Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор 4K-монитора BenQ PD3200U: достойная замена

⇣ Содержание

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор BenQ PD3200U был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе BenQ PD3200U производитель использует семь предустановленных режимов и один дополнительный — для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс Display Port 1.2, однако добиться 10-битного представления цвета нам всё равно не удалось — для этого необходимо использовать специализированные видеоадаптеры и ПО с поддержкой подобного цветопредставления.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — стандарт;
  • яркость — 60;
  • контраст — 50;
  • резкость – 5;
  • цветовая температура – нормальный;
  • AMA – выс.;
  • гамма – 2,2.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения – пользов.;
  • яркость – 12;
  • контраст – 50;
  • резкость – 5;
  • цвет. температура – опр. польз. (95/94/99);
  • AMA – выс;
  • гамма – 2,2.

Для доступа к полному перечню необходимых параметров был использован пользовательский режим. Значение «Гамма» в ходе экспериментов было решено оставить по умолчанию. Нужные значения яркости и цветовой температуры точки белого были достигнуты за счёт регулировки двух соответствующих параметров. Степень разгона AMA (Overdrive) не менялась, поскольку оптимальное значение было выбрано производителем по умолчанию.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 377 0,326 1156
90 345 0,298 1158
80 318 0,275 1156
70 289 0,249 1161
60 261 0,225 1160
50 230 0,198 1162
40 200 0,172 1163
30 167 0,144 1160
20 135 0,117 1154
10 101 0,087 1161
0 67 0,058 1155

Максимальная яркость оказалась на уровне 377 кд/м2, а нижнее значение составило 67 кд/м2. Коэффициент контрастности – 1160:1 в среднем, что несколько выше, чем заявлено в технических характеристиках.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки оказался идеальным со всех точек зрения. По верхней границе монитор превышает указанное производителем значение, а нижняя граница позволит значительно снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.

#Результаты при стандартных настройках

Монитор обладает матрицей со стандартным цветовым охватом. В частности, производитель делает ставку на стопроцентное покрытие стандарта sRGB и идентичного ему по охвату Rec.709.

По умолчанию треугольник цветового охвата превышает рабочую область sRGB в нескольких зонах, но слегка уступает ему на фиолетовых и зелёных оттенках. Из-за этого PD3200U соответствует sRGB на 98 % — меньше, чем заявлено, но больше, чем предшественник. Это очень высокий результат, но без использования CMS и ПО с его поддержкой максимально правильной цветопередачи не достичь.

Точка белого настроена на уровне выше среднего, а стабильность ЦТ оттенков серого – на зависть многим профессиональным моделям.

Расхождение каналов гамма-кривых фактически отсутствует, линии лежат максимально близко к референсу.

Среднее отклонение цветопередачи монитора при использовании системного профиля sRGB составило 1,36 единицы DeltaE94, максимальное – 4,45. Красный цветовой патч по точности вышел за предельно допустимую норму отклонения. Если бы не он, то результаты были бы ещё выше. Но даже без этого PD3200U продемонстрировал уровень, на который изначально даже и не рассчитываешь, особенно вспоминая об отсутствии заявленной заводской калибровки и соответствующего отчёта в комплекте поставки.

#Результаты после настройки и профилирования

Исходя из результатов в предыдущем разделе, мы решили обойтись без полноценной калибровки, ограничившись точной ручной настройкой и дальнейшим профилированием (создание профиля устройства).

Переход в пользовательский режим и правки изначальных значений RGB изменили цветовой охват дисплея совсем незначительно. Заметить разницу будет невозможно.

Точка белого пришла в норму, а вот точки оттенков серого слегка расползлись друг от друга, нарушив изначально идеальную стабильность.

Точность установки гамма-кривых изменилась. Лучше точно не стало, но править тут всё равно особо нечего. Возможная разница не будет стоить порчи градиентов вследствие правок в LUT видеокарты.

Итоговым результатом стало среднее отклонение DeltaE94 в 0,36 единицы и максимальное 1,42. Отличный результат!

