Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Первое знакомство с AMD Kaveri. Обзор процессора AMD A8-7600

⇣ Содержание

В том, что AMD собирается свернуть разработку своих высокопроизводительных многоядерных процессоров, сомнений остаётся всё меньше и меньше. На смену чипам, располагающим одними лишь вычислительными x86-ядрами и предназначающимся для использования в игровых системах совместно с дискретным видеоускорителем, окончательно приходят гибридные процессоры — APU (Accelerated Processing Units), совмещающие на одном полупроводниковом кристалле как вычислительные, так и графические ядра. В течение многих лет AMD успешно торговала процессорами серии FX, которые не обладали встроенными графическими ядрами и представляли собой быстрейшие предложения компании. Такие чипы, идеологически похожие на Intel Core Extreme Edition, пользовались достаточно высокой популярностью среди геймеров и оверклокеров, применяющих при построении своих систем продвинутые внешние видеокарты. Их успех опирался на проводимую AMD разумную ценовую политику и неплохую многопоточную производительность. Однако теперь AMD собирается перенести фокус с проверенных временем процессоров серии FX на новомодные APU, и это — принципиальное решение, отражающее произошедшую смену приоритетов.

Как официально заявляют представители компании, серия процессоров FX пока не умрёт, но AMD сосредоточится на развитии и продвижении APU, которые более актуальны в свете возникшего бума мобильных решений. Всё это означает, что принципиально новых моделей в линейке FX больше не будет, и в них продолжит использоваться 32-нм процессорный дизайн Piledriver образца 2012 года. В то же время основным предложением из ассортимента AMD для настольных, мобильных и прочих ПК станут гибридные процессоры, которые, напротив, будут активно развиваться.

И сегодня мы познакомимся с абсолютно новым APU компании AMD, Kaveri, в котором такое развитие проявляется почти во всём: в микроархитектуре x86-ядер, в строении интегрированного видеоядра и в том, как эти компоненты взаимодействуют между собой. По замыслу маркетологов AMD, данный гибридный процессорный дизайн должен совершить с серией FX своеобразную рокировку. Отныне главным и флагманским продуктом становится именно Kaveri, а серии FX отводится роль свадебного генерала, обладающего обширным набором регалий, но при этом не воспринимаемого серьёзно. Хотя Kaveri пока не претендуют на достижение такой же, как у FX, многопоточной x86-производительности из-за вдвое меньшего количества вычислительных ядер, они предлагают более прогрессивную архитектуру. В частности, в их основе лежит самая современная микроархитектура Steamroller, выступающая дальнейшим развитием Piledriver, а для производства используется наиболее совершенный из имеющихся в распоряжении AMD техпроцесс с 28-нм нормами.

AMD обещает, что Kaveri и их последователи постепенно доберутся и до высокопроизводительных игровых ПК, в том числе и до таких, где используются дискретные видеокарты. Правда, как у компании получится выполнить такой маркетинговый манёвр, откровенно говоря, не совсем понятно. Сама же AMD делает акцент на уникальном свойстве новых гибридных процессоров — поддержке спецификации HSA (Heterogeneous System Architecture), предполагающей возможность параллельной обработки одних и тех же данных вычислительными и графическими (а в общем случае и любыми иными) ядрами. Вариант реализации HSA в Kaveri, названный hUMA, позволяет всем гетерогенным ядрам процессора пользоваться общей памятью и единым адресным пространством, что избавляет от необходимости копирования данных при их обработке разнородными ресурсами и увеличивает производительность. Однако всё это требует программной поддержки, которая, как это обычно и бывает с революционными начинаниями, пока находится в зачаточном состоянии.

Так что фактически на данный момент Kaveri — это просто новый процессор с интегрированным графическим ядром, в котором AMD усилила микроархитектуру и увеличила производительность всех составляющих — скалярной (x86) и параллельной (GPU). Но достаточно ли этих изменений для того, чтобы получившийся продукт стал действительно привлекательным вариантом для производительных настольных компьютеров? Сама AMD, говоря, что это вполне возможно с теоретических позиций, на практике, похоже, серьёзно опасается, как бы её бодрая риторика не разбилась о суровую реальность. Поэтому к первому появлению Kaveri на публике она постаралась напустить максимальное количество тумана и построить всё таким образом, чтобы затруднить объективное тестирование нового продукта. Например, в преддверии анонса наша редакция получила образец лишь младшей десктопной модели нового APU, A8-7600, а графический драйвер для Kaveri нам достался и вовсе только позавчера. Однако, невзирая на все выстроенные AMD препоны, мы всё же попробуем разобраться, имеет ли Kaveri шанс стать флагманским решением компании на рынке настольных компьютеров.

