Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Справочник по широкоформатным LCD-мониторам: весна - лето 2007 года

⇣ Содержание
2006 год имеет все основания называться годом окончательного триумфа жидкокристаллических мониторов на компьютерном рынке - старые электронно-лучевые мониторы были практически полностью вытеснены даже из бюджетного сегмента. Впрочем, этого стоило ожидать - развитие TFT-технологий так или иначе должно было привести к серьезному падению цен на ЖК-матрицы и существенному улучшению их качества. При этом одной из самых ярких тенденцией истекшего года стал рост популярности широкоформатных мониторов. Согласно многочисленным исследованиям, к 2009 году они могут занять лидирующее положение, став стандартом на рынке пользовательских устройств отображения, при этом вытеснив стандартные модели, как по объему продаж, так и по объему получаемой от этих продаж прибыли. К популяризации "широкоформатников" приложила свою "руку" и вездесущая Microsoft. В начале текущего она выпустила ОС Windows Vista, интерфейс которой в максимальной степени "заточен" под широкий формат экрана. Первые широкоформатные мониторы выпускались исключительно для профессионального использования в архитектурных или дизайнерских студиях, в богатых издательствах и прочих организациях, много работающих с графикой. Но исключительно профессиональная карьера "широкоформатников" была непродолжительной - как только их цена стала более или менее приемлемой, их стали использовать в домашних мультимедийных системах, открыв дорогу к новому поколению универсальных устройств отображения, находящихся посередине между телевизорами и компьютерными ЖК-мониторами. Кстати, напомню, что отношение сторон современных широкоэкранных мониторов - именно 16:10, а не стандартное кинематографическое 16:9, поэтому при просмотре фильмов, рассчитанных на широкий экран, на них будут оставаться узкие черные полоски сверху и снизу от кадра. Они, конечно, намного тоньше, чем на экране 4:3, но все равно есть. Однако любителей комфортного просмотра видео это вряд ли сможет смутить, особенно в свете грядущей эпохи HD Video, в которых изображение кодируется с качеством в 720 либо 1080 строк против стандартных 480. Кроме того, простым и понятным аргументом в пользу формата 16:10 для человека, весьма далекого от техники, будет такой: дополнительная "высота" компьютерному монитору требуется, чтобы при просмотре стандартного широкоформатного фильма иметь возможность расположить на экране панель управления видеоплеером. Другим, не менее веским доводом в пользу широкоформатных мониторов, являются особенности человеческого зрения - людям гораздо комфортнее воспринимать визуальную информацию в горизонтальной плоскости, чем в вертикальной. Такие тонкости эргономики были не очень существенны при небольших диагоналях экрана, однако, сегодня, когда диагональ достигла 20" и более, мониторы с соотношением сторон 4:3 и, тем более, 5:4, стали слишком высокими для эффективного использования большинством пользователей – при таких размерах вытянутый по горизонтали "рабочий стол" воспринимается более естественно. Кроме того, нельзя забывать о гораздо более удобной работе с некоторыми программами, такими как табличные процессоры или графические редакторы с их многочисленными панелями инструментов. Сегодняшнему состоянию дел на рынке широкоформатных мониторов, а также их ближайшим перспективам будет посвящен предлагаемый вашему вниманию обзор. Но, прежде всего, позвольте вкратце напомнить об основных особенностях различных технологий ЖК-дисплеев и их важнейших параметрах.