#Результаты в режиме sRGB

Среди предустановленных режимов изображения у нового BenQ PD3200U был обнаружен пресет с названием sRGB — и мы были обязаны проверить его в действии.

Результаты цветового соответствия в нём оказались самыми высокими: 98,2 % sRGB и 72,8 % AdobeRGB. Но, к сожалению, выходящие за пределы основного стандарта области отсечены не были. Причина тут одна-единственная – у монитора нет продвинутого встроенного LUT с пересчётом цветовых пространств. Такое у BenQ встречается только в сериях мониторов PV, PG и SW.

Точка белого близка к заводским установкам, а стабильность цветовой температуры оттенков серого по-прежнему высока.

На гамма-кривых отметим явный подъём в зоне с тёмными оттенками, результатом чего является хорошая различимость крайних полутонов, что и приводит PD3200U к требованиям соответствующего стандарта. Работать в таких условиях несколько комфортнее, чем в режиме «Стандарт».

Рассматриваемый режим стал лидером и по итоговым результатам точности цветопередачи: 1,15 в среднем и ранее полученные 4,45 единицы DeltaE94 в максимуме. Полезный режим, советуем!

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Очевидно, что равномерность не самая высокая.

Среднее отклонение от центральной точки составило 12,4 %, а максимальное — 21 %. Результат относительно низкий, а характер затемнений слегка отличен от увиденного на BL3201PT. Вероятно, сказывается разница между экземплярами и новая версия используемой панели AUO. Отдельно отметим, что при столь большой диагонали экрана важность такого параметра оценки, как равномерность подсветки, ниже, чем для менее габаритных моделей, — человеческий глаз попросту не в состоянии одномоментно охватить всё рабочее пространство.

Разброс значений цветовой температуры у героя нашего обзора составил 534 кельвина, среднее отклонение от центральной точки – 2,2 %, максимальное – 5,9 %. Результат средний, цветовая температура снижается сверху вниз, сильнее всего отличен от центра правый край панели.

Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, подтверждает сказанное выше. Максимальное отклонение — 7,3, среднее — 3. Впрочем, если учесть стоимость монитора на рынке и использование точно такой же матрицы в его прямых конкурентах, выбирать всё равно не приходится. Разница будет между экземплярами, а не между моделями дисплеев. Производитель, к сожалению, не может влиять на качество поставляемых ему матриц.

Равномерность на чёрном поле относительно низкая, как, собственно, и у большинства других решений типа IPS/PLS/AHVA, особенно со столь большой диагональю экрана. У нашего экземпляра BenQ PD3200U были сильно засвечены два правых угла и значительно слабее — два левых. Различные паразитные оттенки есть в каждом из них. Явных отличий от предшественника мы не увидели.

Первая фотография представлена для более наглядной демонстрации неравномерности подсветки, а вторая приближена к тому, что увидит пользователь при работе за монитором в отсутствие внешнего освещения. По ней становится ясно, что в реальной работе с особыми проблемами вам столкнуться не придётся (если вы, конечно, не работаете исключительно в ПО с тёмным или чёрным интерфейсом), особенно если снизить яркость подсветки до оптимального уровня (80–120 нит). Куда сильнее мешает Glow-эффект, от которого никак не избавиться.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая 10-битная (8 бит + FRC) AHVA-матрица в PD3200U смогла продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах и после правок рабочих параметров через OSD-меню в пользовательском режиме. Хорошая заводская настройка позволила нам обойтись исключительно профилированием, без внесения правок в LUT видеокарты, так что качество градиентов сохранилось на своём изначально высоком уровне.

Что касается скорости отклика матрицы, то она вполне типична для современных IPS-type-решений с частотой вертикальной развёртки 60 Гц — точно то же самое, что у предшественника в лице BL3201PT.

Выставленное по умолчанию значение разгона оптимально, хотя перевод AMA в положение «Выкл.» фактически ничего не меняет. Артефакты изображения отсутствуют в обоих случаях. В режиме «Премиум» шлейфы увеличиваются, а артефактов становится очень и очень много.

