индивидуально, чтобы удостовериться в точном нанесении цапонового лака. На картинке вы можете заметить, как точно следует окружать контакт скотчем. Иначе вы не сможете правильно соединить контакты. После закрывания лишних мест, нанесите лак с помощью маленькой кисточки.

Проводящий цапоновый лак, который можно купить в магазине радиотоваров.


Нанесение лака на самодельное "окно" в пленке.
Фактически окно будет полностью заполнено лаком.


Увеличенное изображение первого мостика, наведенного с помощью лака

Сейчас вам следует убрать пленку, и вы получите достаточно хорошее соединение. Выполняйте аналогичную процедуру для каждой оставшейся пары контактов, до тех пор, пока все мостики L1 не будут замкнуты. Далее измерьте сопротивление получившихся мостиков (от нижнего контакта к верхнему). Сопротивление должно приближаться к 0 Ом! Проверьте еще раз, не произошло ли случайного соединения соседних мостиков между собой. Если вы обнаружите такое соединение, его следует аккуратно разомкнуть, используя скальпель. При измерении сопротивления не давите сильно на щуп, иначе вы можете сколупнуть лак.

Мостики, конечно же, можно снять. Для этого вам понадобится твердый ластик. Потом вы можете проделать процедуру наведения мостиков еще раз.


Проба Athlon XP 1900+, разогнанного до 2000+

Итак, контакты соединены должным образом (для лучшей сохранности вы можете заклеить контакты скотчем). Настало время поместить процессор на материнскую плату, в нашем случае на Epox EP-8KHA+ с чипсетом VIA KT266A. На следующей иллюстрации видно, что множитель можно спокойно изменять.


Множитель теперь можно спокойно изменять из BIOS

В BIOS не доступен множитель 12,5X - в качестве такового процессор интерпретирует 13X. Полагаем, специалисты из Epox исправят эту ситуацию в будущем.


Изменяем напряжение на ядре в BIOS для разгона

Как видите, для успешного разгона Athlon XP 1900+ до 2000+ нам пришлось поднять напряжение на ядре до 1,85 В.


Картинка с новой тактовой частотой и множителем под Windows 98. После того, как BIOS покажет частоту Athlon XP, равную 1666 МГц (Athlon XP 2000+), вы можете загружать операционную систему (в нашем случае Windows 98SE). Как видим, популярное в народе средство WCPUID показывает следующие данные: частота ядра 1666 МГц, множитель 12,5X, частота FSB 133 МГц. Разгон удался.


Ситуация не изменилась и под Windows XP


Установки множителя и напряжения

Для самых любознательных мы приготовили две таблицы зависимости значений множителя и напряжения от замыкания соответствующих мостиков.


Расшифровка значений мостиков для изменения множителя

Если ваша материнская плата поддерживает разгон (например, позволяет выставлять множитель в BIOS), то замыкание L1 мостиков для вас будет самым удобным решением. Выше мы досконально описали этот процесс. Изначально же процессор поставляется с разомкнутыми мостиками L1. При этом множитель выставляется мостиками L3 и L4. Но если вы захотите изменять эти мостики, вы не сможете вернуть все как было. Поэтому мы и не приводим инструкции для работы с мостиками L3 и L4.


Расшифровка значений мостиков L11
для регулировки напряжения на ядре

Материнские платы, поддерживающие разгон, обычно позволяют вручную изменять напряжение на ядре. Если же ваша материнская плата осуществляет только автоматическое выставление напряжения, вам придется найти способ увеличить напряжение для нормального разгона.


Ошибки

Перед тем, как найти лучший метод "наведения" мостиков, нам пришлось пройти путем проб и ошибок. Самой большой проблемой было создание окна для отдельного мостика. Первоначально мы использовали бумагу, которая плохо уживается с цапоновым лаком. К тому же при этом нет гарантии, что бумага плотно прилегает к подложке. Если вы капнете лаком в окно из бумаги, то лак легко пройдет за бумагу, размажется по поверхности и вся ваша работа летит коту под хвост.


Ошибочная попытка создания окна для мостика L1, используя бумагу


Увеличенная картинка ясно показывает неаккуратное соединение мостиков

Соединение карандашом с Athlon XP больше не работает. Рядом показано увеличенное изображение мостиков. Но сопротивление таких мостиков слишком велико, поэтому такое соединение не действует. Как мы уже говорили, сопротивление мостика превышает 1 кОм, и по нему не идет ток. На старом же Athlon Thunderbird сопротивление между нижними контактами L1 и землей было близко к бесконечности, поэтому ток все же проходил по графитовым мостикам.

Если же вы при нанесении клея досконально не проверите прилегание скотча к подложке, вы можете столкнуться со следующей ситуацией.

На этой иллюстрации слой клея простирается далеко за ямки,
даже частично закрывая контакты

Ситуацию пришлось выправлять таким вот образом

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 2 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 8 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 11 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 12 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 15 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.