#Микроархитектура Steamroller

Новая микроархитектура вычислительных ядер Kaveri — это, пожалуй, одно из важнейших обновлений, привносимых этим процессором. После того как предыдущие версии производительной микроархитектуры AMD, Bulldozer и Piledriver, не смогли сравниться по быстродействию с интеловскими Core, улучшение эффективности старших процессоров AMD стали связывать с новой микроархитектурой Steamroller. Тем более что разработчики обещали в Steamroller постараться ликвидировать главный недостаток больших ядер AMD — низкую однопоточную производительность.

Теперь мы уже знаем, что Steamroller в производительные многоядерные процессоры не попадёт, а будет существовать лишь в APU с двумя и четырьмя ядрами. Однако интерес к данной микроархитектуре от этого только увеличился. В свете смены приоритетов в пользу APU, AMD необходимо добиться, чтобы её четырёхъядерные процессоры смогли бы конкурировать по производительности с четырёхъядерниками Intel. И Steamroller может предложить для этого целый набор улучшений. Сама AMD говорит о том, что количество исполняемых за такт инструкций у новой микроархитектуры выросло примерно на 20-25 процентов по сравнению с Piledriver. А если учесть, что для производства процессоров с микроархитектурой Steamroller используется более прогрессивный техпроцесс с 28-нм нормами, который при удачном стечении обстоятельств способен улучшить и частотный потенциал, от них можно ожидать заметного рывка в производительности.

В целом Steamroller представляет собой эволюционное развитие предыдущих микроархитектур Bulldozer и Piledriver. AMD идёт по пути пошаговой оптимизации, не затрагивая заложенный c появлением процессоров класса K15 базис. Поэтому по большинству формальных характеристик разницы между Piledriver и Steamroller не заметно. В обоих случаях используется одна и та же структура с двухъядерными модулями и 2-мегабайтным кешем второго уровня на каждый модуль, а в поддерживаемой системы команд не вводится никаких дополнений.

Основная проблема предыдущих микроархитектур Bulldozer и Piledriver состояла в объединении пар вычислительных ядер в модули, существенная часть ресурсов в которых присутствует в единичном на оба ядра экземпляре. К числу разделяемых узлов относились блоки выборки и декодирования инструкций, блок операций с плавающей запятой и кеш-память. Такой подход позволял AMD добиться уменьшения сложности полупроводниковых кристаллов и снижения их тепловыделения, но при многопоточной нагрузке разделяемые ресурсы становились ограничивающим производительность узким местом, приводящим к простоям исполнительных устройств. Как показала практика, наибольшие «заторы» возникали на этапе декодирования инструкций, и в Steamroller разработчики AMD решили исправить этот недостаток.

В результате главным улучшением в Steamroller стало удвоение числа декодеров. Теперь каждое из ядер, входящих в двухъядерный модуль, обладает собственным независимым декодером, способным обрабатывать до четырёх x86-инструкций за такт. Но выборка инструкций при этом осталась в сфере ответственности общего на два ядра функционального узла, эффективность и результативность работы которого попытались улучшить другими мерами. В частности, совершенствованием алгоритмов предсказания переходов (за счёт роста ёмкости буферов) и увеличением размера общего на модуль кеша инструкций первого уровня с 64 до 96 Кбайт.

Следует понимать, что удвоение числа декодеров — это лишь ликвидация основного бутылочного горлышка микроархитектуры, поэтому ожидать от Steamroller близкого к двукратному роста темпа исполнения инструкций явно не следует. Узкие места в микроархитектуре остались на этапах выборки и исполнения инструкций, и прирост скорости, обеспечиваемый Steamroller по сравнению с прошлыми версиями микроархитектуры, оказывается не столь значительным.

К изменениям во фронтальной части исполнительного конвейера добавились и некоторые другие мелкие переделки микроархитектуры, которые, впрочем, не имеют столь же основополагающего влияния на производительность. Так, в Steamroller проведена балансировка ролей исполнительных устройств в блоке FPU с целью оптимизации их загрузки, а также оптимизирован интерфейс между кеш-памятью первого и второго уровня, что позволило увеличить скорость перемещения данных. Часть же нововведений в Steamroller вообще направлена исключительно на улучшение экономичности. Так, L2-кеш получил деление на четыре области, имеющие независимое питание, что позволяет по возможности отключать его по частям, а в декодерах добавилась очередь микроопераций, при наполнении которой основная логика этих блоков также может обесточиваться.

К сожалению, вместе с увеличением производительности микроархитектура Steamroller существенно нарастила и свою сложность. Число транзисторов, задействованных в одном двухъядерном модуле, с переходом от Piledriver к Steamroller возросло более чем на 60 процентов. Связано это не только с внутренними изменениями в микроархитектуре, но и с вводом новых автоматизированных методов компоновки полупроводникового кристалла. Впрочем, тут важна не столько причина, сколько следствие: внедрение располневшего Steamroller в многоядерные процессоры серий Opteron и FX стало для AMD невозможным, по крайней мере при использовании имеющихся в распоряжении производителя техпроцессов. Но для APU с двумя или четырьмя x86-ядрами новая микроархитектура вполне подошла.

Получается, что Steamroller, в которой AMD попыталась простыми методами увеличить эффективность, заставляет компанию отказываться от своей изначальной идеи — компоновки процессоров из большого числа высокочастотных, но простых ядер. Иными словами, внедрение новой микроархитектуры отчасти можно расценивать и как некоторое изменение основополагающей парадигмы, что в дальнейших планах AMD находит самое непосредственное отражение.

#Графическое ядро GCN

Но на самом деле AMD не говорит о своём гибридном процессоре Kaveri как о четырёхъядерном наследнике Bulldozer и отводит совершенствованию x86-части не так уж и много внимания. Более того, несмотря на то, что новинка располагает двумя модулями Steamroller и четырьмя x86-ядрами, AMD считает, что её новый процессор имеет (в максимальной конфигурации) ни много ни мало двенадцать ядер. Компания просто вводит в употребление новое определение вычислительного ядра, считая за него программируемый аппаратный блок, способный выполнять в своём собственном контексте независимо от других ядер по крайней мере один процесс в виртуальной памяти. И с точки зрения этого определения в качестве ядер проходят в том числе и вычислительные блоки графического ядра.

Графическое ядро в Kaveri относится к классу Radeon R7 и базируется на новой для интегрированных процессоров архитектуре GCN 1.1, внедрённой AMD в видеоускорителях класса Hawaii. Никаких изменений при переносе этой архитектуры из видеокарт в гибридные процессоры сделано не было, поэтому основным структурным элементом графики остались вычислительные кластеры (Compute Unit), имеющие по 64 совместимых со стандартом IEEE 2008 шейдерных процессора, которые разделены между четырьмя векторными и 16 текстурными блоками.

В максимальной конфигурации графическое ядро Kaveri может содержать до восьми таких вычислительных кластеров, плюс геометрический сопроцессор и до восьми блоков растровых операций. С учетом нацеленности графического ядра в том числе и на параллельные вычисления в видеоядре в полном объёме присутствует пул из восьми независимых движков асинхронных вычислений, которые могут работать параллельно с графическим командным процессором и обслуживать до восьми очередей команд каждый. Важно, что эти движки имеют прямой доступ к кеш-памяти и контроллеру памяти процессора, за счёт чего и реализуется набор технологий, упрощающий организацию гетерогенных вычислений HSA.

Таким образом, суммарно графическое ядро Kaveri может иметь до 512 шейдерных процессоров, то есть по этой характеристике новый APU дотягивает до показателя очень неплохой видеокарты среднего уровня Radeon HD 7750. Всё это позволяет AMD говорить о теоретической суммарной производительности Kaveri на уровне 856 Гфлопс (где на вычислительные ресурсы видеоядра приходится 737 Гфлопс). Однако надо иметь в виду, что игровое быстродействие встроенной в процессоры графики во многом ограничивается пропускной способностью памяти, а не мощностью шейдерных процессоров видеоядра.

Если учесть, что в Kaveri нашла применение самая современная на данный момент графическая архитектура AMD, этими APU поддерживается не только DirectX 11.2, но и фирменный программный интерфейс Mantle. Пока его не использует ни одна публично доступная игра, но AMD ожидает, что в течение ближайшего месяца этот недостаток будет исправлен. При этом компания обещает гигантский прирост графической производительности, который, например, в Battlefiled 4 составит до 45 процентов.

Присутствует в графическом ядре Kaveri и звуковой сопроцессор TrueAudio, предназначенный для создания аппаратно ускоряемых сложных динамических пространственных звуковых эффектов. Так же, как и раньше, в процессоре остались выделенные движки VCE и UVD для кодирования и декодирования видеоконтента высокого разрешения. Номер версии VCE за счёт улучшения качества кодирования путём внедрения B-кадров и поддержки цветовой модели YUV увеличился до второго, а номер версии UVD возрос до четвёртого: улучшилась устойчивость при обработке видеопотока с ошибками.

#Технологии HSA: hUMA и hQ

Но самым важным нововведением в Kaveri с точки зрения AMD является не обновление микроархитектуры x86-ядер и не внедрение нового графического ядра с архитектурой GCN, а то, как они могут взаимодействовать друг с другом в рамках концепции HSA.

AMD сделала ставку на гетерогенную системную архитектуру уже достаточно давно. Основная идея заключается в том, что многие задачи могут выполняться на параллельных потоковых процессорах графических ядер быстрее и с меньшими затратами энергии, нежели на скалярных x86-ядрах. Комбинируя и те и другие вычислительные ресурсы, можно получить универсальную аппаратную базу для эффективного выполнения широкого спектра задач. Однако на ранних стадиях процессоры с гетерогенным дизайном не могли завоевать широкую популярность. Проблема заключалась в том, что для их использования нужны были специальные программы, создание которых вызывало у разработчиков большие трудности. В Kaveri же заложены технологии семейства HSA, которые должны существенно упростить программирование алгоритмов, работающих в гетерогенной среде.

Первая из них — hUMA (Heterogeneous Uniform Memory Access). В рамках этой технологии новые гибридные процессоры предлагают простой путь доступа ко всей системной памяти вне зависимости от того, какой частью APU сгенерирован соответствующий запрос. Иными словами, любое из 12 ядер Kaveri (вне зависимости от того, ядро ли это с x86-архитектурой или вычислительный кластер графического ядра) имеет равноценный и простой доступ непосредственно в системную память.

Аппаратная реализация hUMA в Kaveri обеспечивает когерентность кеш-памяти различных по назначению ядер; даёт графическому ядру возможность работать не только с физической, но и с виртуальной памятью в рамках 32-гигабайтного адресного пространства; а также убирает любые ограничения и любое разделение памяти на системную и видеопамять.

Вторая важная технология, базирующаяся на HSA и делающая Kaveri по-настоящему гетерогенным процессором, это hQ (Heterogeneous Queuing). В старой традиционной архитектуре вся вычислительная нагрузка проходила через процессорные ядра, в том числе и та, которая предназначена для решения на графическом ядре. За отправку задач для решения на GPU и контроль их исполнения всё равно отвечал CPU, что вносило дополнительные задержки. Новый же подход к организации вычислений, hQ, разрешает графическому ядру взаимодействовать с приложением и другими ядрами не под управлением CPU, а напрямую, уравнивая ядра с различной природой в своих правах. Иными словами, hQ стирает грани между ролями CPU и GPU, уменьшает задержки и упрощает параллельную обработку данных разнородными ядрами. GPU, как и CPU, получает право создавать и отправлять вычислительные потоки на исполнение.

Если принять к рассмотрению hUMA и hQ, желание AMD представить свои процессоры Kaveri как 12-ядерные уже не выглядит таким нелепым. Ядра эти разнородны и предназначены для различных целей, но при условии должной оптимизации программного обеспечения они действительно способны существенно улучшить производительность и энергоэффективность систем. Поддержка же новыми гибридными процессорами HSA-возможностей делает Kaveri чипами, полностью аппаратно совместимыми с OpenCL 2.0. А это значит, что оптимизировать алгоритмы под гибридные процессоры Kaveri будет значительно проще, и, вполне возможно, концепция APU будет находить реальное применение гораздо активнее.

Впрочем, на данный момент все HSA-возможности остаются лишь простой декларацией, так как для их задействования нужна поддержка не только со стороны программного обеспечения, но и со стороны операционной системы и драйвера. А эти условия пока не выполнены. На данный момент совместимость с HSA есть лишь в 64-битных версиях Windows 8.1 и Windows 7 (в Windows 8 почему-то поддержки HSA нет), а необходимый драйвер, разрабатываемый AMD, пока далёк от финального состояния. Закономерно, что программного обеспечения, созданного с использованием технологий hUMA и hQ, в природе (пока?) не наблюдается, а все оптимизированные под гибридные возможности APU программы работают старым путём, используя библиотеки OpenCL 1.2.

#Всё вместе: Kaveri

Рассмотрев составные части (CPU и GPU) гибридного процессора Kaveri, логично перейти к знакомству c этим дизайном в сборе. И вот на этом уровне, к сожалению, AMD может порадовать своих поклонников не слишком многим. Kaveri, как и их предшественники Trinity и Richland, собраны на базе двух двухъядерных процессорных модулей Steamroller. Иными словами, гибридные процессоры нового поколения сохраняют в максимальной конфигурации четырёхъядерный (в терминах x86) дизайн и принципиально превосходят предшественников лишь по оснащённости интегрированного графического ядра Radeon R7. Оно не только несёт новую архитектуру GCN 1.1, сменившую использовавшуюся в Richland VLIW4, но и может располагать набором из 512 шейдерных процессоров, которых стало на треть больше, чем было в максимальных версиях APU прошлого поколения.

В результате, процессоры Kaveri стали ещё более графически-ориентированными. Если в Richland на долю x86-части приходилось 58 процентов транзисторного бюджета, то в новом Kaveri эта доля снизилась до 53 процентов. При этом в целом новый APU стал гораздо сложнее своего предшественника. Прошлые версии гибридных процессоров AMD состояли из примерно 1,3 млрд транзисторов, полупроводниковый же кристалл Kaveri включает 2,41 млрд транзисторов. И это даже больше количества транзисторов в процессорах Intel Haswell с графикой GT3, которое ограничивается величиной 1,8 млрд штук. Однако высокая сложность полупроводникового кристалла не обязательно конвертируется в высокую производительность, а вот проблемы при производстве создаёт заметные.

Для массового выпуска Kaveri компания AMD прибегла к более современной производственной технологии с 28-нм нормами и монолитной подложкой. Производственным партнёром выбрана GlobalFoundries, сумевшая настроить своё оборудование для выпуска APU. Надо заметить, что техпроцесс прошёл определённую адаптацию именно под конкретные нужды AMD, так как стандартная технология GlobalFoundries предполагает использование слишком тонких для высоких частот APU межсоединений. Но в результате полупроводниковый кристалл Kaveri удалось заметно уплотнить и разместить на площади 245 мм2, то есть по физическому размеру он почти эквивалентен 32-нм кристаллу процессоров Richland.

Полупроводниковый кристалл AMD Kaveri

Однако, несмотря на все старания GlobalFoundries, AMD всё же пришлось несколько сбавить частоты своих процессоров при переходе на новую технологию. И на данный момент максимальная частота CPU-части Kaveri не превышает 3,7 ГГц, а GPU работает на частоте не выше 720 МГц. Частоты же их предшественников, производимых по 32-нм технологии с SOI гибридных процессоров Richland, доходили до 4,1 ГГц в части CPU и до 844 МГц в части GPU. То есть были выше примерно на 10-15 процентов. В качестве компенсации в Kaveri AMD обещает некоторое снижение тепловыделения, и для настольных модификаций этих гибридных процессоров установлены тепловые пакеты 95/65/45 Вт. Richland же имели максимальное расчётное тепловыделение на уровне 100/65/45 Вт, причём с 45-ваттным тепловым пакетом существовала лишь единственная модель A8-6500T, которая в широкую продажу никогда не поступала.

Модельный ряд процессоров Kaveri для десктопов в его первоначальном виде состоит всего из трёх моделей.

AMD A10-7850KAMD A10-7700KAMD A8-7600
Ядра 4 ядра (2 модуля) 4 ядра (2 модуля) 4 ядра (2 модуля)
Разблокированный множитель Есть Есть Нет
Тактовая частота 3,7 ГГц 3,4 ГГц 3,3/3,1 ГГц
Частота в турборежиме До 4,0 ГГц До 3,8 ГГц До 3,8/3,3 ГГц
L2-кеш 2x2 Мбайт 2x2 Мбайт 2x2 Мбайт
Графическое ядро Radeon R7 Radeon R7 Radeon R7
Вычислительные кластеры 8 6 6
Шейдерные процессоры 512 384 384
Частота GPU 720 МГц 720 МГц 720 МГц
TDP 95 Вт 95 Вт 65/45 Вт
Цена $173 $152 $119

Две старшие модели, имеющие оверклокерские возможности, должны быть доступны с сегодняшнего дня. Младшая же энергоэффективная модель A8-7600 появится на рынке — в течение первого квартала.

Следует отметить, что нумерация моделей Kaveri не столь прозрачна, как ранее. Максимальное количество вычислительных блоков заложено лишь в модели A10-7850K, которая обладает и четырьмя x86-ядрами, и восемью графическими вычислительными кластерами (512 шейдерными процессорами). Во второй же модели из ряда A10, A10-7700K, возможности GPU урезаны: число вычислительных кластеров сокращено до шести. Логично было бы, чтобы эта модель, располагающая, как и старшие Richland, 384 шейдерными процессорами, относилась к классу A8. Но нет, теперь в класс A8 входит лишь энергоэффективный и неоверклокерский A8-7600, который по своей внутренней структуре подобен A10-7700K.

Кстати, младший A8-7600 интересен не только пониженными тепловыми спецификациями. Он, кроме этого, имеет конфигурируемый уровень TDP. Приведенные в таблице тепловые пакеты 65 и 45 Вт относятся не к двум различным вариантам A8-7600, а указывают на то, что этот процессор может работать и так и этак — в зависимости от конкретной ситуации. Пользователь может выбрать желаемый для себя уровень TDP через BIOS материнской платы. В зависимости от этой настройки процессор будет использовать ту или иную схему формирования тактовых частот и работы турборежима.

#Новая платформа: Socket FM2+

Ещё одной новостью, сопряжённой с выходом процессоров Kaveri, стало появление специально предназначенной для них платформы Socket FM2+, вводящей в употребление новый процессорный разъём. Изначально вся эпопея с его обновлением была затеяна с целью добавления в платформу поддержки DDR4 SDRAM, но в процессе разработки что-то пошло не так, и контроллер памяти Kaveri такую возможность не получил, ограничившись двумя стандартными каналами DDR3 SDRAM. Впоследствии AMD отказалась и от поддержки DDR4 в следующем поколении APU компании, Carrizo, которое должно быть совместимо с Socket FM2+. Поэтому на деле вышло так, что новый процессорный разъём введён в употребление лишь с целью искусственного обновления парка материнских плат.

Слева — Socket FM2, справа — Socket FM2+

Вполне закономерно, что Socket FM2+ очень похож на Socket FM2 по внешнему виду и отличается от него лишь расположением контактов-ключей, физически не дающих установить новые процессоры Kaveri в старые материнские платы Socket FM2. При этом новые платы Socket FM2+ имеют обратную совместимость со старыми процессорами, и в них вполне допускается устанавливать представителей семейств Trinity и Richand. Нет никаких проблем и с использованием с платами Socket FM2+ старых процессорных систем охлаждения — здесь также сохранена полная совместимость.

Материнские платы с разъёмом Socket FM2+ доступны на рынке уже достаточно давно, и с поиском подходящей платформы для Kaveri у первых покупателей этих процессоров проблем явно не возникнет. Все такие платы основываются на наборах логики семейства Bolton (A88X и A78), которые по спецификациям практически не отличаются от своих предшественников Hudson (A85X и A75).

Новые возможности, предлагаемые материнскими платами с Socket FM2+, ограничиваются поддержкой графической шины PCI Express x16 3.0 и более скоростных вариантов DDR3-памяти — вплоть до DDR3-2400. Но и то и другое, на самом деле, обеспечивается самими процессорами Kaveri, в которых AMD обновила контроллер шины PCI Express и подтянула параметры контроллера памяти. Иными словами, ожидать каких-то серьёзных изменений с вводом в употребление плат Socket FM2+ и новых наборов логики явно не следует.

