Что-то новое или еще не совсем забытое старое?
Проблема получения стереоизображения и 3D-видения будоражит умы разработчиков компьютерной техники уже не первый десяток лет. В той или иной степени она была достаточно успешно решена еще в самом начале XXI века с появлением стереодрайвера eDimensional Stereo Game Driver для видеокарт ATI. Примерно в то же время быстро набирал популярность пакет драйверов NVIDIA, работавший с сотнями игр, имевший регулировку параллакса, а также оснащенный несколькими утилитами, среди которых нужно отметить программу просмотра стереоизображений и программу захвата "объемных" скриншотов. Были и другие, менее известные программные продукты, но широкого распространения они не получили.
Что касается аппаратной части, то здесь недостатка решений тоже не наблюдалось. Причем стоимость устройств, совместимых с упомянутыми выше драйверами, колебалась в необычайно широком диапазоне - от 20 руб. до нескольких тысяч долларов! Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о стереоочках, построенных на основе различных стереоскопических технологий. Несмотря на заметную разницу в стоимости и принципах работы, во всех стереоочках используется единый способ получения стереоизображения - для левого и правого глаза создаются различные изображения, точки обзора которых несколько смещены относительно друг друга. Коэффициент этого смещения и есть та глубина или объем, которыми любуется пользователь, глядя в плоский монитор.
Самой простой и доступной технологией получения стереоизображения является цветовое разделение, которое сегодня довольно часто используется при просмотре стереофильмов. Все наверняка видели очки с синим и красным фильтрами, пропускающими кадры лишь определенных цветов. Такие очки и сегодня стоят в пределах 100 руб. и при этом успешно доносят 3D-изображение до широких масс. Конечно, качество стереоэффекта подобные устройства дают не самое лучшее, да и искажение цветов зачастую сильно бросается в глаза.
![GlassesType_Color.jpg](picture://121548)
Технология поляризационного разделения лишена этих недостатков, т.к. в этом случае очки имеют не цветовые фильтры, а поляризационные, с разной направленностью. Таким образом, каждый глаз в поляризационных очках получает нужное изображение. Недостатки есть и у этой технологии - требуется дорогостоящее и крупногабаритное оборудование. Именно такие очки в настоящее используются в кинотеатрах IMAX, фильмы для которых снимают на две пленки специальной камерой с двумя объективами, разнесенными друг от друга на расстояние, примерно равное расстоянию между глазами человека.
![GlassesType_Polarized.jpg](picture://121549)
Но описанные выше стереоскопические технологии - не единственные в своем роде. Среди них есть и более совершенные, хотя и требующие более значительных материальных затрат от конечного пользователя. К их числу относится технология разделения изображений для каждого глаза во времени. Стереоочки, использующие данную технологию, оказываются более сложной конструкции, при этом они должны подключаться к компьютеру и синхронизироваться с изображением на экране. При этом, каждый глаз получает изображение по очереди, в строгом соответствии с тем, что выводится на экран. Из освоенных на сегодняшний день стереотехнологий эта является наиболее совершенной по качеству 3D-картинки. К ее недостаткам стоит отнести лишь необходимость в большой частоте развертки дисплея или другого проецирующего устройства, ведь приходится выводить в два раза больше кадров, чем обычно. Так, при частоте дисплея 120 Гц, для каждого глаза изображение будет обновляться с частотой лишь 60 Гц. При меньшей частоте развертки глаза будут сильно уставать вследствие появления на экране характерного мерцания.
Именно это важное требование и стало преградой на пути развития стереоскопических технологий несколько лет назад. Высокие частоты развертки были доступны ЭЛТ-мониторам, но большинство ЖК-панелей до сих пор работает при 60 Гц. Впрочем, прогресс не стоит на месте, и необходимая для работы очков затворного типа развертка с частотой 120 Гц сегодня доступна уже и у ЖК-мониторов. Путь оказался открыт, и NVIDIA, опережая конкурентов и доказывая свое лидерство в мире стерео, сразу же сделала серьезный ход, выпустив на рынок GeForce 3D Vision - новые стереоочки затворного типа.
Как видите, назвать новый продукт революционным или хотя бы просто чем-то совершенно новым, нельзя. Еще лет восемь назад на отечественном рынке были представлены стереоочки, поставляемые в комплекте с видеокартами ASUS GeForce (в версиях Deluxe). Были и другие продукты - например, очки CrystalEyes от компании
VRLOGIC.
Также были широко известны в свое время очки 3D Revelator от компании
ELSA Technology Inc., о которых мы
писали еще в 1999 году,
или даже шлемы виртуальной 3D-реальности I-glasses от компании
i-O Display Systems. И хотя на отечественном рынке сегодняшний выбор стереоочков никак нельзя назвать широким, модель GeForce 3D Vision от NVIDIA не уникальна.
Комплект поставки
Поставляются очки в относительно компактной картонной коробке с прозрачными вставками. Сама коробка - это своего рода маленький дизайнерский шедевр. Каждый аксессуар здесь комфортно располагается в индивидуальном поролоновом отсеке и надежно защищен от внешних воздействий.
Кроме очков, в коробке был найден передатчик ИК-сигналов, два USB-кабеля A-B разной длины (для подключения к компьютеру ИК-передатчика и зарядки встроенного в очки аккумулятора), кабель DVI-HDMI, аудиокабель VESA stereo-mini-jack (2,5 мм) для подключения к DLP, сменные резиновые насадки для комфортного расположения очков на переносице, тряпочка из микрофибры для протирки, мягкий чехол, а также набор драйверов, стереопримеров и инструкций. Надо сказать, что набор весьма внушительный и позволяет покупателю забыть о дополнительных тратах на нужные кабели при подключении стереоочков к той или иной A/V-аппаратуре.
Внешний вид
Внешне GeForce 3D Vision выглядят почти как обычные солнцезащитные очки. Конечно, за десяток лет, прошедших со времени бума стереоскопии в компьютерном мире, тенденции в моде претерпели множество изменений и даже возрождений, но раньше стереоочки в большинстве своем не отличались привлекательным дизайном, главное - чтобы сидели плотно и функции свои выполняли. К счастью для всех ценителей красоты, новинка лишена этого недостатка.
Широкие пластиковые дужки в раскрытом состоянии сливаются с черной лакированной оправой, окаймляющей затемненные слегка зеленоватые стекла. Оправа эффектно сочетает и сглаженные формы, и рубленые грани, отчего смотрятся очки стильно и модно. Механизм раскрытия дужек работает идеально. Винтовых соединений не видно, так что подкручивать со временем разболтавшиеся дужки не придется.
Концы дужек изогнуты и покрыты прорезиненным материалом ярко-зеленого фирменного цвета NVIDIA.
Левая дужка в самой широкой своей части имеет небольшое утолщение, в котором располагается аккумуляторная батарея, порт mini-USB для подключения кабеля зарядки, короткоходная кнопка включения в верхней части, а также светодиодный индикатор работы, который через некоторое время после включения гаснет и, таким образом, не раздражает пользователя своим светом, если тот работает в темном помещении.
Резиновые накладки для переносицы у очков сменные. В комплекте их имеется три штуки, так что практически каждый сможет подобрать подходящий размер.
ИК-передатчик и подключение
ИК-передатчик, как и оправа очков, изготовлен из черного лакированного пластика. Усеченная пирамидка в нижней части немного скошена, что придает ей дополнительную элегантность. Передняя панель в нижней части имеет небольшую кнопку включения, а задняя панель срезана. Здесь находятся два разъема (USB для подключения к компьютеру и mini-jack 2,5 мм для подключения фирменным кабелем к стереоинтерфейсу VESA), индикатор работы и пластиковое колесико, регулирующее глубину 3D-эффекта. Примечательно, что колесико расположено именно сзади, а не на лицевой части приемника, что выглядит немного нелогично.
![Imitter_Back.jpg](picture://121550)
Кстати, сама идея регулировки глубины 3D-эффекта не нова. И раньше (десяток лет назад) в фирменных стереодрайверах NVIDIA была такая регулировка. Сегодня изменять параллакс можно не только с помощью настроек в драйвере, но и аппаратно, что, несомненно, более удобно.
ИК-приемник подключается к компьютеру трехметровым USB-кабелем, поэтому расположить ресивер можно на приличном расстоянии и от компьютера, и от дисплея, что, безусловно, важно, если он у вас не самой маленькой диагонали. Кроме того, очки без проблем работают на расстоянии 5-6 м от приемника - главное, чтобы последний находился в зоне прямой видимости. Кстати, очков, подключенных к ресиверу, может быть сколь угодно много, так что при желании можно без проблем смотреть стереофильмы как вдвоем, так и в огромной веселой компании. А вот кабель зарядки встроенного в очки аккумулятора не слишком длинный - около двух метров. Впрочем, по заявлению производителя, зарядки достаточно для 40 часов непрерывной работы, так что часто заряжать очки вам не придется.
![Cables.jpg](picture://121536)
Почем "стерео" для народа?
Как мы уже выяснили выше, для работы GeForce 3D Vision требуется ЖК-монитор с поддержкой развёртки 120 Гц (на данный момент в продаже есть две таких модели — Samsung SyncMaster 2233RZ и Viewsonic VX2265wm), один из DLP-телевизоров Mitsubishi (перечень моделей есть в описании очков на сайте NVIDIA), другие «3D Ready» DLP-телевизоры или проектор DepthQ. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в ближайшие месяцы список совместимого оборудования существенно расширится. Но даже если на вашем новом ЖК-телевизоре красуется надпись "120 Гц" - это вовсе не означает, что GeForce 3D Vision будут работать с ним. Дело в том, что сигнал от компьютера большинство таких панелей, рассчитанных в первую очередь на телеприем, все равно получают по DVI-интерфейсу с частотой лишь 60 Гц. Так что перед покупкой придется выяснять технические характеристики достаточно подробно.
К нам на тестирование попали очки с монитором Samsung SyncMaster 2233RZ — наиболее распространенной в данный момент 120-Гц моделью. Более того, уже сейчас вы можете встретить предложения о продаже как отдельно очков GeForce 3D Vision, так и набора, в котором к очкам прилагается еще и данный монитор. Стоимость очков на отечественном рынке составляет порядка $200, а указанного монитора - $550. Если учесть, что у подавляющего большинства пользователей монитора с частотой развертки 120 Гц в наличие нет, то цена на новую стереотехнологию автоматически становится равной $750. Много это или мало - решать вам.
Те, кто увлекался стереоиграми десять лет назад, наверняка помнят, что для работы с очками еще в то время требовалась достаточно производительная машина, а разрешение и детализация в играх все равно были невысокими. Увы, но GeForce 3D Vision также потребует от пользователя серьезный современный компьютер: процессор не ниже, чем Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2, видеокарту NVIDIA GeForce серий 8ххх, 9ххх или GTX200 и установленную 32- или 64-битную Microsoft Windows Vista. Увы, системе Windows XP предлагается уйти на покой. Круг потребителей сузился еще немного - сюда входят лишь достаточно продвинутые геймеры. Тем же, кто просто хочет "смотреть стереокино", предварительно придется провести модернизацию своего старого компьютера.
Работа с очками и тестирование
Подключение и установка драйверов заняли не много времени. Тестирование мы проводили на стенде с процессором Intel Core i7 965 Extreme 3,84 ГГц, материнской платой Gigabyte EX58-UD5, 4 Гб оперативной памяти DDR3-1333 и видеокартой NVIDIA GeForce GTX 295 с комплектом драйверов v.7.15.11.8208 и стереодрайвером v.182.08, установленными под Windows Vista Ultimate 6.0.6001 SP 1. После установки автоматически запускается проверка подключенного оборудования - и монитор, и очки были найдены и опознаны без проблем, и после короткого теста, все оборудование перешло в режим ожидания стереоразвлечений.
![Soft_Driver_1.gif](picture://121559)
![Soft_Driver_2.gif](picture://121560)
![Soft_HotKey.gif](picture://121562)
![Soft_Stereo.gif](picture://121564)
![Soft_Test.gif](picture://121565)
На поставляемом в комплекте диске имеется тестовый видеоролик, снятый в режиме стерео. Он ничего интересного из себя не представляет, но дает общее представление о возможностях очков. Впрочем, гораздо интереснее проверить эти возможности на настоящих фильмах, чем на тестовых роликах. Но с фильмами мы развлекаться не стали, а проверили работу новинки на нескольких вполне современных играх. Интерес в данном случае представляли следующие вещи: совместимость очков с теми или иными играми, качество стереоэффекта и ощущения от его работы (к сожалению, исключительно субъективные), снижение производительности в результате передачи двух кадров вместо одного, а также влияние работы стереодрайвера на производительность.
![GamesTest_1_s.jpg](picture://121556)
![GamesTest_2_s.jpg](picture://121558)
![Soft_NVIDIAPlayer.gif](picture://121563)
С совместимостью вопрос был снят практически сразу. Достаточно лишь взглянуть на официальный список поддерживаемых игр, чтобы понять - GeForce 3D Vision подойдут игроманам всех мастей. Конечно, у нас не было возможности проверить на работоспособность такой обширный список игр, но поверить на слово производителю в данном случае можно - подобных проблем не было и в далеком прошлом, на заре появления стереодрайверов NVIDIA. Более того, несколько сотен самых популярных игр не только проверены на совместимость с очками, но и для каждой из них создан свой профиль со своими настройками.
![Soft_Games.gif](picture://121561)
С качеством 3D-эффекта и личными ощущениями дело обстоит сложнее. Эти параметры, увы, нельзя выразить цифрами или просто количеством - только словами, а, стало быть, субъективным мнением. Но все же, попробуем ограничиться исключительно фактами. Во-первых, нужно отметить, что очки заметно затемняют изображение. В тех играх (и фильмах), где преобладают яркие краски и светлые тона, это очень хорошо заметно - достаточно просто снять очки, чтобы ощутить огромную разницу. Это явный минус GeForce 3D Vision. А вот цветопередача не искажается совсем, что нужно причислить к положительным моментам, свойственным, впрочем, всей затворной стереотехнологии.
Еще одним отрицательным моментом является то, что мерцание изображения в очках все же заметно. Конечно, не сильно, да и не каждый на это обратит внимание. Через час игры голова не болит, но чувствуется некоторая усталость. Как бы там ни было, а очки вносят дискомфорт, пусть и не очень большой.
"Трехмерность" изображения в разных играх проявляется по-разному. Во многом это зависит от движка и проработки деталей в сценах, а во многом - и от жанра игры. Так, стереоэффект особенно сильно проявляется тогда, когда на переднем плане достаточно много различных предметов - в Far Cry 2 эффект просто великолепный. Проработка заднего плана не такая существенная, но тоже заметная. Все это касается и различных симуляторов, особенно, когда персонаж находится в кабине самолета или автомобиля. Тем не менее, если в игре постоянно смотреть на автомобиль сзади, пусть даже и на трехмерный, удовольствие очень скоро ослабевает и игра надоедает. Так, например, произошло на автотрассах Need for Speed ProStreet. В стратегиях стереоэффект хоть и заметен, но такого восторга, как в шутерах, не приносит.
Стереорежим настраивается таким образом, что при запуске той или иной игры он может подключаться автоматически, а при выходе из нее он автоматически выключается. В нашей тестовой конфигурации были доступны практически все возможные разрешения в играх. Тем не менее, и детализацию, и разрешение приходится снижать в пользу скорости - снижение производительности при подключении очков видно невооруженным глазом. Тесты показывают, что производительность при подключении очков падает чуть больше, чем в два раза, что вполне нормально, ведь стереодрайвер тоже использует часть ресурсов - к счастью, совсем немного. Все это наглядно можно увидеть на представленных ниже диаграммах полученных результатов.
![Tetst_1.gif](picture://121566)
![Tetst_2.gif](picture://121567)
![Tetst_3.gif](picture://121568)
Бросается в глаза тот факт, что режим SLI при подключении стереодрайвера не работает. На официальном сайте производитель уверяет, что технология 2-way NVIDIA SLI работать должна без проблем, а в скором будущем в драйвер будет добавлена и возможность работы с 3-way NVIDIA SLI. Скорее всего, так и есть, а полученные результаты свидетельствуют о некорректной работе драйверов с конкретной видеокартой GeForce GTX 295 в режиме SLI. Более важно другое: сам стереодрайвер требует для работы не так уж и много ресурсов. А вот режим работы стерео, как ему и положено, снижает производительность видеокарты в два раза, поскольку необходимо рассчитывать вдвое больше кадров, чем в обычном режиме.
Выводы
Стереоочки NVIDIA GeForce 3D Vision в реальных условиях работы показали себя достаточно хорошо - и изображение качественное, и управление с настройками продумано, и проработка для подавляющего большинства существующих игр имеется. Но будут ли они востребованы сегодня или все-таки нет? Дело здесь даже не в том, что технология не нова. Вопрос в другом… Стоимость одних очков не так велика. Но для их использования пользователю, скорее всего, понадобится новый монитор и достаточно производительный компьютер, укомплектованный видеокартой NVIDIA. Учитывая, что 22-дюймовый ЖК-монитор с частотой обновления 60 Гц стоит в два раза дешевле, чем 120-Гц аналог, можно предположить, что, скорее всего, как и раньше, стереоочки останутся экзотикой, а не массовым продуктом.
Увы, но довольно простые стереотехнологии никак не могут прорваться в широкие массы - то пришедшие на смену ЭЛТ-трубкам ЖК-мониторы помешали, то кризис не вовремя ударил. Впрочем, если 120-Гц ЖК-панели будут активно появляться на рынке, а цена на них будет снижаться, то геймеры наверняка обратят внимание на GeForce 3D Vision. Ну а тем, кто совсем недавно купил большой широкоформатный монитор с частотой 60 Гц, остается лишь кусать локти, мечтать и немного завидовать.
Благодарим компанию "3D Лига" за предоставленное для тестирования оборудование
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.