Типы матриц ЖК-мониторов

Подавляющее большинство современных ЖК-мониторов, реально встречающиеся на прилавках магазинов в 2007 году, - это модели на TN TFT или, иначе говоря, TN+Film TFT (Twisted Nematic + Film) матрицах. Кристаллы в такой матрице расположены по спирали (отсюда и слово "Twisted" в названии технологии). Термин Film обозначает дополнительное наружное пленочное покрытие, позволяющее увеличить угол обзора со стандартных для данной технологии 90 градусов (по 45 с каждой стороны) до примерно 140 градусов. Однако так как все без исключения современные TN-матрицы имеют "Film", то этот термин в маркировке зачастую опускается. TN TFT - первая технология, появившаяся на рынке LCD, которая до сих пор чувствует себя уверенно в категории бюджетных решений, поскольку создание подобных цифровых панелей в настоящее время обходится относительно дешево. Они обеспечивают приемлемое качество изображения при минимальном времени отклика, но при этом, следует признать, не поражают воображение углами обзора, особенно по вертикали. Поэтому даже при небольшом отклонении положения головы от вертикали может наблюдаться изменение яркости изображения (а в худшем случае - еще и цвета) в верхней или нижней частях экрана. Кроме того, и контрастность, и цветопередача матриц TN до сих пор все еще далеки от идеала - однако принципиальные недостатки этой технологии в той или иной мере компенсируются с помощью различных хитроумных алгоритмов. Например, в последнее время на рынке появились модели относительно недорогих ЖК-мониторов с необычайно высокими значениями заявленной паспортной контрастности - вплоть до 3000:1. Однако эти красивые цифры "лукавы" и соответствуют не "обычной" контрастности, а так называемой динамической. Суть идеи проста и в автоматической регулировке яркости подсветки, в зависимости от яркости изображения на экране - на темных сценах подсветка "приглушается", делая, тем самым, их еще более темными, на светлых, наоборот, выводится на максимум. При этом не стоит обольщаться красивыми цифрами и забывать, что то, что хорошо для маркетологов, далеко не всегда хорошо для потребителя. Так и в нашем случае: "динамическая контрастность" дает сколь-нибудь заметный выигрыш только при просмотре фильмов, и, в меньшей степени, в играх - для обычной работы автоматическая регулировка яркости, в зависимости от выводимого на экран изображения в лучшем случае бесполезна, а порой раздражает. Тем не менее, новое поколение ЖК-мониторов на базе TN-матриц в основном избавилось от большинства "детских болезней" и является хорошим выбором в качестве альтернативы безнадежно устаревшей электронно-лучевой трубке для не самого привередливого домашнего или офисного пользователя. Одной из первых ЖК-технологий, призванных сгладить недостатки TN+film, стала технология SFT (Super Fine TFT) или IPS (In-Plane Switching - приблизительно это можно перевести как "плоскостное переключение"), разработанная японскими компаниями Hitachi и NEC. IPS представляет собой своеобразный компромисс, когда за счет снижения одних характеристик панели оказалось возможным улучшить другие. В первую очередь, - существенно улучшить цветопередачу и расширить углы обзора вплоть до 178 градусов, как по горизонтали, так и по вертикали (что практически соотносимо с аналогичными показателями ЭЛТ-мониторов). Такой важный параметр, как контрастность, остался на уровне TN, а время отклика немного увеличилось. Благодаря хорошей цветопередаче и большим углам обзора IPS матрицы стали стандартом для профессиональных графических мониторов. Дальнейшее совершенствование технологии IPS породило целое семейство технологий: S-IPS (Super IPS), A-SFT (Advanced SFT), SA-SFT (Super A-SFT), обеспечивающих приемлемое время отклика на уровне 20-30 мс, но цена таких матриц все еще очень высока (и тенденций к ее снижению не предвидится). Как своего рода компромисс между быстродействием TN и качеством изображения IPS можно рассматривать технологию, разработанную компанией Fujitsu, - MVA (Multi-domain Vertical Alignment - многодоменное вертикальное размещение) и ее производные PVA (Patterned Vertical Alignment - микроструктурное вертикальное размещение) и S-PVA (Super PVA) от Samsung. К числу достоинств этой технологии относится широкий угол обзора (176-178 градусов), высокий уровень контрастности при