Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

ATI Radeon X800 XT (R420): Extreme force

⇣ Содержание

Проблемы тестирования: "читинг" и "оптимизации"

Любимая тема обсуждений сотрудников тестовых лабораторий на досуге - хроническая нехватка адекватного инструментария и быстрое вымывание старых тестов из оборота. С выходом R420 умерло еще парочка тестов из старого доброго запаса. Например, вот так выглядит тестирование ATI Radeon X800XT в DirectX7 тесте Comanche 4:


 ATI Radeon X800XT : Comanche 4

Производительность видеокарты хоть как-то видна только в разрешении 1920x1440 при самых агрессивных настройках качества. Все остальные цифры характеризуют только системный CPU и потолок самого движка игры.

Еще один бородатый тест - Village Mark (эффективность отсечения невидимых поверхностей) не понимает результатов свыше 200 кадров в секунду, а Radeon X800XT легко зашкаливает за эти 200-ти даже на разрешении 1600x1200.

Мы постоянно убеждаем разработчиков, что включение тестового инструментария в игру гарантирует хотя бы то, что игра будет обязательно оптимизирована в драйверах NVIDIA. Но самое важное - игра тут же получит массовую и совершенно "бесплатную" цитируемость на сотнях и тысячах интернет-ресурсах, которым как хлеб нужны новые тесты.

Официальное отношение компаний ATI и NVIDIA к проблеме тестирования видеокарт также различны - ATI призывает пользоваться FRAPS`ом в случае отсутствия в игре консоли или встроенного бенча, а для NVIDIA выход каждой новой игры с тестом - дополнительная головная боль, её приходится включать в список "подлежащих обязательной оптимизации". И то и другое - не вдохновляет. FRAPS хорош только в случае очень серьезной разницы в производительности карты, например, такой:

ATI Radeon 9800XT
ATI Radeon X800XT

А в случае сравнения примерно однозначных видеокарт, FRAPS совершенно не годится. Кто ж сможет совершенно одинаково прокатиться по трассе NFS:Underground? (В принципе это возможно, если выбрать Free и отсутствие трафика на трассе).

И самое болезненное - читинг и оптимизации от NVIDIA. Вот на этом придется остановиться подробней. Дело в том, что "читинг" и "оптимизации" это совершенно различные понятия. Так что же это такое, откуда ноги растут и в чем, собственно, проблема? Попытаемся объяснить как можно проще.

Архитектуры конвееров графических чипов ATI и NVIDIA, разумеется, различны. Если в двух словах - конвеер от NVIDIA длиннее и теоретически за один такт способен обработать (протолкнуть) больше данных, чем короткий конвеер от ATI. Но при одном обязательном условии - входные данные обязательно должны быть оптимизированы (упорядочены) под последовательную обработку данных именно этим конвеером. Одна ошибка и привет. Данные заворачиваются на начало, делается новая выборка и опять поступает на обработку. Полностью исключить холостые такты невозможно, но вполне можно и нужно уменьшить их процент. Достигается это двумя факторами - общим улучшением работы алгоритма предсказаний ветвлений в компиляторе, либо прямым прописыванием в компиляторе для каждой конкретной игры - как же обрабатывать ее код оптимальным образом. Именно этот второй метод и называется "оптимизацией" и он вполне легален. Другое дело, что этот геморой дорого обходится NVIDIA. У них целый штат сотрудников (говорят, не менее 10-20 человек) получает немаленькую зарплату только за то, что днем и ночью анализирует чужой код (все новые игры), прекрасно держа в голове особенности работы своего компилятора. Это адская работа, требующая невероятной квалификации. Но они вынуждены это делать и будут делать это ВСЕГДА! Как бы и кто бы их не уговаривал прекратить свою деятельность. И тут NVIDIA абсолютно права.

Если все данные пролетают по конвееру нормально, без заворотов в начало и дополнительной выборки - то потенциально, NVIDIA должна серьезно выигрывать у конвееров ATI. Но только в теории. Так в жизни не бывает - это как кривые зубчики у шестеренок часов, изготовленных вручную в 17-м веке - вероятность полного сочленения, так же падает на порядок при увеличении радиуса сочленения.