#Тестовый процессор: A8-7600

Во вводной части этой статьи мы уже сказали о том, что компания AMD, руководствуясь какими-то своими соображениями, предоставила нам на тестирование не старшую модель Kaveri, а младшую — A8-7600. Это странно вдвойне, так как данный процессор, в отличие от своих старших собратьев, в продажу с сегодняшнего дня не поступит — его распространение начнётся в течение первого квартала. Втройне же обескураживает то, что предоставленный AMD образец — это не серийный процессор, а инженерный семпл, о чём честно и написано на его крышке.

Причём одной маркировкой дело тут не ограничивается. То, что процессор этот отличается от тех APU, которые получат в свои руки покупатели, следует и из того, что определяется он не как A8-7600, а как «AMD Eng Sample: ZD317095I4468_38/31/16/07_1313».

Обычно подобные инженерные процессоры компания AMD распространяет до анонса среди производителей материнских плат и готовых систем для валидации их продуктов. Почему же на этот раз инженерные образцы достались прессе, доподлинно не известно. Но скорее всего, связано это с тем, что серийные продукты у производителя в необходимых количествах на данный момент попросту отсутствуют. И мы в этой связи ожидаем некоторой задержки начала поставок реальных Kaveri продавцам. Нам же сегодня придётся делать выводы о новом гибридном процессоре, базируясь на результатах тестирования его предварительной версии, которая, возможно, в каких-то аспектах будет отличаться от тех APU, которые получат на руки покупатели. Это надо иметь в виду.

Впрочем, характеристики образца полностью сошлись с заявленными в спецификациях. Процессор базируется на двух модулях Steamroller, имеет четыре ядра и располагает кеш-памятью второго уровня суммарным объёмом 4 Мбайт. Частота этого процессора была установлена на уровне положенных 3,3 ГГц, а турборежим увеличивал её до 3,8 ГГц. Отметим, что столь существенная «вилка» в частотах связана с энергоэффективностью модели, ведь её тепловой пакет ограничен величиной 65 Вт. В реальном же использовании до штатных 3,3 ГГц она почти никогда не падает. Большию часть времени A8-7600 функционирует на частоте 3,7 ГГц, причём даже под многопоточной нагрузкой.

Достаточно любопытно работает функция конфигурируемого TDP. При установке в BIOS материнской платы предельного уровня тепловыделения 45 Вт процессор кардинально меняет своё поведение и тактовые частоты. Максимальной частотой в турборежиме становится 3,3 ГГц, а при высокой нагрузке она снижается до 3,1 ГГц. Такая мера действительно заметно снижает тепловыделение и потребление, но заметно падает и производительность.

Графическое ядро класса Radeon R7, имеющее кодовое имя Spectre, у A8-7600 собрано на базе шести вычислительных кластеров, что означает наличие 384 потоковых шейдерных процессоров. Они дополнены 96 текстурными блоками и 8 блоками растровых операций. Таким образом, по своей конфигурации встроенное в A8-7600 графическое ядро несколько превосходит видеоядра, имеющиеся в процессорах A10, которые относятся к семейству Richland. И дело тут не только в более прогрессивной архитектуре GCN, но и в увеличенном количестве текстурников. Правда, частота работы графики у A8-7600 несколько ниже — всего 720 МГц. Причём частота эта снижается до 350 МГц в том случае, когда на графическом ядре не лежит никакая 3D- или вычислительная нагрузка.

К сожалению, в отличие от представителей серии A10, A8-7600 к числу оверклокерских моделей не относится. Его коэффициент умножения изменять невозможно, так что разгон можно осуществить только через изменение частоты базового тактового генератора. Правда, на изменение частоты графического ядра и памяти эти ограничения не распространяются. Тем не менее сегодня мы воздержимся от тестов разгона и подождём появления в нашем распоряжении серийных вариантов старших моделей Kaveri. Основной же темой данного материала станет производительность, насколько её можно оценить, располагая младшим вариантом APU с новым дизайном.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 2 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 8 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 11 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 12 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 15 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.