Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Бурное настоящее и многообещающее будущее индустрии ПО: мнение эксперта

Компания Parallels в особом представлении не нуждается. Будучи основанной в 2000 году, она успешно работает на ниве совершенствования межплатформенных решений, которые обеспечивают пользователям простой доступ к необходимым им приложениям и файлам и их использование с любого устройства и в любой операционной системе. За шестнадцать лет компания сумела завоевать признание пользовательской аудитории по всему миру, о чём свидетельствуют не только многомиллионные продажи флагманского продукта Parallels Desktop for Mac, который позволяет запускать приложения Windows на компьютерах под управлением macOS, но и огромное количество корпоративных заказчиков, использующих Parallels Remote Application Server для виртуализации рабочих мест и повышения продуктивности работы сотрудников. Сегодня в активе Parallels — тринадцать офисов в разных странах мира, три центра разработки в Москве, Таллине и на Мальте, а также внушительный штат высококвалифицированных специалистов, который насчитывает свыше 300 человек. За годы работы в IT-индустрии компания выстроила отлаженную систему продаж и дистрибуции, которая охватывает 60 стран, и накопила богатый опыт разработки программного обеспечения для компьютеров, мобильных устройств, серверов и виртуальных инфраструктур. Именно поэтому предложение пообщаться с президентом Parallels Яковом Зубаревым вызвало у нас неподдельный интерес.

 Президент компании Parallels Яков Зубарев

Президент компании Parallels Яков Зубарев

— Яков, за последнее десятилетие рынок ПО очень сильно фрагментировался: появились новые операционные системы и программные платформы, на передний план вышли мобильные и облачные технологии. Всё это добавило головной боли софтверным компаниям, столкнувшимся с проблемами представления разрабатываемых продуктов на всевозможных устройствах и портирования своих проектов под различные ОС. Не является ли такая фрагментация отрасли тупиковым вектором развития? Быть может, пора задуматься об унификации программных платформ и средств разработки?

— Да, за последние 10 лет количество платформ увеличилось в десятки раз, и это стало следствием динамичного развития рынка IT, мобильных устройств и технологий. Если 12 лет назад фактически единственной платформой была Windows XP, то сейчас разработчикам софта нужны решения для Windows 10, Windows 8, macOS, Android (разных версий), iOS, веб-платформы и прочих систем — всего не перечислишь. И дело не только в софтверной платформе. Разнообразие устройств – телефоны, планшеты, ноутбуки, на которых это все крутится с разными размерами экрана, процессорами и объёмами памяти, — делает этот рынок ещё более многообразным. И на первый план тут выходит вопрос: а хорошо ли это для конечного потребителя, для нас с вами, для читателей 3DNews?

Вне всяких сомнений, для пользовательской аудитории многообразие ОС и возможность выбора — это огромный плюс. Конечно, есть неудобства, связанные с переездом с одной платформы на другую, переносом данных, привыканием к новым интерфейсным решениям. Но это всё мелочи на фоне тех возможностей, которые предлагают современные приложения и которые появились в результате инноваций. Инновации — это фундаментальная вещь в сфере IT, именно они двигают рынок. До тех пор пока они существуют, пока кто-то придумывает новые, интересные, полезные и классные вещи, никакой унификации не будет. Унификация является тупиком и означает прекращение инноваций, а в индустрии высоких технологий это недопустимо. Да, нужны стандарты в некоторых “фундаментальных” областях, которые помогают всей индустрии, – например, TCP/IP, USB, HTML5. Но в большинстве случаев унификация – это попытка владельца платформы или технологии заставить всех этим пользоваться и собирать деньги.

Усложняет ли обилие программных платформ работу разработчикам? Безусловно. Но с другой стороны, многообразие ОС открывает массу новых возможностей для производителей софта и позволяет им получить доступ к широкой аудитории пользователей. Если вы разработчик какого-то приложения, то вам нужно делать версию своего продукта не только, к примеру, для iOS, но и для альтернативных платформ, будь то Android, Windows, Linux или Веб. При этом необходимо принимать во внимание форм-фактор устройств, на которых будет запускаться разрабатываемая программа, учитывать размер экрана и другие важные моменты. Это с одной стороны, а с другой — это просто цена, которую платишь, чтобы получить доступ к огромному количеству новых рынков и новых возможностей.

