⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Космодром «Восточный»: ну что, поехали?…
Острая необходимость создания национального российского космодрома была осознана сразу после распада СССР. До того момента для пусков в пространство в течение многих десятилетий использовались три «космические гавани» — Капустин Яр, Байконур и Плесецк. Первый (самый маленький) был основан в 1946 году в Астраханской области как полигон для испытаний ракетной техники. С 1962 года отсюда на орбиту стали запускаться малые спутники серии «Космос». К 1991 году возможности полигона, включающего один стартовый комплекс с двумя пусковыми площадками для лёгких ракет-носителей, резко ограничивали поля падения отделяющихся частей, находящиеся, в том числе, в пределах Атырауской и Западно-Казахстанской областей независимой Республики Казахстана. Второй (самый крупный) был построен к началу 1957 году в Кзыл-Ординской области Казахстана близ посёлка Тюратам между городками Казалинск и Джусалы в качестве полигона для лётных испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7. Отсюда 4 октября 1957 года на орбиту вышел первый в мире искусственный спутник Земли ПС-1. Постепенно Байконур стал универсальным космодромом: здесь эксплуатировались ракеты-носители всех классов, запускавшие на различные орбиты и траектории пилотируемые корабли, космические станции и другие аппараты гражданского и военного назначения. Третий (самый северный) был создан к 1960 году южнее Архангельска как позиционный район базирования усовершенствованных «межконтиненталок» Р-7А (Объект «Ангара»), а через шесть лет получил статус космодрома. Поначалу Плесецк эксплуатировался в интересах Минобороны, и некоторое время считался самым «пускающим» космодромом мира. Отсюда могли стартовать ракеты-носители лёгкого и среднего классов, но энергетически невыгодное положение высокоширотное положение не позволяло осуществлять из Плесецка запуски пилотируемых кораблей и тяжелых геостационарных спутников связи. В итоге, после распада СССР на российской территории не осталось ни одного полноценного космодрома, дающего возможность выполнять весь спектр космических запусков. Независимый доступ в космос стал для страны проблемой. Уже в 1992 году начались работы по проекту универсального носителя «Ангара», реализация которого открывала путь к запускам тяжелых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты с территории России. На начальном этапе проектируемый ракетно-космический комплекс планировалось развернуть в Плесецке, а позднее — на Дальнем Востоке, где позиционному району 27-й Краснознамённой дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения, расположенному близ Углегорска в Амурской области, в 1996 году был присвоен статус космодрома. Увы, Свободный так и не стал полноценным космодромом: с марта 1997 по апрель 2006 года отсюда к орбите ушли лишь пять лёгких конверсионных «Стартов-1». А создание комплекса «Ангара» по многим причинам (в основном, финансовым) растянулось на два десятилетия и первые пуски новой универсальной ракеты из Плесецка были выполнены лишь в 2014 году. Таким образом, несмотря на то, что юридические вопросы использования Байконура постепенно были урегулированы, задача независимого гарантированного доступа России в космос решена не была. Кроме трудностей организационного плана, эксплуатация российского космодрома несёт заметное финансовое бремя, связанное с арендной платой ($ 115 млн в год) и ощутимыми затратами на поддержание объектов наземной инфраструктуры, находящихся на казахстанской территории. Между тем, Соединённые Штаты имеют три действующих космодрома (Канаверал во Флориде, Ванденберг в Калифорнии, Среднеатлантический региональный космопорт в Вирджинии), а также базы, с которых можно осуществлять космические пуски (Кодьяк на Аляске и Уайт-Сэндс в Нью-Мехико). Свои космодромы строят частные компании (например, SpaceX). Китай располагает четырьмя космодромами, Япония — двумя, Евросоюз — одним. Боевые операции западных стран в Ираке и Югославии показали всю важность космической поддержки: связь, навигация и разведка стали ключевыми факторами успешной войны. К середине 2007 года высшее политическое руководство России ребром поставило вопрос о создании полноценного российского