#Углы обзора и Glow-эффект

Благодаря качественной AHVA-матрице BenQ PD3200U смог продемонстрировать хорошие углы обзора, на уровне многих похожих решений.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При перемещении в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее, особенно при взгляде сверху.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в значительно меньшей степени. К тому же многое зависит от цветовой гаммы и яркости самой картинки на экране.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе BenQ PD3200U используется матрица с хорошей полуматовой защитной поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его видимость не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель полностью избавлена.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

#Выводы

Новый монитор BenQ PD3200U – это показательный пример того, как надо подходить к проектированию модели, замещающей собой ранее представленный продукт, который за время своего существования получил высокие оценки как от экспертов, так и конечных потребителей. Главное — ничего не испортить и улучшить то, что можно улучшить.

Герой опережает своего предшественника по многим пунктам оценки. Он лучше выглядит и настроен качественнее, в нём добавлено несколько действительно полезных функций и возможностей, установлены порты HDMI версии 2.0, появилась металлическая «ручка» для переноски, сохранены все остальные достоинства, а цена, даже на старте продаж, максимально приближена к стоимости трёхлетнего BL3201PT, самого доступного в своём классе. Ну чем не золото для любителей 4K-стандарта на большом экране монитора?

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.

Достоинства:

  • строгий дизайн;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • USB-хаб с четырьмя портами USB 3.0, поддержка функции KVM и встроенный SD-кардридер;
  • отличный набор современных интерфейсов для подключения;
  • хороший комплект поставки;
  • две системы управления – сенсорная с умной подсветкой и отдельный блок с физическими клавишами;
  • наличие встроенной акустической системы (пускай и довольно низкого качества), а также датчиков внешней освещённости и присутствия;
  • высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB во всех режимах;
  • хорошая заводская настройка, хотя заводская калибровка не заявлена, и максимально комфортный для работы режим sRGB;
  • отличные градиенты при любых установках;
  • высокая стабильность оттенков серого;
  • широкий диапазон регулировки яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности (выше заявленного в ТХ);
  • достойная равномерность подсветки по уровню цветовой температуры (для такой диагонали экрана);
  • W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free);
  • отсутствие Cross-hatching и хорошо различимого кристаллического эффекта (КЭ);
  • хорошие углы обзора;
  • самый доступный монитор в своём сегменте среди новых моделей.

Недостатки:

  • низкая равномерность подсветки на чёрном поле – классика жанра для IPS-type-решений, особенно с большой диагональю.

Может не устроить:

  • очень большая подставка;
  • средняя точность заводской настройки точки белого;
  • отсутствие заметной разницы между двумя основными режимами разгона панели AMA – безусловно, монитор не рассчитан на геймеров.
 
← Предыдущая страница
Выбор редактора
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Недостаточно слов, чтобы выразить благодарность за такой подарок»: неофициальная русская озвучка трейлера The Witcher 4 привела фанатов в восторг 31 мин.
ИИ научили генерировать тысячи модификаций вирусов, которые легко обходят антивирусы 2 ч.
В Epic Games Store стартовала новая раздача Control — для тех, кто дважды не успел забрать в 2021 году 2 ч.
За 2024 год в Steam вышло на 30 % больше игр, чем за прошлый — это новый рекорд 3 ч.
«Яндекс» закрыл почти все международные стартапы в сфере ИИ 3 ч.
Создатели Escape from Tarkov приступили к тестированию временного решения проблем с подключением у игроков из России — некоторым уже помогло 4 ч.
Веб-поиск ChatGPT оказался беззащитен перед манипуляциями и обманом 5 ч.
Инвесторы готовы потратить $60 млрд на развитие ИИ в Юго-Восточной Азии, но местным стартапам достанутся крохи от общего пирога 6 ч.
Selectel объявил о спецпредложении на бесплатный перенос IT-инфраструктуры в облачные сервисы 7 ч.
Мошенники придумали, как обманывать нечистых на руку пользователей YouTube 7 ч.