 Ключевые факты о компании

Ключевые факты о компании

— Вернёмся к вопросу об унификации. Одним из показательных движений в этом направлении является ОС Windows 10, с выпуском которой корпорация Microsoft предложила рынку единую программную платформу для любых типов устройств, объединённых в одну общую экосистему с единым магазином приложений и унифицированной средой разработки ПО. Кроме того, недавно Microsoft представила обновлённую версию «десятки» c возможностью запуска Linux-приложений. Возможно, таким образом редмондский гигант закладывает фундамент будущего рынка ПО?

— Конечно, такой крупный игрок рынка, как Microsoft, делает всё, чтобы разработчикам было проще создавать программное обеспечение под платформу Windows. В аналогичном направлении работают Apple и Google, которые также стремятся к упрощению написания приложений для своих десктопных и мобильных операционных систем. Это хорошая идея, и она может работать. Но с другой стороны, в этом отношении есть очень интересный пример – Стив Джобс и Apple 13 лет назад. Тогда принималось одно из самых важных стратегических решений в истории компании: какую операционную систему использовать для их тогда ещё будущей линейки телефонов и планшетов – того, что сейчас каждый ребёнок знает как iPhone и iPad. У Applе уже была очень хорошая десктопная ОС – macOS. И нужно было решить – модифицировать ли macOS для будущих мобильных устройств, или писать совершенно новую операционную систему специально для мобильных устройств. Внутри Apple были очень сильные группы, поддерживающие каждую из идей прототипы были сделаны для обеих. Пойди Apple по пути адаптации macOS – и у них была бы одна “унифицированная платформа”. Но Стив Джобс в конечном итоге решил, что нужно писать специализированную операционную систему для мобильных устройств – то, что сейчас все знают как iOS. Тут важно понимать, что чем более общее приложение вы делаете, тем менее удобно оно для всех. Иными словами, разработанное конкретно под мобильную платформу приложение более функционально и практично, нежели созданный под общую платформу универсальный продукт. Все стремятся к стандартизации, но, повторюсь, это хорошо для производителя платформы и разработчиков, однако в конечном счёте не очень хорошо для потребителей.

— В последнее время софтверный рынок делает всё больший крен в сторону мобильных и облачных технологий. Не приведёт ли такая тенденция к исчезновению «классических» десктопных приложений с привычными для пользователя интерфейсами и инструментами работы с данными?

— Это вопрос из серии: а исчезнут ли нативные приложения для iOS, прикажет ли долго жить App Store потому, что все перейдут на веб-приложения? Как вы думаете? Многие почему-то уверены, что дни десктопных программ сочтены, но это не так: просто сам рынок десктопов сокращается. Таких приложений миллионы, и они будут развиваться ещё много десятков лет, пока не появится какая-то другая платформа. Почему? Да потому, что ими удобнее пользоваться, они быстро работают и более функциональны, нежели мобильные и веб-приложения. Плюс нельзя списывать со счетов корпоративный рынок и бизнес-аудиторию, которые очень инертны и ещё долгое время будут отдавать предпочтение «классическим» приложениям. Крупные производители софта это понимают и продолжают в линейках своих продуктов развивать и поддерживать версии для стационарных рабочих станций. У Microsoft, к примеру, есть веб-приложения для Excel, Word, PowerPoint, которые могут запускаться с любого устройства, но наряду с ними компании предлагают своим пользователям родные клиенты для ПК, которые, конечно, работают быстрее и предоставляют больший набор функций, нежели использующие браузерное окружение веб-программы.

 Компания Parallels предлагает широкий спектр программных решений для виртуализации и удалённого доступа

Компания Parallels предлагает широкий спектр программных решений для виртуализации и удалённого доступа

— Раз уж речь зашла о веб-приложениях, интересно было бы услышать ваше экспертное мнение о перспективах развития этого класса программных решений.

— Веб-приложения получили путёвку в жизнь с утверждением консорциумом W3C стандарта HTML5, который сподвигнул многих серьёзных разработчиков к переводу своих приложений в онлайн. С одной стороны, HTML5 предоставил программистам много новых возможностей, с другой — заложенный в него потенциал не безграничен и уступает нативным приложениям. Конечно, в будущем получат своё развитие версии стандарта HTML 5.х, появятся новые редакции HTML 6.0, 7.0 и так далее. Но этот прогресс займёт очень продолжительное время. И ещё долго многие веб-версии приложений будут уступать родным аналогам этих приложений. Когда он произойдёт — сказать сложно.