В качестве иллюстрации, предлагаем читателям самим оценить вероятность благополучного исхода событий для левого и правого случая.

Все бесконечные новые версии драйвера Detonator/ForceWare как раз и включают в себя все новые и новые оптимизации НОВЫХ ИГР.

Чтоб хоть как-то облегчить себе существование и был разработан язык Cg, но инструментарий от NVIDIA оказался таким замороченным и сложным, что разработчики в своем поголовном большинстве практически его не используют. А если и решаются его освоить, то необходима финансовая и технологическая поддержка от NVIDIA (маркетинговая программа "Вот как надо играть" :-)

А что же ATI? А ATI это делать нет нужды - компания пошла по другому пути. Они используют короткий конвеер, а за счет меньшего кол-ва транзисторов на кристалле смогли даже в R420 увеличить частоту работу чипа по сравнению с NV40 (525Mhz против 400). С одной стороны - короткий конвеер обрабатывает меньше данных за такт, но зато меньше пустых циклов, а еще и повышенная частота его работы по сравнению с конкурентом, да и на оптимизацию всего подряд собственными силами тратиться нет нужды.

Компиллятор ATI отличается высокой предсказуемостью результатов и стабильностью. Даже сейчас, на бета версии драйвера Catalyst 4,5 (для серии X800), ни разу не возникли какие-либо проблемы. Драйвер предсказуем в своей производительности и, в отличии от ForceWare, никогда не демонстрирует необъяснимых прибавок в производительности либо таких же странных провалов.



Терри Македон (Terry Makedon)
"Mr. Catalyst" - руководитель отдела
разработки драйвера Catalyst

Так что "оптимизация а-ля NVIDIA" - вынужденная мера компании и если ее не производить, то результат будет катастрофичен. В качестве типичного примера рекомендуем посмотреть результаты тестов в обзоре "3DMark2003 build 320 vs 340: Редкий момент истины?", когда Futuremark в момент наивысшего накала страстей блокировала все оптимизации NVIDIA для теста 3DMark2003.

Отчего это было сделано? И вот тут мы вплотную подошли к рассмотрению проблемы "читинга", которая, в отличии от "оптимизаций" уже не является легальным методом конкурентной борьбы.

У Futuremark есть специальная версия теста 3DMark2003, позволяющая производить облет карты и однажды, на одном из драйверов Detonator/ForceWare, была обнаружена пропажа целого куска карты в одном из тестов. В принципе, в тесте этого фрагмента карты не видно, но факт остается фактом. Futuremark не стал разбираться что к чему относится, а просто заблокировал единым махом все оптимизации и читы, легальные и не очень. Обе компании были в ярости. Futuremark дорожит своей репутацией и им совсем не хочется ее терять, и так их бедных полоскают почем зря....

Договоренности были достигнуты следующие: NVIDIA обязалась не переступать "критического порога" в продуктах Futuremark, а последние обязались не предавать гласности эту историю :-).

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
За 2024 год в Steam вышло на 30 % больше игр, чем за прошлый — это новый рекорд 31 мин.
«Яндекс» закрыл почти все международные стартапы в сфере ИИ 55 мин.
Создатели Escape from Tarkov приступили к тестированию временного решения проблем с подключением у игроков из России — некоторым уже помогло 2 ч.
Веб-поиск ChatGPT оказался беззащитен перед манипуляциями и обманом 3 ч.
Инвесторы готовы потратить $60 млрд на развитие ИИ в Юго-Восточной Азии, но местным стартапам достанутся крохи от общего пирога 4 ч.
Selectel объявил о спецпредложении на бесплатный перенос IT-инфраструктуры в облачные сервисы 5 ч.
Мошенники придумали, как обманывать нечистых на руку пользователей YouTube 5 ч.
На Открытой конференции ИСП РАН 2024 обсудили безопасность российского ПО и технологий искусственного интеллекта 6 ч.
Российские торговые площадки назвали самые продаваемые игры в преддверии новогодних праздников 6 ч.
Linux Foundation сократила расходы на разработку ядра Linux до $6,8 млн, 6 ч.