Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Пример для подражания: видеокарта ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC 2 Гбайт

⇣ Содержание

#Введение

Судя по последним новостям, выход следующего поколения графических процессоров AMD и NVIDIA состоится ещё не скоро. Следовательно, новых видеокарт нам ждать не приходится как минимум до IV квартала текущего года. Поэтому производители продолжают расширять линейки своих продуктов всех ценовых сегментов, делая их всё более привлекательными для конечного пользователя. Конкуренция здесь весьма высока, поэтому только оснастить видеокарту оригинальным кулером и поднять её частоты вовсе не достаточно для того, чтобы завоевать сердца и кошельки покупателей. Сегодня это попытается сделать компания ASUSTeK Computer Inc. с помощью новой видеокарты ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC. Всего в линейке GeForce GTX 660 у ASUS четыре оригинальные видеокарты, и предоставленная нам на тесты — не самая быстрая из них. Однако это не делает её менее интересной, так как… впрочем, обо всём по порядку.

#Технические характеристики

Технические характеристики видеокарты ASUS приведены в таблице в сравнении с характеристиками эталонной видеокарты NVIDIA GeForce GTX 660. Ключевые отличия выделены полужирным шрифтом:

Наименование технических характеристик NVIDIA GeForce GTX 660ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC (GTX660-DC2O-2GD5)
Графический процессор (производитель) GK106 Kepler
(TSMC)
GK106 Kepler
(TSMC)
Техпроцесс, нм 28 (low-k) 28 (low-k)
Площадь кристалла кв.мм 221 221
Число транзисторов, млн 2540 2540
Частота графического процессора, МГц 3D 980 (1033 — boost) 1020 (1085 — boost)
2D 324 324
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт. 960 960
Число текстурных блоков, шт. 80 80
Число блоков растровых операций (ROPs), шт. 24 24
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гпикс/с 23,5 24,5
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с 78,4 81,6
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип поддерживаемой памяти GDDR5 GDDR5
Разрядность шины обмена с памятью, бит 192 192
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц 3D 6008 6008
2D 648 648
Объем памяти, Мбайт 2048 / 3072 2048
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с 144,2 144,2
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт 3D 140 150
2D н/д н/д
Требования к мощности блока питания, Вт 450 500
Размеры видеокарты, мм (ДхВхТ) 173х100х38 259х132х38
Интерфейс PCI-Express x16 (v3.0) PCI-Express x16 (v3.0)
Выходы DVI-I+DVI-D (Dual-Link), 1 HDMI v1.4a, 1 Display Port v1.2 DVI-I+DVI-D (Dual-Link), 1 HDMI v1.4a, 1 Display Port v1.2
Рекомендованная/минимальная розничная стоимость, долларов США 229 / 219 239 / 239

#Упаковка и комплектация

Видеокарта ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC поставляется в большой и очень красивой коробке со следами когтей на лицевой стороне (напоминают следы Росомахи из «Людей-икс»):

Ниже приведены основные характеристики видеокарты, а на обратной стороне коробки вся информация о продукте изложена максимально полно, с описанием его особенностей и достоинств.

Внутрь красочной картонной коробки вставлена ещё одна, только теперь простая чёрная коробка из толстого картона. В её центре в полиэтилене и зафиксирована видеокарта:

Такая упаковка достаточно надёжна, но всё же крепление видеокарты в центре коробки хотелось бы видеть более основательным, чем простой пакет.

Комплектация состоит из компакт-диска с драйверами и утилитами, инструкции по быстрой установке и переходника DVI-to-D-Sub:

К сожалению, нет ни кабеля для подключения дополнительного питания, ни бонусов в виде игр или купонов на их скачивание.

Выпускается ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC в Китае и стоит 239 долларов США, что всего на 20 долларов США дороже эталонных образцов GeForce GTX 660. На видеокарту предоставляется трёхлетняя гарантия.

#Особенности видеокарты

Видеокарты ASUS легко узнаваемы благодаря неповторимому дизайну системы охлаждения DirectCU II, которая закрывает всю лицевую сторону. При взгляде на видеокарту возникает приятное ощущение от строгости и выдержанности стиля:

Рифлёный кожух системы охлаждения с ярко-красными вставками изумительно гармонирует с матовыми лопастями двух вентиляторов, и даже выходящие за верхний край печатной платы тепловые трубки не создают ощущения громоздкости продукта, хотя ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC заметно больше эталонной видеокарты NVIDIA. Её размеры составляют 259х132х38 мм.