По сути, с появлением веб-приложений и онлайновых сервисов началось возрождение тонких клиентов. Быстрый Интернет сейчас распространён повсеместно, размещённые в облаке серверные мощности — огромные, да и производительность смартфонов (читай — терминалов) сейчас выше, чем у компьютеров 10 лет назад. Проблема, на мой взгляд, тут скорее не в мощностях, а в удобстве управления веб-приложениями и обеспечении их надёжной безопасности.

— В своих интервью вы говорите о четырёх типах приложений будущего: нативном ПО, публичных облачных приложениях, развёрнутых в частных облаках корпоративных решениях и приложениях со встроенными инструментами удалённого доступа к данным. Можете подробнее рассказать об этом?

— Если рассматривать рынок ПО в перспективе двадцати лет, то с уверенностью можно говорить о четырёх основных типах приложений, которые будут повсеместно распространены в 2036 году.

Первый тип приложений — это нативные программные решения, которые будут запускаться и использоваться на физических устройствах, абсолютно любых — будь то компьютеры, мобильные гаджеты, умные вещи, сенсоры, датчики и прочая относящаяся к активно развивающемуся сейчас Интернету вещей (Internet of Things, IoT) техника. Возможно, к тому времени появятся новые интеллектуальные устройства, и что они будут из себя представлять — никто не знает. Возможно, они будут функционировать под управлением совершенно новых программных платформ, отличных от Windows, Linux, Android, iOS и прочих ОС.

Второй тип приложений будущего — это публичные облачные сервисы, наподобие Microsoft Office 365, Google Docs и прочих развёрнутых в cloud-окружении продуктов. Особняком будут стоять приложения, размещённые внутри корпоративного частного облака. Это третий тип программных решений, и широко использоваться он будет только в крупных компаниях, которым под силу поддерживать свою собственную cloud-инфраструктуру.

Наконец, четвёртый тип ПО, который получит развитие в ближайшие двадцать лет, — это решения класса Virtual Desktop Infrastructure (VDI), предназначенные для организации виртуальных рабочих мест и удалённого доступа к данным. Сейчас в этой сфере в корпоративном сегменте широко распространены две технологии — развёрнутые в облаке виртуальные машины с копиями ОС, оснащённые средствами удалённого доступа, и терминальные сессии, использующие соответствующие службы серверных платформ Windows Server. А в силу того, что виртуальные машины — это довольно громоздкие и требовательные к вычислительным ресурсам решения, наиболее активно в бизнес-среде будут применяться технологии терминального доступа или контейнеров, причём не к рабочему пространству ОС целиком, а к отдельным приложениям, которые будут «крутиться» внутри легковесных контейнеров на удалённом сервере. Такой подход позволяет оптимально использовать серверные мощности и упрощает администрирование, что и делает его крайне перспективным для решения широкого круга задач.

 Parallels сотрудничает с более чем 50 тыс. заказчиками и партнёрами, среди которых такие крупные корпорации, как Microsoft, IBM, Cisco Systems, Google и Apple

Parallels сотрудничает с более чем 50 тыс. заказчиков и партнёров, среди которых такие крупные корпорации, как Microsoft, IBM, Cisco Systems, Google и Apple

— Как изменит рынок ПО Интернет вещей — отрасль, которая сейчас у всех на слуху? Стоит ли ожидать взрывного роста числа IoT-приложений?

— Интернет вещей — это будет гигантский рынок с большими перспективами развития. Новая революция жизни. Уже сейчас заложенные в основу IoT концепции находят применение в промышленности, «умных» домах, транспорте и прочих сферах. Интеллектуальные, подключённые к сети холодильники, микроволновки, датчики, сенсоры, камеры — во всех этих устройствах есть операционная система, под которую можно писать приложения. Потенциал этого рынка огромен. Взять, к примеру, тот же «умный» холодильник: недалёк тот день, когда размещённые в таких устройствах датчики научатся «нюхать» и определять свежесть продуктов, считывать штрихкоды с упаковок, определять их содержимое и контролировать сроки хранения. Можно найти массу других полезных практических применений таким вещам, и нет ничего удивительного в том, что Интернет вещей стремительно развивается и будет развиваться в будущем. Появится огромное количество IoT-устройств, платформ и приложений, рост числа которых будет носить взрывной характер.