относительно небольшом времени реакции на изменение изображения (порядка 20-25 мс). Для уменьшения времени отклика в современных моделях ЖК-мониторов (всех типов, включая TN) применяются различные динамические системы компенсации времени отклика пикселей, которые получили обобщенное название Overdrive. Суть ее заключается в подаче точно рассчитанных (исходя из информации о положения кристалла в предыдущем кадре) так называемых "разгонных" импульсов напряжения для каждого нового значения пиксела в следующем кадре. Величина импульса значительно превышает номинальное для требуемого состояния напряжение, подаваемое после него, поэтому кристаллы поворачиваются в нужное положение гораздо быстрее. Цветопередача матриц MVA/PVA считается компромиссной между TN и IPS: она не настолько хороша, чтобы применять ее для серьезной работы с полиграфией и дизайном, но намного превышает показатели TN, так что мониторы с такими матрицами сегодня являются хорошим выбором в качестве основы для домашнего мультимедийного центра (вместо телевизора). Тем более что и цена MVA/PVA матриц находится где-то посередине между TN и IPS. В ближайшем будущем не стоит ожидать выхода на рынок каких-либо революционных технологий, в частности, в свое время широко рекламируемых OLED или SED. Панели OLED (Organic Light Emitting Diode — органический светодиод), казалось бы, всем хороши: органика светится под воздействием тока, ей не нужна подсветка, потребление энергии мало. Но срок службы панелей OLED слишком мал, и в обозримом будущем не видно путей его увеличения. Так и с заявленной в свое время технологией SED (Surface-conduction Emission Display - плоский дисплей с люминофором на основе эффекта эмиссии электронов с поверхностной проводимостью) - разработчикам никак не удается решить все технические (и экономические тоже) проблемы и довести эту интересную технологию до коммерческого применения. Так что единственной более или менее принципиальной новинкой в ближайшее время может оказаться только замена традиционных флуоресцентных ламп в системе подсветки ЖК-матрицы на гораздо более долговечные и экономичные (а также экологически более "чистые" - без ртути) светодиоды белого свечения. Более того - такая подсветка начала использоваться в отдельных моделях профессиональных мониторов, благодаря чему кардинально улучшается их цветопередача.

Технические параметры ЖК-мониторов

Одним из важнейших параметров ЖК-мониторов является время отклика (реакции пикселя), определяющее скорость обновления изображения. Но именно этот параметр часто используется в рекламных целях. Заявленные производителем значения "8 мс" или, например, "2 мс" могут иметь разный смысл и проверить их довольно трудно. Так, этот параметр может характеризовать или время переключения из одного оттенка серого в другой (Gray-To-Gray, GTG), или полный цикл - суммарное время на переключение ячейки из черного в белый и обратно (BWB). Время GTG показывает, насколько хорошо смотрятся динамичные сцены с низким контрастом, а от "белого к черному" - степень "смазанности" изображения на высококонтрастных сценах. При изменении состояния ячейки между крайними положениями "черный - белый" на кристалл подается максимальное напряжение, поэтому он поворачивается с максимальной скоростью. Именно так получены минимальные значения времени отклика в характеристиках современных мониторов. При смещении кристаллов между градациями серого на ячейку подается гораздо меньшее напряжение, потому и времени для этого затрачивается намного больше (от 8 до 25-30 мс). Производители указывают значение (GTG) в основном в "разогнанных" матрицах, поддерживающих технологию Overdrive. Значение контрастности наиболее критично для просмотра видео, полноцветных изображений и определяется по соотношению яркости матрицы в двух крайних состояниях - максимальной и минимальной. То есть чем меньше засвечен черный цвет и чем выше яркость белого, тем выше контрастность. Этот показатель в случае матрицы TN+film находится в районе 500-800:1, для S-IPS среднее значение - 800:1, а для PVA - доходит до 1000:1. Впрочем, заявленным в характеристиках монитора значениям стоит верить с осторожностью, так как это значение замеряется производителем для "голой" матрицы в лабораторных (читай - идеальных) условиях, а не для конечного продукта - монитора, реальные параметры которого обычно гораздо скромнее. Яркость изображения в современных ЖК-матрицах (работающих, как вы помните, "на просвет") зависит в первую очередь, от мощности ламп подсветки и только во вторую - от типа самой матрицы. Впрочем, параметр этот в последнее время практически потерял свою актуальность, так как современный уровень развития всех технологий ЖК-матриц обеспечивает им уровень яркости от 300 кд/кв.