Сегодня 02 апреля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Как разогнать AMD Radeon VII до 2 ГГц, и что этому мешает

⇣ Содержание

Новейшая видеокарта AMD совсем недавно поступила в продажу, а по результатам первых тестов мы уже хорошо представляем, на что она способна в играх и профессиональных приложениях. Благодаря техпроцессу 7 нм, который AMD осваивает ударными темпами, Radeon VII соревнуется с GeForce RTX 2080 и GeForce GTX 1080 Ti. А если рассматривать достижение красной команды в сетке рыночных категорий игровых видеокарт, то со времен R9 Fury X это первый ускоритель под маркой Radeon, который занял ценовую нишу $649–699, причем вполне обоснованно.

Но для устройства за столь, откровенно скажем, крупную сумму грамота за участие в соревновании — еще не повод для гордости. В большинстве известных игр, которые сейчас служат мерилом быстродействия, Radeon VII потерпел поражение от GeForce RTX 2080, поэтому AMD акцентирует внимание на других качествах новинки — в первую очередь на объеме оперативной памяти, которой тут аж 16 Гбайт. В ближайшем будущем мы проведем отдельное расследование на тему объема VRAM и ответим на вопрос, нужен ли видеокартам резерв памяти свыше 8-11 Гбайт. Однако, на первый взгляд, это скорее приятный бонус и долговременная инвестиция для покупателей видеокарты, нежели острая необходимость. А вот потенциал чипа Vega второго поколения в расчетах общего назначения — от научных задач до создания цифрового контента — не вызывает ни малейших сомнений. В этой сфере у Radeon VII в принципе мало соперников, и ни один из них не продается за сопоставимые деньги.

Единственный аспект новинки, в котором мы до поры до времени не могли полностью разобраться, — это разгон. Благодаря тому, что AMD столь неожиданно и рано запустила 7-нанометровый чип на потребительский рынок, оверклокеры смотрят на «семерку» с большим энтузиазмом. Но до чего же обидно, что «сырое» ПО, которым разработчики сопроводили Radeon VII, ставит крест на любых попытках серьезно разогнать GPU! К счастью, пока сама AMD еще не решила проблему, мы нашли довольно неожиданный способ обмануть текущую версию драйвера Radeon VII и запустить видеокарту при частотах, которых впору ожидать от архитектуры GCN на техпроцессе 7 нм.

Вооружившись этим знанием, мы объявляем второй раунд битвы между Radeon VII, GeForce RTX 2080 Founders Edition и GeForce GTX 1080 Ti — тремя видеокартами референсного дизайна, причем все три мы протестировали как на штатных частотах, так и в разгоне. Кроме того, мы оценим энергопотребление «семерки», возможность андерволтинга и шум системы охлаждения.

#Что не так с разгоном Radeon VII

Драйвер, который AMD предоставила для обзоров новинки, воздвиг немало препятствий на пути успешного разгона. Ирония в том, что они напрямую связаны с такими изменениями программно-аппаратного стека, которые как раз таки направлены на повышение тактовых частот. В кристалл Vega 20 интегрирована обновленная версия микросхемы SMU (System Management Unit) — именно она задает рабочие параметры графического процессора, которые считывают и могут регулировать оверклокерские утилиты: температуру, частоту, питающее напряжение, скорость вращения вентиляторов и так далее.

Одно из ключевых изменений логики SMU в чипах Vega второго поколения связано с контролем температуры: теперь в алгоритме автоматического разгона большую роль играет значение так называемой сводной, или узловой, температуры (Junction Temperature). Оно формируется с помощью сетки из 64 термодиодов, разбросанных по всей площади GPU, и отражает состояние самой горячей зоны. Распределенное измерение температуры не является чем-то новым для современных микросхем: так, в предыдущих чипах AMD значение Junction Temperature можно увидеть с помощью GPU-Z в графе GPU Temperature (Hot Spot), но ее единственная функция заключалась в аварийном отключении графического процессора при экстремальном перегреве, а скорость вращения вентиляторов и частоту GPU задают показания единственного краевого датчика. В свою очередь, автоматика Vega 20 ориентируется именно на Junction Temperature — по сравнению с краевым датчиком массив термодиодов позволяет быстрее отреагировать на перегрев или, наоборот, обнаружить короткое окно для увеличения частоты.

Как бы то ни было, новый SMU не совместим со старым API, который в драйвере AMD открыт для сторонних приложений, поэтому главные помощники в разгоне ускорителей Vega первого поколения — MSI Afterburner, OverdriveNTool и так далее — временно лишились доступа к Radeon VII. "Не беда, — подумает кто-нибудь, — ведь у AMD есть фирменный WattMan". Но даже «родное» оверклокерское ПО пока не научилось корректно работать с «семеркой». Ранняя версия драйвера для Radeon VII в целом не отличается высокой стабильностью, но главное — большинство попыток его разгонать заканчиваются провалом.

Например, таким. Взгляните на скриншот WattMan во время тестового прохода Shadow of the Tomb Raider: графический процессор зажат в диапазон до 1714 МГц (частоты около 1680 МГц чаще всего наблюдались в такой ситуации), а эффективная частота оперативной памяти HBM2 упала до 1622 МГц. При этом в штатном режиме Radeon VII проходит бенчмарк SotTR на частотах вплоть до 1799 МГц. Снижение быстродействия и энергопотребления подтверждает — так быть не должно.