Если рассматривать ваш вопрос более широко, то я уверен, что значительная часть рынка Интернета вещей будет связана со здравоохранением. Появятся роботы, которые будут ухаживать за больными, вживлённые в различные части тела чипы будут по беспроводным сетям передавать медицинским системам сведения о пульсе, артериальном давлении, состоянии крови и прочих важных показателях физического здоровья человека. Для решения этих задач тоже будут писать приложения. Эта область IoT-технологий огромная, интересная и очень сложная. Сложная потому, что на первый план в данном случае выйдет проблема обеспечения информационной безопасности включённых в экосистему Интернета вещей устройств. Ведь тот же взлом киберпреступниками автоматизированных систем управления технологическими процессами может привести к невосполнимым убыткам для бизнеса, не говоря уж о взломах медицинских систем, нарушение работы которых может нанести прямой урон человеческому здоровью. Не исключено, что будет принята какая-то концепция создания защищённых IoT-платформ, будут созданы какие-то механизмы оперативного развёртывания обновлений на миллиарды устройств и устранения обнаруженных уязвимостей, будут с нуля разработаны и стандартизированы прочие вещи, касающиеся IoT.

— Если рассматривать рынок ПО сквозь призму Интернета вещей, то будущее за приложениями, упрощающими жизнь?

— Совершенно верно: не только упрощающими жизнь человека, но и увеличивающими производительность его труда. Именно такие приложения находят и будут находить отклик у аудитории. Если посмотреть на программные продукты и сервисы, которые стали успешными и позволили создателям заработать миллиарды долларов сейчас, то в принципе их можно разбить на три категории. Первая — инфраструктурная, которая является базой (грубо говоря, платформой) для создания приложений, увеличивающих производительность труда, упрощающих жизнь и коммуникации людей. Вторая категория — программные комплексы, автоматизирующие бизнес-процессы. Ярким представителем этой категории является Microsoft Office, увеличивший производительность офисных работников и ускоривший документооборот в сотни раз. И третья категория успешных приложений — это игры. Она не имеет отношения к инфраструктуре и автоматизации труда и затрагивает совсем другую область — развлечения. Понятно, что всегда есть исключения, но именно эти три категории определяют общий подход к созданию успешных на рынке продуктов.

Мы в Parallels как раз и занимаемся созданием программных решений, упрощающих жизнь пользователям. Наш основной продукт — пакет виртуализации Parallels Desktop for Mac, который существенно облегчил жизнь пользователей компьютеров Apple и предоставил возможность запуска Windows-приложений на Mac без перезагрузки. С его помощью можно получать удобный доступ к Microsoft Office для Windows, Internet Explorer, Access, Visual Studio, AutoCAD, Quicken, QuickBooks для Windows, Project, Visio и многим другим программам, быстро переключаться между ними, использовать функции macOS в Windows и наоборот. Также в нашей линейке продуктов представлен Parallels Remote Application Server — ещё один очень нужный и полезный инструмент, предоставляющий компаниям возможность организовать своим сотрудникам доступ к корпоративным данным, приложениям Windows и десктопам с устройств любых форм-факторов, платформ и поддерживаемых операционных систем. Наконец, у нас есть Parallels Access, в котором реализовано немало инновационных технологий, обеспечивающих быстрый, простой и надёжный удалённый доступ к настольным компьютерам Windows и macOS с мобильных Android- и iOS-гаджетов, а также любых устройств с браузером (с поддержкой HTML5). Пользователю достаточно войти в свою учётную запись Parallels, выбрать нужное устройство и начать работу с ним. Никакое дополнительное ПО или расширения для веб-обозревателя устанавливать не требуется.

Вообще, если проанализировать тенденцию развития софтверного рынка, то можно заметить, что всё движется к исключению «традиционных» операционных систем из рабочего процесса сотрудников компаний и созданию защищённых рабочих окружений (WorkSpaces), в которых представлены лишь необходимые пользователю программы, а корпоративные данные и приложения надёжно изолированы от персональных. Такие решения существуют у Citrix Systems, VMware, Amazon и других наших конкурентов. Мы тоже активно работаем в данном направлении.