космодрома, призванного открыть полностью независимый доступ в космос, гарантируя выполнение национальных отечественных, а также международных и коммерческих космических программ, снизив политические риски. Место для «космической гавани» выбиралось с учётом самых разнообразных факторов. Точка старта должна находиться как можно ближе к экватору для уменьшения затрат топлива при запуске геостационарных спутников. Трассы полета средств выведения не должны пролегать над густонаселёнными районами. Зоны отчуждения под поля падения отделяемых частей носителей должны располагаться только на территории России, а их число необходимо минимизировать. Соответственно, космодром следует строить по возможности ближе к океанскому побережью, учитывая наличие энергетической, транспортной и промышленной инфраструктуры, сейсмические и погодные условия. Во время первого поиска места для дальневосточного космодрома наиболее оптимальными представлялись два района — город Углегорск в Амурской области (где расположен космодром Свободный) и Советская Гавань на побережье Тихого океана. Оба района имели приблизительно равную функциональность, причём последний был даже несколько предпочтительнее из-за близости к океану (отработавшие ступени могли падать в нейтральных водах), но первый находился в лучших сейсмических условиях. Его в конечном итоге и выбрали. 6 ноября 2007 года Президент В.В. Путин подписал указ о строительстве космодрома Восточный вблизи Углегорска. С этого момента начались рекогносцировочные и расчётно-сметные работы, а также решались различные организационные вопросы. Роль новой стартовой площадки не сводилась лишь к выполнению пусковых кампаний и обеспечению независимого доступа в космос. Эти задачи сами по себе важны, но отнюдь не единственны. Строительство и эксплуатация космодрома должны были улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке, а также обеспечить развитие местной промышленной базы, в том числе путём привлечения инвестиций отечественного и иностранного частного капитала. Например, председатель Наблюдательного совета некоммерческого «Института демографии, миграции и регионального развития» Ю.В. Крупнов рассматривал Восточный как важный фактор реализации Государственной программы по переселению соотечественников. Не менее важным было и то, что вместе со строительством предполагалось изменить практически всю материально-техническую часть отечественной космонавтики, провозгласив лозунг «Новому космодрому — новую ракету и новый космический корабль!» Разумеется, обновление парка средств выведения требовало технического перевооружения отрасли. Таким образом Восточный становился системообразующим проектом, призванным стать локомотивом для теряющей конкурентоспособность отечественной ракетно-космической промышленности. В основу космодрома ставилась совершенно новая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности (РН СКПГ), создаваемая в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Русь-М», и пилотируемый перспективный транспортный корабль нового поколения ПТК НП. Вместе они образовывали Перспективную пилотируемую транспортную систему ППТС. Разработка ракеты, получившей по шифру ОКР «популярное» (хотя и неофициальное) название «Русь-МП» (литера «П» означала «пилотируемая»), началась ещё в 2007 году, когда Федеральное космическое агентство запросило от предприятий отрасли предложения по облику нового пилотируемого носителя. Свои варианты представили Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс»), Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва и Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П. Макеева. Во всех предложениях фигурировал одноразовый носитель, способный вывести на низкую околоземную орбиту аппарат массой свыше 20 т. Параллельно РКК «Энергия» и ГКНПЦ прорабатывали пилотируемый корабль. В начале 2009 года Роскосмос объявил конкурсы на эскизное проектирование носителя «Русь-МП» и корабля ПТК НП. Технические требования к ракете строились на результатах проектных проработок РКК «Энергия», учитывая предложения ГРЦ и «ЦСКБ-Прогресс». В марте 2009 года триумвират этих предприятий и выиграл конкурс, получив контракт стоимостью около 375 млн руб. Предложение ГКНПЦ («Ангара-А5П») было отвергнуто. Концепция носителя