Предельной частотой GPU, которая в большинстве случаев не вызывает «антиразгон» у нашего экземпляра Radeon VII, является 1952 МГц. Более агрессивные параметры позволяют выполнить несколько игровых бенчмарков, но рано или поздно частоты все равно падают и больше не возвращаются на прежний уровень.

Shadow of the Tomb Raider: тест в полном экране

На первый взгляд, придется оставить Radeon VII в покое, дождаться, когда AMD наведет порядок в своем программном обеспечении (кстати, «публичный» драйвер Radeon Software Adrenalin 2019 Edition 19.2.1 в этом отношении ничем не отличается от предварительной версии), или смириться с тем, что видеокарта посредственно разгоняется. Производитель поспешил сказать, что дело не в драйвере и от Radeon VII не стоит ждать продуктивного оверклокинга, но мы готовы доказать, что это совершенно не соответствует действительности!

Единственное, что нужно сделать для того, чтобы воспрепятствовать сбросу тактовых частот Radeon VII, — это запускать игры (и вообще любые 3D-приложения) в окне. Да, вот так все просто. Если программа входит в полноэкранный режим (или режим безрамочного окна), частота GPU тут же блокируется в рамках 1600–1700 МГц, причем «антиразгон» распространяется на любые следующие тесты, даже в оконном режиме. В таком случае нужно «встряхнуть» настройки WattMan — например, сдвинуть кривую управления вентиляторами.

Shadow of the Tomb Raider: тест в окне

После того как мы открыли этот рецепт, результаты оверклокинга не заставили себя ждать. В то время как пиковая частота графического ядра Vega 20 в штатном режиме составляет 1802 МГц, нам удалось добиться стабильной работы на частотах вплоть до 2027 МГц. Конечно, не во всех играх SMU видеокарты действует настолько смело: сильнее всего изменились пиковые частоты, тогда как средняя частота в одиннадцати бенчмарках возросла лишь на 126 МГц, и все же в отдельных играх (таких как Assassin’s Creed Odyssey) речь идет о разгоне на 183 МГц.

Заметим, что особенной точностью измерение частот Radeon VII с помощью WattMan не отличается даже в штатном режиме: на графиках нередко можно видеть числа в районе нескольких гигагерц или просадки до десятков мегагерц — опять-таки явно ошибочные, так как в журнале времени рендеринга отдельных кадров они не прослеживаются. Но в целом разгон стоит признать успешным, ведь его подтверждают замеры быстродействия и мощности. Предлагаем ознакомиться с ними на следующей странице.

Тактовая частота GPU, МГц (тесты в 3840 × 2160)
AMD Radeon VII (1800/2000 МГц, 16 Гбайт) AMD Radeon VII (2025/2400 МГц, 16 Гбайт)
Средн. Макс. Средн. Макс.
Ashes of the Singularity: Escalation 1749 1778 1880 (+131) 1992 (+214)
Assassin's Creed Odyssey 1767 1794 1950 (+183) 2026 (+232)
Battlefield V 1751 1848 1872 (+121) 1955 (+107)
F1 2018 1731 1766 1859 (+128) 1956 (+190)
Far Cry 5 1740 1764 1848 (+108) 1941 (+177)
Final Fantasy XV 1754 1786 1844 (+90) 1997 (+211)
GTA V 1755 1789 1908 (+153) 1990 (+201)
Shadow of the Tomb Raider 1736 1799 1850 (+114) 2024 (+225)
Strange Brigade 1750 1765 1858 (+108) 1973 (+208)
Total War: WARHAMMER II 1758 1781 1887 (+129) 1992 (+211)
Wolfenstein II: The New Colossus 1736 1766 1854 (+118) 1922 (+156)
Мин. 1731 1764 1844 (+90) 1922 (+156)
Средн. 1748 1785 1874 (+126) 1979 (+194)
Макс. 1767 1848 1950 (+183) 2026 (+232)
Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Картинки в стиле Ghibli перегрузили серверы OpenAI — выпуск новых функций замедлен 6 ч.
У Ubisoft пока нет чёткого плана работы новой компании с Tencent — инвесторы и сотрудники нервничают 8 ч.
«Загрузки быстрее, чем в Doom (2016)»: эксперт Digital Foundry остался в восторге от Doom: The Dark Ages 9 ч.
Консоли задержат релиз постапокалиптического стелс-экшена Steel Seed от создателей Close to the Sun — объявлена новая дата выхода 11 ч.
ИИ-модель Llama запустили на ПК из прошлого тысячелетия на базе Windows 98 11 ч.
Telegram продал виртуальных первоапрельских кирпичей почти на 100 млн рублей 12 ч.
Nintendo подтвердила рекордную продолжительность презентации Switch 2 и устроит две демонстрации игр для консоли 12 ч.
ChatGPT остаётся самым популярным чат-ботом с ИИ, но у конкурентов аудитория тоже растёт 13 ч.
Google сделает сквозное шифрование в Gmail доступным для всех 13 ч.
Антиутопия на колёсах: новый геймплейный трейлер раскрыл дату выхода приключения Beholder: Conductor про кондуктора легендарного поезда 13 ч.