Видеокарта оснащена стандартным набором выходов: DVI-I и DVI-D (Dual-Link), HDMI и DisplayPort, совмещённым с решёткой для частичного выброса нагретого воздуха за пределы корпуса системного блока:

Один разъём MIO для создания 2-way SLI-конфигурации и один шестиконтактный разъём для подключения дополнительного питания установлены на своих штатных местах:

ASUS указывает для своей видеокарты максимальный уровень энергопотребления — 150 ватт, что на 10 ватт выше аналогичного значения для эталонных карт NVIDIA. Однако рекомендуемая мощность блока питания для системы с одной такой видеокартой не изменилась и составляет 450 ватт.

Как и в топовых видеокартах, ASUS вновь радует любителей оверклокинга, наделив свой продукт уникальной печатной платой с усиленной системой питания:

На питание графического процессора отведено сразу шесть фаз, на память — две, а на цепи питания — одна фаза:

Фирменная цифровая система питания DIGI+ вкупе с технологией Super Alloy Power, предполагающей использование только высококачественных и долговечных компонентов, позволяет на 30% снизить наводки, на 15% повысить энергоэффективность и в 2,5 раза продлить срок службы в сравнении с эталонными продуктами. В её основе — цифровой контроллер ASP1212:

Всё это позволяет надеяться не только на высокий оверклокерский потенциал, но и на долговечность работы видеокарты на повышенных частотах.

Графический процессор нашей ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC выпущен на Тайване на 32-1 неделе 2012 года (начало августа), он относится к ревизии А1:

Он состоит из 2540 млн транзисторов, которые образуют 960 унифицированных шейдерных процессоров, 80 текстурных блоков и 24 блоков растровых операций (ROPs). То есть всё штатно для GeForce GTX 660. А вот частота графического процессора видеокарты ASUS повышена относительно номинальной на 4% — она составляет 1020 МГц, или 1085 МГц в форсированном режиме. В 2D-режиме частота снижается до 324 МГц.

ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC оснащена GDDR5-микросхемами памяти в FCBGA-упаковке в количестве восьми штук общим объёмом 2 Гбайт. Микросхемы, выпущенные компанией Samsung Semiconductor, имеют маркировку K4G20325FD-FC03:

Их теоретическая эффективная частота работы составляет 6000 МГц, на этой частоте память и функционирует. Таким образом, при ширине шины 192 бит пропускная способность памяти равна эталонной для GeForce GTX 660 — 144,2 Гбайт/с. В 2D-режиме частота снижается до 648 МГц.

Итоговые спецификации ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC выглядят следующим образом:

BIOS видеокарты вы можете скачать из файлового архива.

#Cистема охлаждения DirectCU II — эффективность и уровень шума

Помимо усиленной печатной платы и повышенной частоты графического процессора, ASUS оснастила свою видеокарту фирменной системой охлаждения ASUS DirectCU II:

В её основе лежит алюминиевый радиатор на трёх медных 8-мм тепловых трубках, покрытых никельсодержащим сплавом:

Основание радиатора выполнено по технологии прямого контакта с 1,5-мм зазорами между трубками:

Качество его обработки оставляет желать лучшего, и на все 100% работает только центральная тепловая трубка, а на две крайние тепловой поток передаётся в основном через алюминиевую вставку между трубками.

За охлаждение этой конструкции отвечают два 75-мм вентилятора, закреплённые в металлической рамке:

Крыльчатки, выпущенные компанией FirstD, имеют маркировку FD7010H12S и оснащены PWM-управлением:

Скорость их вращения регулируется видеокартой автоматически в диапазоне от 1000 до 3500 об/мин. Максимальное энергопотребление каждого вентилятора не должно превышать 4,2 Вт. Подшипник, судя по всему, гидродинамический.

Для проверки температурного режима работы видеокарты в качестве нагрузки мы использовали пять циклов теста весьма ресурсоёмкой игры Aliens vs. Predator (2010) при максимальном качестве графики в разрешении 2560х1440 пикселей с анизотропной фильтрацией уровня 16х, но без использования сглаживания, чтобы по максимуму нагрузить графический процессор. Для мониторинга температур и прочих параметров применялись программа MSI Afterburner версии 2.3.1 и утилита GPU-Z версии 0.6.7. Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при комнатной температуре 24 градуса Цельсия. Температурный режим работы видеокарты был проверен до её разборки с использованием штатного термоинтерфейса.

Итак, вот какой температурный режим работы продемонстрировала нам ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC:

Автоматический режим

Максимальная мощность

В автоматическом режиме работы температура графического процессора достигла лишь 62 градусов Цельсия в пике нагрузки. При этом скорость вентиляторов составила 1590 об/мин. При максимальных 3540 об/мин температура GPU составила всего 53 градуса Цельсия. Как видите, эффективность ASUS DirectCU II выдающаяся, но мы не ограничились такой проверкой и провели дополнительные тесты при вручную зафиксированных 25% мощности вентиляторов — это всего 1170 об/мин. И в этом режиме ASUS DirectCU II не спасовала, охладив графический процессор до 68 градусов Цельсия:

25% мощности, 1170 об/мин

Результат впечатляет, вне всяких сомнений. Осталось выяснить, насколько ASUS DirectCU II тихая. Для этого мы провели тесты по нашей стандартной методике.

Измерение уровня шума систем охлаждения видеокарт осуществлялось с помощью электронного шумомера CENTER-321 после часа ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м2 со стеклопакетами. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлась только система охлаждения и её вентиляторы. Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии ровно 150 мм от ротора вентилятора/турбины кулера. Материнская плата, в которую была вставлена видеокарта с установленной на неё системой охлаждения, размещалась на самом углу стола на пенополиуретановой подложке. Нижняя граница измерений шумомера составляет 29,8 дБА, а субъективно комфортный (не путать с низким) уровень шума при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. Скорость вращения вентиляторов изменялась во всём диапазоне их работы с помощью специального точного контроллера путём изменения питающего напряжения с шагом 0,5 В.

Посмотрим, что получилось по графику (вертикальными штриховыми линиями отмечены границы работы вентиляторов кулеров видеокарт в автоматическом режиме):

Очевидно, что кулер ASUS DirectCU II работает тише двух конкурентов, также оснащённых оригинальными системами охлаждения. Причём разница весьма велика. Более того, в автоматическом режиме работы уровень шума DirectCU II не выходит за субъективную границу комфорта. Проще говоря, на фоне тихого системного блока шум ASUS не различить. Это одна из самых тихих видеокарт, когда-либо попадавших к нам на тестирование.

#Оверклокерский потенциал

Первоначально оверклокерский потенциал видеокарты ASUS мы изучали при номинальном напряжении графического процессора. ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II OC продемонстрировала неплохой потенциал графического процессора и средний — видеопамяти. Без потерь в стабильности и в качестве изображения базовую частоту GPU нам удалось увеличить на 140 МГц, а видеопамяти — на 780 эффективных мегагерц:

В результате частоты видеокарты ASUS составили 1160/1225/6788 МГц:

Это весьма неплохой результат, тем более что, по данным мониторинга, при высокой нагрузке частота графического процессора достигала 1255 МГц, а его температура по-прежнему не превышала 62 градусов Цельсия:

Максимальная скорость вентиляторов системы охлаждения DirectCU II в сравнении со штатным режимом работы видеокарты увеличилась всего на 30 об/мин при итоговых 1620 об/мин. Отличные показатели!

#Энергопотребление

Измерение энергопотребления системы с различными видеокартами осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC3, которая показывает потребление системы «от розетки» в целом (без учёта монитора). Измерение было проведено в 2D-режиме, при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме, нагрузка в котором создавалась с помощью трёхкратного теста из игры Metro 2033: The Last Refuge в разрешении 2560х1440 пикселей при максимальных настройках качества графики, но без использования сглаживания.

Для сравнения мы включили в дальнейшее тестирование видеокарты ASUS GeForce GTX 660 Ti DirectCU II TOP 2 Гбайт, Sapphire Radeon HD 7870 GHz Edition OC 2 Гбайт и HIS 7850 IceQ Turbo X 2 Гбайт. Их результаты также приведены на диаграмме:

Разница между системами с различными видеокартами некритична. Больше других потребляет системный блок с Sapphire Radeon HD 7870 OC — в пике нагрузки ему требуется 408 ватт, что на 30 ватт больше, чем системе с ASUS GeForce GTX 660 Ti TOP. Разогнанная ASUS GeForce GTX 660 потребляет примерно на 10 ватт больше, а на своих номинальных частотах демонстрирует практически такой же уровень энергопотребления. Наиболее экономичной стала система с HIS Radeon HD 7850 Turbo X. Добавим, что в нагрузке для любой из систем будет достаточно качественного блока питания мощностью всего 500 ватт. В 2D-режиме всем конфигурациям нужно не более 220 ватт электроэнергии.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 2 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 8 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 8 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 9 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 11 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 12 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 12 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 13 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 15 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 15 ч.