предусматривала создание ракеты стартовой массой 673-688 т. Первая ступень представляла собой жёсткую связку трёх одинаковых унифицированных ракетных блоков с двигателями РД-180В, работающими на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень оснащалась четырьмя кислородно-водородными двигателями РД0146. «Русь-МП», способная запускать на низкую околоземную орбиту груз массой свыше 23 т, с запасом решала задачу выведения ПТК НП начальной массой 14 т в варианте для снабжения орбитальных станций. Избыточная энергетика создавала необходимый резерв на случай нештатных ситуаций: сверхгарантийный запас топлива в верхней ступени обеспечивал продолжение полета при отказе одного РД0146 либо выход корабля на траекторию, обеспечивающую минимальный риск при спасении экипажа. Конструкция и размерность допускали создание на базе блоков ракеты носителя тяжёлого класса грузоподъемностью до 55 т и более, открывая путь к пилотируемым экспедициям на Луну. Весной 2009 года конкурс на эскизное проектирование ПТК НП выиграла «Энергия», обойдя Центр Хруничева, представивший вариант развития концепций, разработанных с участием предприятия в 1960 — 1980 годах. Первоначально новый корабль делался в двух основных вариантах: околоземный (для снабжения Международной космической станции, МКС) и лунный — для выхода на окололунную орбиту. Первый должен был обеспечить полет шести космонавтов плюс возвращение на землю груза массой 500 кг, а второй — отправить к Луне четверых космонавтов плюс 100 кг груза. Кроме базовых, в состав ППТС должны были входить корабли для автономных (научных, прикладных, туристических) полётов, спасатель, беспилотный грузовик, а также беспилотный грузовозвращающий корабль. Первый пуск «Руси-МП» с Восточного планировался на 2015 год, а первый пилотируемый полёт — на 2018 год. Для реализации проекта на новом космодроме предполагалось построить два универсальных стартовых комплекса с соответствующей технической инфраструктурой. На втором этапе к носителю должна была присоединиться Многоразовая ракетно-космическая система (МРКС-1) с крылатой первой ступенью, способная выводить на низкую орбиту полезные нагрузки массой от 20 до 60 т. На третьем этапе на Восточном возводилась инфраструктура для пусков сверхтяжёлых носителей. Под эти планы формироваться системный проект нового космодрома. В 2011 году велось техническое и эскизное проектирование, из федерального бюджета пришли первые 1,4 млрд рублей на прокладку железных и автомобильных дорог, монтаж линий электропередач и промышленной эксплуатационной базы. На первый этап строительства — создание обеспечивающей инфраструктуры — до 2015 года из федеральной целевой программы «Развитие космодромов» было выделено 81 млрд рублей, из «Федеральной космической программы» — ещё 92 млрд руб. Общую стоимость проекта оценивали в 300 млрд рублей. Работа набирала обороты, казалось — всё идёт по плану. В 2011 году началась расчистка стройплощадки, завершился не только эскизный, но и технический проект «Руси-М» и ПТК НП. И тут, как гром среди ясного неба, грянуло «переформатирование» всего проекта Восточный. Его инициатором выступил В.А. Поповкин, с апреля 2011 года возглавивший Роскосмос. Уже осенью, выступая в Госдуме, он сообщил о решении закрыть «Русь-М». Решение было нелёгким, ведь именно под эту ракету «рисовался» облик космодрома. Среди причин пересмотра проекта В.А. Поповкин назвал чрезмерное потребное финансирование и отсутствие видимых преимуществ перед «Ангарой». Как же так? Ведь всего два года назад «Русь-МП» с триумфом выиграла конкурс, обойдя ту же «Ангару-5П»! Ответ на этот вопрос невозможен без непредвзятого взгляда на состояния российской ракетно-космической отрасли, который показывает, что даже в благополучные 1970-1980-х годах отечественная промышленность не смогла создать ни одного успешного современного космического носителя, которые так или иначе не базировался бы на МБР. В самом деле, проекты первых специальных ракет «для космоса» Н-1 и «Энергия» потерпели крах (первая так и не достигла орбиты, вторая оказалась не нужна после второго полёта), модульные носители 11К37 и 11К55 вместе с многочисленными вариантами развития той же «Энергии» остались на бумаге. Лишь «Зениту» повезло, да и то достаточно условно: при всех технических достоинствах он оказался прочно привязан к потребностям космических программ — сначала военной, а потом и коммерческой — и не смог обрести статуса универсального носителя. Проект комплекса «Ангара», разрабатываемый с 1992 года, показал, что отечественная ракетно-космическая промышленность не в состоянии быстро создать тяжёлый носитель. Проблемы лежали на поверхности: снижение профессионального уровня кадров, регресс поставщиков (а некоторые предприятия-смежники просто не пережили «проклятые 90-е»), износ основных фондов, разрушение кооперации, трудности работы в новых экономических условиях структур, сформированных в 1950-1960 годы. Цифры и сроки реализации, представленные при защите проекта «Русь-М», заставили крепко задуматься... Было понятно, что затевать ещё одну дорогостоящую разработку — а новая ракета была вовсе не проще «Ангары-А5» — значило поставить крест на планах ввода Восточного в эксплуатацию в обозримом будущем. Чтобы выдержать директивные сроки, необходимо было иное решение… Оно было найдено – вместо высокотехнологичной, престижной, но труднореализуемой «Руси-М» перейти на проверенный временем «Союз-2» и … «Ангару». Последняя к тому моменту практически завершала цикл наземной экспериментальной отработки и выходила на этап лётно-конструкторских испытаний. Для ускорения процесса в проекте Восточного было решено воплотить наработки, полученные в ходе разработки наземной инфраструктуры для «Руси-М». Заметим: решение не простое и обсуждается до сих пор. С одной стороны, оно резко затормозило развитие космической ракетной техники в стране. С другой позволило ускорить стройку и дать чёткие перспективы Восточному. Вероятно, стремление возможно быстрее обеспечить полный и независимый доступ России в космос оказалось весомее соображений технического прогресса. После расстановки приоритетов строительство стало набирать темпы. Возведение объектов началось в июле 2012 года. На территории космодрома должны вырасти свыше 500 зданий и сооружений, необходимо построить аэродром, кислородно-азотный и водородный заводы для получения компонентов ракетного топлива на месте. Кроме того, надо развернуть современный измерительный комплекс, проложить 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая ветку от станции «Ледяная» Транссибирской железной дороги. Для специалистов космодрома и их семей возводится наукоград Циолковский, рассчитанный на 20—30 тысяч человек. В городе планируется ввести в строй около 30 объектов социально-культурного и бытового назначения, а также 42 многоэтажек для проживания специалистов космодрома и их семей. В перспективе Циолковский должен стать одним из самых современных населённых пунктов Амурской области. Цифры оттеняют отличия Восточного от остальных космодромов России: он значительно компактнее, занимает всего около 700 км2, тогда как площадь Байконура — 6717 км2, а Плесецка — 1762 км2. Космические объекты сосредоточены на техническом и стартовом комплексах. В их состав входят сложные инженерные сооружения: пусковое устройство, заправочный комплекс, монтажно-испытательные корпуса для подготовки средств выведения, автоматических космических аппаратов и пилотируемых кораблей. На Байконуре или в Плесецке блоки ракеты разгружаются в одном здании, собираются в другом, а заправка вынесена за много километров. Перевозка между объектами космодрома увеличивает риск повреждения ракет и спутников из-за тряски, вибрации и возможных ударов. На Восточном все операции, кроме пусковых, происходят под одной крышей закрытого помещения. Здесь осуществляется приёмка блоков носителя и космического аппарата и производится интеграция ракеты с космической головной частью. Только заправка разгонного блока отнесена на некоторое удаление. Новинка — сборка ракет «Союз-2» и «Ангара-А5» в общем Технологическом комплексе космодрома (ТКК), который строится поэтапно. На первом этапе будет сдана в эксплуатацию часть комплекса, отвечающая за сборку, подготовку и испытание «Союза», на втором — «Ангары». Параллельно возводятся участки ТКК для подготовки космических головных частей — включая разгонные блоки, аппараты (в том числе пилотируемые корабли) и головные обтекатели — соединённые трансбордерной галереей. Для подготовки носителей «Союз» на стартовом комплексе впервые в России используется мобильная башня обслуживания (МБО) высотой 52 м и массой 1600 т, полностью закрывающая ракету от непогоды и обеспечивающая гораздо более комфортные условия работы стартового расчёта в условиях сурового климата. Темпы возведения стартового комплекса характеризуют следующие цифры. Работы начались в июле 2012 года. К ноябрю 2013 года был вырыт котлован и заложены фундаменты сооружений ТКК. В конце 2015 года завершились все основные строительно-монтажные работы первого этапа, в том числе в монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя (МИК РН) площадью более 12 000 м2. МИК РН включает административно-производственную и сборочно-испытательную части со сложнейшими инженерными системами и уникальным оборудованием. Высота сборочного зала превышает 37 м, производственное помещение оснащено двумя мостовыми кранами грузоподъёмностью 50 т каждый. Одна из стен зала — сплошной витраж площадью более 6 000 м2, позволяющий в полной мере использовать дневной свет для дополнительного освещения. Семиэтажная административно-производственная часть (более 700 помещений различного назначения) для повышения надёжности разбита на три температурно-сейсмичных блока. Объекты первой очереди космодрома, обеспечивающие подготовку и запуск космических аппаратов научного, народно-хозяйственного, двойного и коммерческого назначения были построены и введены в эксплуатацию в конце 2015 — начале 2016 года. Последующие этапы развития Восточного связаны со строительством и вводом в строй технического и стартового комплексов ракеты «Ангара», а также с началом пилотируемых полётов и реализацией российской лунной программы. Второй этап должен начаться в 2016 году, первые пуски намечены на 2021 год. Пусковая инфраструктура для «Ангары» будет создаваться с учётом опыта, полученного в Плесецке (и наоборот — решения, реализованные в ТКК Восточного, найдут применение на северном космодроме). С универсального стартового комплекса смогут взлетать все ракеты семейства, в том числе тяжёлая грузовая «Ангара-А5», пилотируемая «Ангара-А5П» и «лунная» «Ангара-А5В». В конструкции старта будет учтено использование первого российского кислородно-водородного разгонного блока КВТК, а также пилотируемых кораблей ПТК НП. В перспективе Восточный рассматривается как площадка для пилотируемых полётов в дальний космос. Для этого после 2025 года возможно создание на космодроме стартового комплекса для ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, с параметрами которой Роскосмос должен определиться в этом году. К сожалению, строительство с самого начала сопровождалось проблемами финансового и организационного плана. Довольно долго решался вопрос о выделении земель, а государственную экспертизу проект космодрома прошёл только в 2014 году! Соответственно, работы на Восточном начинались в условиях бессистемной выдачи проектно-сметной документации, в которую впоследствии было внесено около 8 000 изменений. Не обошлось и без банальных растрат и хищений. За время строительства возбуждено множество уголовных дел, своих постов лишились руководители крупных организаций. Проект пришлось взять под жёсткий контроль. За последние годы Президент В.В. Путин, премьер-министр Д.А. Медведев несколько раз посещали стройку, а визиты вице-премьера Д.О. Рогозина на Восточный проходят практически ежемесячно. Космодром является предметом первостепенного внимания со стороны руководителей Роскосмоса. Несмотря на это сроки сдачи объектов постоянно отставали от графика. Кроме вышеуказанных были причины и внешнего плана, в том числе связанные с антироссийскими санкциями — они сказались на поставках инженерного оборудования космодрома. В представленной строителям проектно-сметной документации неоднократно обозначались конкретные производители того или иного (обычно, уникального) зарубежного оборудования. Часть систем удалось заменить на доступные импортные, часть — на отечественные или поставить из стран, не участвующих в санкционном давлении. Полностью отказаться от импорта не получилось, так как в некоторых случаях российских аналогов пока просто нет... В целом усилиями правительства и руководства отрасли, а также специалистов и рабочих подрядных организаций отставание от графика удалось сократить от месяцев к неделям. Всё же выдержать директивный срок первого пуска (до конца 2015 года) не смогли, и В.В. Путин своим решением перенёс дату на апрель 2016 года. Блоки носителя «Союз-2.1А» для первого пуска прибыли на Восточный 24 сентября 2015 года. Путь с самарского «Прогресса» на космодром занял 18 дней. Однако по организационно-техническим причинам, связанным с неготовностью технического и стартового комплекса, подготовка и тестирование ракеты начались лишь зимой. Параллельно, в январе-феврале 2016 года активно велись автономные испытания систем стартового и технического комплексов. 21-26 марта успешно прошёл так называемый «сухой вывоз» — операция, в ходе которой с носителем выполнялись все предстартовые работы за исключением заправки и собственно пуска. Сухой вывоз нужен для примерки ракеты к механическим агрегатам и системам стартового комплекса, а также для проведения испытаний. Подобная генеральная репетиция пуска здорово облегчает и упрощает последующую «боевую» работу. Параллельно с ракетой готовились к полёту и полезные нагрузки — спутники «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 («Контакт-наноспутник»). Первый — плод совместной работы студентов Московского государственного университета (МГУ) и специалистов Научно-производственной корпорации «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна (Корпорация ВНИИЭМ), которые разработали аппарат на базе спутника дистанционного зондирования «Канопус-В». «Ломоносов» предназначен для исследования транзиентных световых явлений в верхней атмосфере Земли, радиационных характеристик магнитосферы и фундаментальных космологических исследований. Это первый в стране проект космического аппарата, который финансируется за счёт университета. Подготовку спутника к полёту вели инженеры и техники ВНИИЭМ. Малый космический аппарат «Аист-2Д» разработан учёными Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) имени С.П. Королёва и специалистами РКЦ «Прогресс». Спутник, оснащённый радиолокатором и оптической системой, предназначен для наблюдения за земной поверхностью. Он способен видеть даже объекты, скрытые кронами деревьев или облачностью. По словам учёных, локатор, разработанный в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) и работающий в новом Р-диапазоне частот, уникален. «Подобной аппаратуры в мире пока нет. Моностатический радиолокатор BIOSAR P-диапазона с разрешением 30 м планируется к запуску Европейским космическим агентством в 2020 году», — отмечают они. Всего на «Aиcтe-2Д» установлено восемь типов научной аппаратуры, шесть из которых разработаны и изготовлены в СГАУ. Наноспутник SamSat-218, также разработанный в СГАУ, решает ряд технологических и образовательных задач, и, в первую очередь, предназначен для отработки алгоритмов ориентации аппаратов класса «нано». Его создатели также намерены освоить технологию управления спутником по мобильному спутниковому телефону системы GlobalStar: авторы эксперимента планируют «звонить» на борт аппарата и получать необходимую телеметрическую информацию о ходе полёта. 23 апреля ракету космического назначения (РКН) «Союз 2.1а» для первого старта установили в пусковое устройство. Начались предстартовые проверки. Интересный факт: на время подготовки и пуска со стартового комплекса был эвакуирован... кот, проживающий под строительным вагончиком примерно в 100 м от стартового стола. 25 апреля президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Павел Шутов сообщил, что конкурс на право застраховать первый пуск с Восточного выиграла компания «ВТБ страхование», заключившая договор с Роскосмосом. Лимит ответственности по страхованию РКН составил 1,8 млрд рублей, по наземной инфраструктуре космодрома — 3 млрд рублей. Кроме того, через Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) произведено страхование гражданской ответственности с максимальной суммой выплат в размере 3,6 млрд рублей. Помимо «ВТБ Страхования», состраховщиками были «Ингосстрах», «Согаз» и Страховой центр «Спутник». Таким образом, общая сумма выплат, причитающихся в случае неудачного пуска, составит до 8,4 млрд рублей. Павел Шутов сказал, что премия страховщика составит 132 млн рублей по ракете, не озвучив данные по страхованию наземной инфраструктуры. 