Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

GRIS — печаль моя светла. Рецензия

Жанр Приключение, платформер
Издатель Devolver Digital
Разработчик Nomada Studio
Системные требования Windows 7 и выше или Mac OS X 10.11 (El Capitan) и выше, процессор Intel Core 2 Duo E6750 с частотой 2,6 ГГц или AMD Athlon 64 X2 5000+ с частотой 2,6 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 430 или AMD Radeon HD 5570, 4 Гбайт на жестком диске
Дата выхода 13 декабря 2018 года
Возрастной ценз Не определен
Платформы PC, Nintendo Switch
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

У всех бывают сны, в которых вы долго и безнадежно падаете, падаете, падаете и не можете долететь до земли. Или дна. Черно-белые сны. История Грис началась именно с такого сновидения о полете не вверх, а вниз — и если каждый из нас просыпается в жуткий и фатальный момент соприкосновения с землей, то Грис не проснулась. Оставалось только подняться и бежать сквозь серую безжизненную пустыню. Пока в ней не проступили краски.

***

Медитативные «игры потока» Дженовы Чена, Flower и особенно Journey, могли породить множество подражателей — все-таки успех thatgamecompany очень привлекателен, а рецепт смотрится повторимым, — но не породили: отдельные виньетки, вроде Gathering Sky, стоит рассматривать скорее в качестве исключений.

 Это сон?

Это сон?

Nomada Studio, пожалуй, продвинулась дальше всех. Пока следующая игра Дженовы Чена, мобильный проект Sky, все никак не выйдет из затянувшегося локального бета-тестирования, GRIS подхватывает слегка поникшее знамя Journey. Но, опять-таки, в своей манере — где thatgamecompany только декларирует акцент на эстетике впереди механик (а на деле выпускает идеально отточенные механически игры), там испанцы в своем дебютном проекте просто берут — и делают это.

Грис, девушка, потерявшая голос (еще немного реминисценций на лучшие инди-игры в истории), оказывается в сновидческом мире, где ищет не славы, победы или хотя бы спасения для человечества — а всего лишь себя. Это глубоко личная, бессловесная история, в которой все сказано музыкой, пейзажами и ритмом игры.

 Хождение по звездам

Хождение по звездам

Девушка с голубыми волосами и тонкими, едва очерченными конечностями — бредет, бежит, летит, плывет в своем развевающемся платье через двумерный мир. Формально GRIS можно называть платформером. Здесь есть и необходимость прыгать, порой проявляя определенную сноровку, и решать загадки, не всегда очевидные — но весь процесс выстроен так, чтобы ничто не отвлекало и не мешало эмоциональному погружению.

Но не только игровой процесс подчинен этим целям. GRIS — произведение сугубо настроенческое, в котором размыты не только цели героини, но и сам по себе посыл. Грис постепенно наполняет красками обесцвеченный мир, натыкаясь в нем как на дружественные существа, так и на противников — неспособных, по сути, нанести ей реальный вред, но пугающих. Дать им отпор Грис не может — только бежать до поры, пока не придется посмотреть чудовищам прямо в лицо без страха. Это монстры, порожденные ее подсознанием, с которым ей предстоит войти хоть в какой-то контакт, пройдя хорошо знакомые всем стадии принятия неизбежного. Но что именно ей приходится принять — остается тайной. Пробелом. Белым пятном.

Этот пробел GRIS заполняет красотой, причем сразу по всем направлениям: от акварельных пейзажей и анимации девушки до звукового дизайна и музыки. Даже тактильно Грис ощущается превосходно — чувствуется легкость ее движений, в нужные моменты появляется ощущение полета, а иногда она может превратиться в каменный куб, способный сопротивляться порывам ветра или пробить непрочный пол — и ты чувствуешь его тяжесть.

 Мир безупречной симметрии

Мир безупречной симметрии

GRIS — настоящая ода красоте зыбкой, печальной, тонкой. Сотканная из простых образов — идеально геометрически выстроенные забытые города, сияющие созвездия, маленькая фигурка на подавляюще огромном фоне, слеза на прекрасной щеке — визуально GRIS работает безотказно. Едва ли не каждым кадром, который выдает игра, можно любоваться, стиль отточен блестяще.

Визуальное наслаждение идет рука об руку с акустическим — в игре совершенно прекрасная музыка, написанная испанской группой Berlinist. Ее упражнения на стыке неоклассики, эмбиента и IDM вполне можно слушать отдельно от игры — это тот самый случай, когда покупка саундтрека более чем обоснована. Очень здорово переданы звуки в игре — потерявшая голос Грис не проронит ни слова, но эхо ее шагов в огромных опустевших залах, шелест мокрых листьев в дождевом лесу, звонкий хруст кристаллов в пещерах, обволакивающая густота подводного мира наводят на мысли об Inside — прошлой игре, которая столь же впечатляла меня проработанностью звукового окружения.

 Голубой период Климта

Голубой период Климта

GRIS — это не слишком длинное, но крайне эмоциональное путешествие, которое не предполагает очень уж вдумчивого и серьезного (с точки зрения игрового процесса) подхода. Вызвать то самое ощущение потока для Nomada Studio важнее, чем вызвать чувство достижения — и создатели игры справляются со своей задачей. Впрочем, для любителей решать загадки и подробно исследовать мир игры в GRIS кое-что припасено — здесь достаточно секретов и закутков, обнаружить которые с ходу очень трудно. В какой-то момент, оказавшись в очередной раз в исходных руинах — своеобразной «базе» Грис, на которую она в своем пути к себе возвращается, замечаешь символические отметки о найденных секретах, и понимаешь, что, возможно, стоит вернуться в этот акварельный сон еще разок.

***

Видеоигры сегодня никто не зовет, как в моем детстве, игрушками. Это попросту оскорбительно — как стихи называть стишатами, эпические романы — книжками; да и попросту у этих слов разный смысл. Но GRIS так называть не то что можно, но хочется. Виртуозно исполненная фарфоровая статуэтка, шедевр мастера-кукольника. Полая внутри, она не становится от этого менее прекрасной. Не способная ни пошевелиться, ни что-либо сказать, она вызывает подлинные чувства и эмоции — у каждого свои: от легкой печали и звенящей радости до катарсического слияния вашего «я» с ее.

GRIS — cамая нежная и, вероятно, самая красивая игра года. Чистый и минималистичный акт искусства — с довольно условным игровым процессом и ускользающим смыслом.

Достоинства:

  • великая красота.

Недостатки:

  • легкое ощущение пустоты.

Графика

Самая красивая игра года.

Звук

Не самая оригинальная музыка Berlinist не становится менее прекрасной. Звуковой дизайн при несложности задачи (все-таки перед нами платформер, а не особо технологичный проект) проработан идеально.

Одиночная игра

Довольно простой, но способный поставить интересные задачи перед дотошным игроком платформер-головоломка, в котором все-таки ощущение потока и эмоции куда важнее чувства достижения.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Голубые волосы и проникновенный печальный взгляд героини вас не обманывают. GRIS — это прекрасное творение, нежная игра с ускользающим смыслом.

Оценка: 8,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 11 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 15 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 17 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 45 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 2 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 9 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 13 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 14 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 14 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 14 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 15 ч.