На этой неделе в Конгрессе прошли слушания по утверждению новых министров, кандидатуры которых выдвинул новый президент США Дональд Трамп (Donald Trump). Среди прочих Конгресс заслушал кандидата на пост министра транспорта — Шона Даффи (Sean Duffy), в ведомство которого входит Федеральное управление гражданской авиации (FAA). Управление буквально владеет ключами от космоса — выдаёт лицензии на запуски и штрафует нарушителей. И оно стало помехой.
В сентябре 2024 года скандал между чиновниками FAA и компанией SpaceX, возглавляемой Илоном Маском (Elon Musk), выплеснулся в публичное пространство. Причиной стало наложение управлением штрафа на сумму $633 009 за два предполагаемых нарушения лицензии на запуск, совершённых в июне 2024 года. SpaceX заявила об отсутствии оснований для штрафных санкций, а Маск публично призвал главу FAA подать в отставку.
Во время слушаний два конгрессмена-республиканца напомнили кандидату и присутствующим, что Министерство транспорта должно содействовать развитию космической отрасли в США, а не препятствовать ей, в том числе через наложение штрафов. В ответ Шон Даффи заявил: «Я обязуюсь разобраться с ситуацией и сотрудничать с вами в вопросах отслеживания космических запусков и деятельности FAA».
Даффи также пообещал пересмотреть штрафы, наложенные на SpaceX, и системно подойти к решению проблемы задержек в выдаче разрешений на полёты.
Что касается FAA и лицензирования, этим занимается сравнительно небольшой штат подразделения Office of Commercial Space Transportation (AST), которое является частью FAA. По слухам, Дональд Трамп может инициировать вывод AST из состава управления. Для этого ему или министру транспорта не потребуется разрешение Конгресса. До середины 1990-х годов выдачей лицензий занималось отдельное управление при министерстве, и его можно снова сделать самостоятельным офисом простым приказом. Предполагается, что такой шаг сократит бюрократические препоны для космической отрасли.
Источник: