Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Caesar

Автор: Алексей Артеменко (ALeXX)

Школа юного Чубайса

Экономические стратегии - дело тонкое. Как восток. Понять и полюбить их дано не каждому. И дело совсем не в количестве серого вещества или уровне IQ. Загвоздка в том, что все мы садимся играть с компьютером, преследуя при этом совершенно разные цели. В большинстве случаев человеку чего надо? Расслабиться. Отдохнуть. Отвлечься от проблем реальной жизни. И у абсолютного большинства людей процесс этот в обязательном порядке связан с легким, не напрягающим мозгов времяпровождением. Этим и пользуются разработчики, издатели и вообще все, кто имеет отношение к изготовлению компьютерных игр. Хотите отдохнуть? - отдыхайте! Хотите не думать о проблемах? - не думайте! Только денежки платите! И не думайте!

Но не для всех, далеко не для всех такой вид отдыха по душе. Есть люди, которые играют в надежде найти что-нибудь, кроме выброса адреналина в кровь. В своих развлечениях они, иногда подсознательно, стремятся приобрести дополнительный опыт, научиться чему-нибудь. И игры, в которых всего этого можно достичь, есть! И, что интересней всего, - их довольно много. И вы ошибетесь, если предположите, что я имею в виду одни лишь экономические стратегии. Например, могу привести в пример совершенно замечательный симулятор пилотирования боевого самолета - SU 27 Flanker. Но сегодня говорить я буду не о нем, а как раз о них. Родимых. Экономических. А именно - об одной. Под скромным названием CAESAR III.

Сразу скажу честно - в две предыдущие части я не играл. Мало того, я даже ничего о них не слышал. Поэтому никаких сравнений не ждите - все равно не дождетесь. Для меня эта игра - открытие, неожиданное и оттого еще еще более радостное.

Итак, с чем мы имеем дело? Правильно, с экономической стратегической игрой, симулятором жизни города в древнем Риме. Хотя я бы назвал это скорее симуляторо Российской действительности. Почему - далее объясню...

Начинается все очень просто - с постройки первых домов для ваших поселенцев. Хотя даже домами эти строения можно назвать с натяжкой. Так, палатки какие-то несусветные. Сразу хочу предупредить - возле каждой палатки в обязательном порядке должен находиться колодец. И вообще, системе водоснабжения необходимо уделять как можно больше внимания. Вы сами что говорите, когда в вашем доме выключают воду? То-то же. Второй по важности пункт - борьба с пожарами и отслеживание технического состояния зданий. Этими вопросами занимаются соответственно префектуры и инженерные службы. Следите, чтобы на эти цели было выделено достаточное количество рабочих - иначе рано или поздно все у вас начнет гореть и взрываться. Но не стройте префектов и инженеров в непосредственной близости с жилыми домами: они плохо влияют на их развитие.

Жилища нужно возводить не абы как, а придерживаясь строгой схемы: проложите дорогу, желательно прямую, и по обеим ее сторонам заложите места для поселения, причем стройте их блоками по четыре штуки. Дело в том, что эти здания с течением времени начнуть расширяться и расти, и если вы построите блок менее чем из четырех палаток, то в определенный момент ему не останется места для усовершенствования. Далее, у каждой палатки должен быть доступ к воде. Для начала хватит колодцев, но как только в городе появится достаточное количество работников - не затягивайте, стройте фонтаны.

Итак, дома построены и люди приехали. Теперь нужно их занять общественно-полезным трудом. Перво-наперво постройте префектуру и инженерную службу. После этого можно приступать к поднятию сельского хозяйства. Оно базируется на нескольких основных продуктах: пшенице, мясе, фруктах, винограде и оливках. Для нас наиглавнее всего - пшеница. Будет она - не будет голода. Поэтому в первую очередь постройте пшеничную ферму. Возле нее возводите амбар, а возле амбара - рынок. Учтите, что все эти строения плохо влияют на жилые дома, поэтому стройте свои промышленные и сельскохозяйственные районы подальше от жилья. Далее, можно построить фруктовую ферму, так как вашим жителям необходимо присутствие в их рационе разнообразных продуктов. Чем разнообразней - тем лучше. Другое дело, что в разных миссиях вы будете иметь возможность строить не все, а какие-нибудь определенные виды ферм. Так что можете приготовиться к тому, что иногда поселенцам придется питаться преимущественно рыбой (или мясом). Следующий по важности продукт - масло. Оно делается из оливок в маслобойне. Мало того, что его потребляют ваши подопечные, так оно еще и довольно дорого стоит на внешнем рынке, а стало быть, его выгодно продавать. Виноград, как это ни странно, не едят... На самом деле, зачем его есть, если можно сделать вино? Вот его - только подавай! (Говорю же - Россия). Так что уделяйте этому внимание. Только не забывайте строить все постепенно. Не нужно возводить сразу все доступные здания! Построить-то вы их построите, но для их функционирования нужны рабочие. Поэтому предлагаю следующую тактику, построенную на потребностях вашего населения: Сначала - дома, колодцы и сады, затем - префект и инженер, после - водохранилище и фонтаны, потом - ферму, амбар и рынок. Все. С этого момента ваша задача - внимательно следить за тем, чтобы все построенное работало. Основные инстинкты жителей вы утолили.