26 апреля в 21:30 мск Госкомиссия (сопредседатели — первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Александр Иванов и заместитель командующего космическими войсками Воздушно-космических сил России Андрей Иванишин) дала «добро» на заправку ракеты космического назначения (РКН) «Союз-2.1а» компонентами топлива и сжатыми газами. 27 апреля в 02:36 мск на основании результатов заправки Госкомиссия приняла решение готовить ракету РКН к пуску. Была выдана команда на начало автоматических циклов предстартовой подготовки ракеты и блока выведения и отвод мобильной башни обслуживания (МБА). Увы, обещанная видеотрансляция с космодрома на сайте «Роскосмоса» так и не началась. Да и пуск в объявленное время (05:01:21 мск) не состоялся. По словам главы Госкорпорации Игоря Комарова, «За 2,5 минуты до контакта подъема произошел автоматический отбой циклограммы. После команды «наддув» произошла автоматическая остановка пуска в связи со сбоями работы автоматизированной системы управления. Орбита для выведения была солнечно-синхронная, в связи с этим планируется перенос на одни сутки, за это время будем отрабатывать все отклонения». Что касается причин, приведших к остановке, то Игорь Анатольевич сообщил: «Удалось достаточно четко локализовать проблемное место, где могло все произойти». Башню обслуживания накатили на ракету, стоявшую, что называется, «под парами». Всю первую половину дня шли работы по поиску и устранению неисправности. Наконец, в 23:30 Госкомиссия приняла решение пускать «Союз-2.1а» в запасной день, 28 апреля в 5:01 мск. Почти все вчерашние процедуры повторились. Наконец, старт состоялся! Ракета «Союз-2-1А» с блоком выведения «Волга» и спутниками «Михайло Ломоносов», «АИСТ-2Д» и «Контакт-Наноспутник» поднялась со стола под действием силы тяги двигателей четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока второй ступени. Впервые в российской космической программе носитель был оснащен внешними видеокамерами («рокеткамами») для съёмки запуска «с точки зрения взлетающей ракеты», но в прямой эфир кадры не шли. После старта носитель лёг на трассу в северо-западном направлении, формируя траекторию полёта на приполярную орбиту с наклонением 97.272 градусов к экватору. Через две минуты после пуска четыре «боковушки» отделились от «центра» и понеслись к расчётной зоне падения в Амурской области. Створки обтекателя, защищающего полезную нагрузку, были сброшены через 3,7 минуты полёта на участке работы второй ступени и упали в расчетной зоне в Республике Саха (Якутия). За несколько мгновений до окончания работы второй ступени, на 4,8 минуте полёта включился двигатель третьей ступени. Его газы истекали через решетчатый межступенчатый переходник, который затем отделился вместе со второй ступенью. Всего через две секунды после набора тяги были сброшены три секции хвостового отсека третьей ступени. Вместо со второй ступенью они пронеслись по баллистической траектории и упали в расчётном районе Республики Саха. Третья ступень работала до 8,7 минут полёта и отделила блок «Волга» с тремя спутниками на эллиптической промежуточной орбите. В течение более чем 40 минут «космический буксир» и его груз летели пассивно. Затем наступил момент, когда «Волга» впервые включила двигатель: почти трёхминутный импульс увеличил апогей орбиты до 500 км над Землёй. В течение ещё 45 минут блок по инерции поднимался к апогею переходной орбиты, где на две минуты вновь работал двигатель, после чего связка очутилась на околокруговой орбите высотой около 500 км. Менее чем через полчаса после того, как выключился двигатель второй ступени, крошечный «Контакт-Наноспутник» вышел из своего пускового контейнера с краю конического адаптера полезной нагрузки на верхней части блока выведения «Волга». Ровно через 10 минут спутники «Михайло Ломоносов» и «Аист-2Д», установленные под некоторым углом в верхней части «Волги», отделились от блока. После освобождения от полезного груза, «Волга» совершит маневр схода с орбиты, войдет в плотные слои атмосферы и сгорит над отдалённым районом Тихого океана примерно в 12:00 мск. В этом году это — первый и единственный пуск. На следующий год с первого национального гражданского космодрома Восточный должны состоятся еще два запуска. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|