Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Creative 3D Blaster Savage4

Автор: Мухарев Сергей
Сотрудник компании НПО IntelService.

S3 Inc. опять пытается нагнать фаворитов: после выхода Riva TNT от nVidia, S3 выпускает Savage3D, ну а теперь после выхода чипов nVidia Riva TNT2, S3 выпускает серию своих чипов Savage4. Линейка чипов представлена шестью вариантами, два из которых мобильные:

Чип Тип шины Частота памяти Частота чипа Размер памяти
Savage4 PRO+ AGP 4X/2X 143MHz 125MHz 32 Mb
Savage4 PRO AGP 4X/2X 125MHz 110MHz 32 Mb
Savage4 PRO-M+ AGP 4X/2X 143MHz 125MHz 32 Mb
Savage4 PRO-M AGP 4X/2X 125MHz 110MHz 32 Mb
Savage4 GT AGP 2X 125MHz 110MHz 16 Mb
Savage4 LT AGP 2X 110MHz 110MHz 8 Mb

Как видно из таблицы чипы отличаются между собой частотой работы ядра/памяти, объемом обслуживаемой видеопямяти и типом шины AGP.

К отличительным особенностям чипсета Savage4 по сравнению с Savage3D стоит отнести:

  • Повышенные частоты работы чипсета и памяти;
  • Скорость закраски полигонов - 140 миллионов пикселей в секунду;
  • RAMDAC 300 MHz с гаммакорекцией (хотя качество в 2D это не улучшило :-( )
  • Поддержка AGP 4X/2X, включая SBA и DME;
  • Поддержка до 32Mb SDRAM/SGRAM;
  • Пропускная способность геометрического движка 8 млн.полиг./сек;
  • 16- , 24- и 32-битный Z-буфер;
  • Однопроходное мультитекстурирование (прямо как у Voodoo2/3);
  • Однопроходная трилинейная фильтрация (без потери скорости);
  • Поддержка на аппаратном уровне технологии S3TC;
  • Аппаратно реализованный Bump-mapping;
  • Антиалиасинг (полный);
  • Анизотропная фильтрация (аппаратная);
  • 8-битный буфер шаблонов (вот вам и реалистичные тени);
  • Поддержка текстур размером до 2048х2048 пикс;
  • Цифрового интерфейс для работы с плоскопанельными мониторами.

На тестирование попала карта 3D Blaster Savage4 производства Creative, сердцем карты является чип S3 Savage4 Pro. 3D Blaster Savage4 работает на положенных чипу Pro частотах - 110/125MHz чипсет/память), плата несет на себе четыре микросхемы 8-наносекундной памяти типа SDRAM общим объемом 32Mb, на чип наклеен небольшой игольчатый радиатор. Помня то, как сильно грелся чип Savage3D я подумал, что специалисты Creative обязательно установили бы кулер на чип Savage4 если бы и он также сильно грелся как и его предшественник, и не стал прикреплять к радиатору вентилятор от процессора, хотя обычно я это делаю. Видеокарта выполнена в конструктиве AGP 2X, имеет микросхему флэш-BIOS, видеовыхода карта не имеет, хотя под соответствующую логику на карте имеется пустое место.

Установка драйверов карты прошла гладко, картинка на экране монитора не отличается чем-либо от видеокарт на чипе Savage3D, на резрешении в 1024*768 при 85-герцах уже заметно небольшое замыливание, хотя качество RAMDAC устроит большинство геймеров. Первые попытки запустить трехмерные игры приводили к зависанию видеосистемы через секунд пять-десять после старта игры. Потрогав пальцем радиатор карты я чуть не обжегся, таким горячим он был, пришлось привинчивать к нему вентилятор от процессора.

Устойчивой работы в закрытом корпусе при одном вентиляторе добиться не удалось, карта очень сильно грелась с задней стороны чипа и поэтому был установлен еще один вентилятор и с задней (верхней) стороны карты, после установки которого в закрытом корпусе видеокарта часами работала нормально. Такая ситуация с перегревом карты понравится не многим, хотя она и решаема.