 Parallels Remote Application Server позволяет одновременно предоставлять пользователям доступ к десктопам и приложениям как с физических серверов и клиентских ПК, так и с виртуализированных терминальных серверов и VDI-десктопов

Parallels Remote Application Server позволяет одновременно предоставлять пользователям доступ к десктопам и приложениям как с физических серверов и клиентских ПК, так и с виртуализированных терминальных серверов и VDI-десктопов

— У Parallels богатый опыт разработки средств виртуализации. Планирует ли компания перенести его на мобильные устройства?

— Чтобы ответить на этот вопрос, следует задуматься: так ли это необходимо на мобильных устройствах? Если стоит задача предоставить доступ к приложениям одной платформы на другой, то она проще всего решается посредством технологий удалённого доступа к данным. Это намного эффективнее, нежели писать «классическую» систему виртуализации на мобильных устройствах. Если же требуется изолировать данные и отделить корпоративную информацию от личной, то существуют технологии, получившие название Dual-Personality. Они есть в Android. В iOS тоже существуют подобного рода наработки, не говоря уже об альтернативных решениях упомянутых выше компаний, которые здорово упрощают жизнь, придерживающимся стратегии Bring Your Own Device (BYOD) и позволяющим сотрудникам использовать для работы их собственные вычислительные устройства. Смысла заново изобретать велосипед и портировать средства виртуализации в мобильную среду нет.

— Говоря о рынке программного обеспечения, нельзя обойти стороной тему импортозамещения ПО в России. Как вы считаете, будет ли способствовать росту индустрии объявленный правительством РФ курс на замещение зарубежного софта отечественным?

— Здесь нет общего ответа. С одной стороны, в импортозамещении нет ничего особенно нового. Подавляющее большинство развитых стран используют софт собственного производства в стратегически значимых областях, будь то силовые, военные или государственные структуры, развивают и совершенствуют его. Стремление в рамках программы импортозамещения поддержать отечественного производителя — это правильное начинание российского правительства, и его нужно всячески расширять. С другой стороны, тут важно понимать, что мир IT-индустрии глобален, и переводить всё и вся исключительно только на российское ПО — это не только бессмысленно, но и безумно затратно в финансовом плане, особенно если речь идёт о крупных проектах. Взять, к примеру, широко обсуждаемую СМИ информацию о намерении России выпустить свою мобильную операционную систему. Любой человек, более-менее сведущий в вопросах разработки софта, понимает, что это утопия задача, на решение которой потребуется гигантское количество усилий и денег. Можно, конечно, потратить 10 миллиардов долларов и на основе имеющихся наработок Open Source создать мобильную платформу. Но не факт, что она получится хорошей. Для того чтобы она получилась хорошей, нужно, чтобы ей пользовались, чтобы была развитая экосистема приложений, чтобы к такой ОС был интерес со стороны разработчиков. В противном случае такие проекты обречены на провал, как попытки декларативного перевода российских государственных ведомств на то или иное ПО. Поддерживать отрасль необходимо, но заниматься этим нужно правильно и со знанием дела.

— И последний вопрос: какой он, главный секрет успешного софта?

— Главное в успешном приложении — чтобы оно работало, помогало пользователям легко и просто решать повседневные задачи, а также имело удобный интерфейс. Важность последнего многие разработчики, к сожалению, недооценивают. Приведу наглядный пример про дверь. Можно её сделать по-разному: например, прибить ручку на уровне пола, да ещё со стороны петель. Да, это неудобно, но, если убедить людей, что так правильно, все к этому привыкнут и с детства будут на автомате открывать такие двери. Если со временем перебить ручку и переместить её в более подходящее место, то всем такое нововведение вначале не понравится. Потому что все привыкли к другому. В этом и заключается одна из ключевых проблем любой инновации: как только что-то кардинально меняется, это часто находит негативный отклик у аудитории, даже если оно упрощает жизнь. То же самое и с интерфейсом: любые существенные изменения в расположении элементов управления приложением приводят к отторжению. Это проблема всех разработчиков: да, можно придумать классный, удобный интерфейс, но если миллионы пользователей привыкли к другому, то вследствие инертности восприятия нововведений переобучить их становится непросто. Задача эта очень сложна, но Parallels её успешно решает.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.