Но не хлебом единым жив человек, как вы знаете. После того, как торговка разнесет продукты по домам, появятся новые потребности. Сначала - религия. Построив церковь, вы быстро решите эту проблему. Но помните, что храмы нужно возводить в равном количестве для всех богов. Иначе они, обидевшись, начнут вам мстить. Самая страшная месть - у Цереры и Меркурия. Первая уничтожает весь урожай на фермах, а второй - продукты в амбарах. Это весьма опасно, так как люди не станут ждать пищи долго - сбегут. Так что будьте начеку! После храма придется строить школу и библиотеку. Затем - театр и колонию актеров. Не забывайте также о бане, докторе и цирюльнике - без них не обойтись, особенно без бани. Баня у них - это совсем не то же, что баня у нас. Без нее римляне жить не смогут. Утекут. Вообще, на все неудобства у поселенцев единственный и жестокий ответ - становятся на лыжи, и только ты их и видел. Несправедливо это. Ну да ладно.

Не стройте сразу больницу и академию. В первых 4 -5 миссиях они вам не понадобятся, так как предназначены для патрициев, убереги вас от них бог. Дело в том, что, как вы скоро заметите, население и рабочие - совсем не одно и то же. Две большие разницы, как говорят в Одессе. При населении в 5000 жителей у вас в лучшем случае будет примерно 3000 рабочих. Остальные - патриции. Они, гады, не работают, а только жрут да академии требуют. Причем количество их зависит от жизненных условий в вашем городе. Чем лучше жить - тем их и больше. На определенном этапе, если вы все делаете правильно, дома начнут "мутировать" в виллы. Бойтесь этого! В виллах живут как раз они! Патриции! К примеру, был дом. Вмещал 100 человек. Стал виллой. Вмещает 50 патрициев. С одной стороны - налицо прогресс. А с другой - зачем такой прогресс нужен? Ведь все, кто не вместились - бегут! А это - работники ферм, префекты, банщики, торговцы, артисты и остальные очень нужные люди. Начинается массовый недостаток рабочих рук, все разваливается, короче - бардак. Так вот. Вспомните, что я говорил вам о нежелательности построек типа колодцев возле домов. И если видите, что все идет слишком уж хорошо - постройте возле самого крутого дома рынок или префектуру. Этим вы не дадите ему развиться и сохраните в итоге рабочие руки.

Теперь немного о торговле. Деньги - вещь хорошая и нужная. Поэтому их всегда не хватает. Но это можно исправить. Нужно лишь правильно и грамотно торговать. Для начала поймите, что продавать сырье - невыгодно. Дерево, к примеру, стоит 20 динариев, а мебель из этого же дерева - 200. Есть разница? Конечно, есть. С торговлей, в общем-то, особых проблем нет. Постройте склад, обязательно возле главной дороги, а для приема кораблей - док, желательно недалеко от склада. И идите к финансовому советнику - отдавать приказы. В общем, ничего сложного. А будут проблемы - спрашивайте, отвечу. И еще. К торговле это отношение имеет слабое, но все же. Не откладывайте на потом исполнение приказов Цезаря. Делайте все сразу. Иначе, если просрочите заказ - потеряете в рейтинге. Потеряете легко, а восстановить его потом очень сложно. И не назначайте себе завышенную зарплату - правитель этого не любит.

Еще один способ заработать - сбор налогов. Для этого нужен форум. И желательно не один. Но не увлекайтесь - высокие налоги являются плохим стимулом для вашего населения. Могут и уйти поискать градоначальника с меньшими запросами.

Развлечения - это то, чего от вас будут требовать постоянно. Стройте, театры, колизеи, школы гладиаторов - в общем, все, на что хватит рабочих рук. Не скупитесь. Люди на вас работают - так дайте им и отдохнуть! Также уделяйте внимание наличию на рынках посуды и мебели. Сначала - посуда. Мебель - вслед за ней. Именно в таком порядке с вас начнут это требовать. Так что стройте глиняные карьеры, лесопилки, гончарные и мебельные мастерские. Не забывайте про оружие - его охотно покупают, да и вам оно понадобится. Кстати, о войнах. Проходят они здесь довольно мирно, как не парадоксально это звучит. Ваше дело - настроить легионов, копейщиков и конницы и обеспечить их инструментом. А остальное ваше войско возьмет на себя: только врага укажите - разберутся, будьте спокойны.

Да, игра в своем роде уникальна. Одна из немногих, где нужно думать, причем думать быстро. А про Россию я не просто так вспомнил. В третьем Цезаре - все практически как у нас. Всего не хватает, толпы людей - а работать некому. Время от времени приключается такой бардак, сравнить который, кроме как с нашей страной, больше не с чем. Да и недостатки некоторые у игры есть. Например, неплохо бы было, если бы пути передвижения торговцев можно было назначать вручную. То же касается и банщиков, жрецов, артистов - короче, всего обслуживающего персонала. А то они все ходят где угодно, но не там, где нужно. Совершенно неудобно то, что нельзя включать/выключать каждую ферму/мастерскую/склад/амбар по отдельности - только все вместе. Складывается смешная ситуация - вы можете сделать только так, чтобы или все ваши предприятия какой-нибудь отрасли работали, или опять же все - не работали. Но только ВСЕ. В Settlers 2, например, этот процесс продуман лучше.

Но, тем не менее, продукт замечательный. Давно я не играл с таким удовольствием. Мало того, в моем персональном рейтинге среди стратегических игр Caesar III занимает первую строчку. А это что-нибудь, да значит: меня удивить непросто.

Если возникнут вопросы - пишите, не стесняйтесь. Чем могу помогу.

За сим откланиваюсь. Всегда ваш. Заходите в гости.
(с) Алексей Артеменко (ALeXX).

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме
Теги:
caesar

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 15 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 17 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 33 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 2 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 9 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 12 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 13 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 13 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 14 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 15 ч.