Драйвера
Драйвера использовались от Creative версии 4.10.01.2102. В драйверах содержится стандартный креативовский BlasterControl обеспечивающий доступ к настройкам видеокарты. Внешний вид самого BlasterControl можно тоже настроить под свой вкус:

Все настройки располагаются в одной закладке, владельцы креативовских Бластеров знают, что это очень удобно, т.к. не захламляется окно Display Properties большим количеством дополнительных закладок и облегчает доступ к ним. В окне Adapter Information можно почерпнут информацию о чипе, памяти и версии BIOS и драйверов установленных в системе.

Далее в Monitor Settings выводится информация о мониторе, тут можно подвигать и поизменять изображение на мониторе посредством драйверов, что будет полезно при использовании старых моделей мониторов не имющих цифровых настроек с экраным меню.

В Color Settings можно побаловаться с настройками гаммы, результат проявляется сразу же за движениями ползунков и можно добиться наиболее оптимального отображения на экране выводимой информации, настройки гаммы сохраняются и после перезагрузки Windows.

Далее следует экран с настройками рабочего стола (Desktop Settings), тут можно сменить разрешение и глубину цвета, а также выбрать параметры для виртуального десктопа:

Ну и в последнем окне Advanced Settings устанавливаются рабочие частоты чипсета и памяти, по умолчанию они равны 110MHz и 125MHz соответственно. Максимально можно выставить 143MHz как на чипсет, так и на память.

Нажав в окне Advanced Settings кнопочку "More...", попадаем в следующее окно именуемое More Settings, в котором "морем" установок и не пахнет :-(. Здесь присутствуют настройки работы ускорителя в DirectX и пара параметров работы шины AGP.

Тут стоит вспомнить Savage3D, там я уже об этом писал.
Always use S3TC texture compression - если поставить галочку в данном пункте, то драйвера карты будут принудительно сжимать все приходящие текстуры без разбора, что в свою очередь немного увеличит скорость работы при использовании больших текстур, но ценой этому будет долгая подкачка текстур и ухудшение качества изображения из-за того что при сжатии качество текстур ухудшается.
Force textures to be mipmapped - автомипмаппинг немного ускоряет работу, но в тоже время ухудшает изображение, так что лучше его отключать, пусть все будет так, как предусмотрел разработчик игры.
Wait for Vertical Sync - включение вертикальной синхронизации, ну это всем известно, если включить вертикальную синхронизацию то изображение на экране не будет рваться, а при отключенной синхронизации можно получить прибавку в несколько FPS, а если к отключенному Vsync включить еще использование тройной буферизации, то изображение рваться уже не будет.
AGP memory size - это размер AGP-памяти выделяемый из системной памяти, который будет доступен ускорителю. Большой размер этой памяти требуют игры с использование API S3Metal и расчитанные на работу с большими текстурами.
Enable AGP side-band protocol - включение этого параметра позволить увеличить пропускную способность шины AGP, но на некоторых материнских платах может привести к зависанию системы.

Настроек в драйверах не слишком много и чтобы получить доступ к большему количеству настроек рекомендуется программа S3 Tweak, которая помимо Savage3D уже знает и Savage4.

Тестирование

Тестирование проходило на системе следующей конфигурации:

  • CPU: Intel Celeron 333 разогнан до 500MHz (100*5)
  • MB: Gigabyte GA-BX2000 (Intel440BX)
  • RAM: 128Mb PC100
  • HDD: 9.1 Gb Quantum KA Plus IDE (7200 об/мин.)
  • SOUND: SB Live! Value
  • SOFT: Windows 98SE, DirectX 6.1a, Live!Ware 2.1

Сравнивать S3 Savage4 будем с Riva TNT (Creative Graphics Blaster Riva TNT) и Riva TNT2 (ASUS AGP-V3800). Creative 3D Blaster Savage4 использовался с драйверами от Creative версии 4.10.01.2102, а TNT и TNT2 использовались с референс-драйверами версии 2.08 от nVidia.

Для начала посмотрим как Savage4 работает в Direct3D:

3DMark 99 Max, 16bit

3DMark 99 Max, 32bit

Incoming, 16bit

Incoming, 32bit

Видно что Savage4 находится между TNT и TNT2 немного ближе к TNT чем к TNT2, тут следует подметить что на всех опробованных мной драйверах (два референс-драйвера от S3 и один от Creative) у Savage4 наблюдался лаг и изображение двигалось рывками, то сильно ускорялось, то замедлялось и чем выше было разрешение, тем сильнее был лаг. У Savage4 очень высокое качество изображения в 3D, цвета очень сочные и живые, а благодаря полноценной трилинейной фильтрации качество изображения лучше чем выдают карты на чипах Riva TNT/TNT2 в которых используется трилинейная апроксимация.

Интересно, а как обстоят дела у Savage4 с OpenGL, это проверим на игре Quake II:

Quake II (demo1.dm2), 16bit

Quake II (demo1.dm2), 32bit

Мда, тут Savage4 проигрывает уже и "старушке" TNT, правда происходит это из-за отсутствия в OpenGL драйвере SGIS-мультитекстурирования, а ARB-мультитекстурирование Quake II пока не поддерживает, такая же ситуация была одно время и с драйверами TNT, так что если Quake II будет поддерживать ARB-мультитекстурирование, то результаты будут значительно выше. Да и с качеством изображения в OpenGL у Savage4 имеются некоторые проблемы.

Также был опробован и Quake III test 1.06, играть в него было значительно приятнее, если на TNT в режиме 800*600*32bit играть не очень удобно, то на Savage4 в этом режиме все бегает очень прилично - вот что значит нормальная поддержка мультитекстурирования. Изображение в игре было очень насыщенное, полноценная трилинейная фильтрация очень сильно улучшала качествво картинки по сравнению с картинкой получаемой на TNT/TNT2, но в игре было много и неточностей в изображении: проблемы с прозрачностью, те же что и в Quake II проблемы с оружием, не было светящихся ореолов вокруг фонарей, ну а после замера скорости по timedemo в конце прогона тестового уровня изображение сбивалось и не было видно результатов теста, консоль и меню игры не больше отображались, короче сплошные глюки. Хотя списывать эти глюки на драйвера еще рано, ведь в Quake II нет такого количества недочетов, скорей всего виноват сам тест и стоит надеятся что в следующей версии все будет исправлено.

Заключение

  • Creative 3D Blaster Savage4 обгоняет в Direct3D карты на чипе Riva TNT имея при этом более высокое качество изображения в 3D по сравнению с TNT/TNT2 и в карте чуствуется довольно мощный потенциал.
  • К минусам Creative 3D Blaster Savage4 стоит отнести отсутствие кулера на чипе который обеспечивал бы нормальное охлаждение чипсета, хотя это довольно легко решается. Так же не радует отсутствие TV-выхода, который обычно присутствует даже на дешевых картах с чипами от S3.
  • Несомненным плюсом является невысокая стоимость карты Creative 3D Blaster Savage4 имеющей 32Mb видеопамяти, примерно 115$.
  • Хотя по тестам в Quake II иногда Savage4 и проигрывает Riva TNT, все же стоит надеятся что S3 подправит драйвера и тогда все встанет на свои места.
  • Для владелцев материнских плат не имеющих AGP-слота есть версия Creative Labs PCI Savage4 32MB расчитанного на шину PCI.

Полезные ссылки

  • S3 Inc. - сайт S3 Inc;
  • S3 Drivers & Utilities - драйвера и утилиты для продукции S3;
  • S3 Content - ресурс с доп. уровнями и патчами к Quake II и Unreal с поддержкой S3TC и API S3 Metal;
  • Savage World - сайт о Savage3D, новости, драйвера и утилиты


 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 2 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 8 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 8 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 9 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 11 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 12 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 15 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.