м и выше, что более чем достаточно для комфортной работы в любых условиях внешнего освещения. Более того, в последнее время многие тестеры ЖК-мониторов в качестве одного из их недостатков отмечают их чрезмерную яркость. Углы обзора для большинства современных мониторов приближаются к 170°/170° (по горизонтали/вертикали). И если для матриц типа IPS и *VA эти значения в основном соответствуют действительности, то для TN+film - не более чем декларация. А если говорить прямо - то и попытка производителя обмануть покупателя, выдав желаемое за действительное. Ведь в соответствии с общепринятыми стандартами при определении углов обзора основным критерием является сохранение контрастности изображения на уровне не хуже 10:1, а многие производители мониторов на TN-матрицах позволяют себе снизить этот порог до 5:1 (порой - не утруждая себя проинформировать об этом потребителя), благодаря чему углы обзора их продукции "чудесным образом" увеличиваются на 10-20%. В технических спецификациях современных ЖК-мониторов производители сообщают о поддержке монитором цветовой палитры в 16,2 или в 16,7 (точнее - 16,77) миллионов цветов. Хотя, на первый взгляд, разница между этими цифрами не особо большая, но, на самом деле, она определяет многое. В случае если речь ведется о матрицах IPS или MVA/PVA, можно не сомневаться, что они характеризуют "честный" 24-битный цвет, который дает нам те самые 16,77 миллионов цветовых оттенков. В случае современных высокоскоростных TN-матриц, которые работают не с 8-, а с 6-битным цветом (что в сумме дает нам только 262 тысячи оригинальных оттенков), речь идет о палитре в 16,2 миллиона цветов. "Волшебный" переход от 262 тысяч к 16 миллионам цветов обеспечивается обычно либо сочетанием наиболее близких оттенков соседних пикселей (дизеринг), либо быстрым переключением цвета ячейки при каждом обновлении картинки FRC (Frame Rate Control). Впрочем, следует признать, что в искусстве цветовой интерполяции производители современных TN-матриц добились немалых успехов, и по богатству цветовой палитры большинство из них выглядит очень прилично. На рынке сегодня присутствуют ЖК-мониторы с различными типами покрытий. На наш взгляд, для повседневной работы больше подойдет обычное антибликовое покрытие, которое гарантирует комфортную работу, даже в условиях яркого искусственного освещения. Зато другой тип покрытия - глянцевое, обеспечивает несколько лучшую визуальную четкость изображения и более сочную картинку. Конечно, кристально четкая картинка на экране - это хорошо, особенно, для игр и кино, но только в затемненном помещении. Ведь любой достаточно яркий источник света сбоку или, тем более, сзади, превращает глянцевый экран в обычное зеркало, увидеть в котором можно только самого себя. Для получения действительно четкой картинки желательно наличие у ЖК монитора цифрового разъема DVI. Аналоговый D-Sub (VGA) видеоинтерфейс вносит пусть и незначительные, но все заметные (особенно в больших разрешениях) искажения из-за двойного преобразования сигнала - из цифры в аналог в видеокарте и снова из аналога в цифру в блоке обработке сигнала монитора. Тогда как при подключении по DVI преобразование сигнала в аналоговый не происходит. Еще одна важная характеристика интерфейса DVI - поддержка системы аппаратной защиты видео от копирования HDCP, при отсутствии которой фильмы в формате HDTV, защищенные HDCP, будут воспроизводиться лишь в пониженном (960х540 пикселей) разрешении.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 9 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 57 мин.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 8 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 12 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 13 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 13 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 13 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 14 ч.