Когда мы жаловались на недостаток производительности большинства моделей GeForce 40 и рост стоимости видеокарт, никто и представить себе не мог, какой масштаб примут все эти напасти уже в следующем поколении. GPU семейства Blackwell получили немало архитектурных усовершенствований, которые сочетаются с новыми программными инструментами NVIDIA. Однако у многолетнего лидерства в логике графических процессоров есть обратная сторона. В то время, как AMD и Intel добиваются больших успехов за счет работы над ошибками, «зеленые» чипы крепко привязаны к фотолитографической норме, но она-то в этот раз и не изменилась. Как следствие, почти все ускорители 50-й линейки с практической точки зрения оказались переизданием тех устройств, которые NVIDIA выпустила в позапрошлом году, только с возможностью генерации множественных кадров.
А вот GeForce RTX 5090 — зверь совсем другой породы, ведь GPU флагманской видеокарты почти вдвое крупнее, чем у RTX 5080. Но для чтобы выдавить такой продукт из техпроцесса TSMC 4N, нажать пришлось очень сильно. Отсюда и рекомендованная цена $1 999, и дефицит, и дефектные кристаллы, не говоря уже о заоблачном энергопотреблении.
⇡#Графический процессор GB202
Архитектуру графических процессоров, которые легли в основу «зеленых» ускорителей 50-й серии, мы подробно рассматривали в недавнем обзоре GeForce RTX 5080, а в этот раз сосредоточимся на вопросах практического свойства. Логика чипов Blackwell вобрала в себя больше фундаментальных нововведений, нежели кремний предыдущего поколения, Ada Lovelace, однако на первый план снова вышли функции, связанные с трассировкой лучей и апскейлингом DLSS. В частности, MFG — генерация при помощи нейросети сразу нескольких кадров (вплоть до трех) в промежутках между «настоящими» кадрами, которые прошли весь конвейер рендеринга.
По традиции, именно на MFG зиждется маркетинг линейки GeForce 50, но флагманская модель, в отличие от всех остальных, может постоять за себя и в чистой производительности. Кристалл GB202 содержит 92,2 млрд транзисторов, а его площадь (750 мм2) приближается к размеру фотошаблона TSMC. К слову, транзисторный бюджет GB100 (HPC-чипа линейки Blackwell) лишь немногим больше — 104 млрд., — и это многое объясняет в событиях, происходящих с GeForce RTX 5090.
Формула вычислительных ресурсов GPU включает 24 576 FP32-совместимых шейдерных ALU — на 33 % больше по сравнению с формальным предшественником, AD102. Кристалл также несет 128 Мбайт кеша последнего уровня и обладает 512-битным интерфейсом VRAM, который не использовался в потребительских GPU со времен «красных» чипов Hawaii/Grenada (серия Radeon R 200/300). Разрыв между GB202 и следующим по старшинству чипом серии, GB203, как никогда велик. При двукратной разнице в площади кристалла и транзисторном бюджете флагманский GPU превосходит GB203 на целых 129 % по количеству CUDA-ядер.
Производитель | NVIDIA |
Название |
AD103 |
AD102 |
GB203 |
GB202 |
Где используется |
RTX 4070 Ti SUPER;
RTX 4080;
RTX 4080 SUPER
|
RTX 4090 D;
RTX 4090
|
RTX 5070 Ti;
RTX 5080
|
RTX 5090 |
Архитектура |
Ada Lovelace |
Blackwell |
Техпроцесс, нм |
TSMC 4N |
TSMC 4NP |
Число транзисторов, млрд |
45,9 |
76,3 |
45,6 |
92,2 |
Площадь чипа, мм2 |
378,6 |
608,6 |
378 |
750 |
Число SM/TPC/GPC |
Streaming Multiprocessors (SM) |
80 |
144 |
84 |
192 |
Thread Processing Clusters (TPC) |
40 |
72 |
42 |
96 |
Graphics Processing Clusters (GPC) |
7 |
12 |
7 |
12 |
Конфигурация потокового мультипроцессора (SM) |
Векторные ALU (FP32/INT32) |
4 × 16 (FP32) + 4 × 16 (FP32/INT32) |
8 × 16 |
Векторные ALU (FP64) |
2 |
Скалярные ALU |
4 |
ALU специального назначения (SFU) |
4 × 4 |
Тензорные ядра |
4 × 1 |
RT-ядра |
1 |
Блоки наложения текстур (TMU) |
4 |
Объем регистрового файла, Кбайт |
256 |
Объем кеша L1/разделяемой памяти, Кбайт |
128 |
Вычислительные блоки GPU |
Векторные ALU (FP32) |
10 240 |
18 432 |
10 752 |
24 576 |
Тензорные ядра |
320 |
576 |
336 |
768 |
RT-ядра |
80 |
144 |
84 |
192 |
Блоки наложения текстур (TMU) |
320 |
576 |
336 |
768 |
Блоки операций растеризации (ROP) |
112 |
192 |
192 |
192 |
Конфигурация памяти |
Объем кеша L2, Мбайт |
64 |
96 |
64 |
128 |
Разрядность шины VRAM, бит |
256 |
384 |
256 |
512 |
Тип микросхем VRAM |
GDDR6X SGRAM |
GDDR7 SGRAM |
Шина PCI Express |
4.0 x16 |
5.0 x16 |
Чипы Blackwell производятся на мощностях TSMC по техпроцессу 4NP, а ведь это уже второй по счету вариант 5-нанометровой фотолитографии, адаптированный к нуждам NVIDIA. Задержка миграции на норму 3 нм возымела хорошо заметные последствия. Ранее переход от архитектуры Ampere к Ada Lovelace, совмещенный с апгрейдом техпроцесса, ознаменовался приростом вычислительной мощности флагманского GPU на 72 % без поправки на тактовые частоты, а главное — в рамках прежнего резерва мощности. Напротив, энергопотребление GeForce RTX 5090 чрезвычайно велико, хотя видеокарта даже не комплектуется полностью разблокированным графическим процессором. При монолитном дизайне и такой площади, как у GB202, неизбежно снижается и выход работоспособных кристаллов, что прямо влияет на цену конечных устройств. А в случае с видеокартами 50-й серии бракованные GPU (с неполным комплектом ROP) по какой-то причине даже дошли до покупателей.
Но, несмотря ни на что, воочию GB202 производит сильное впечатление — только посмотрите на этот огромный корпус в окружении 16 микросхем VRAM!
⇡#Технические характеристики, цены
Для тестирования GeForce RTX 5090 мы предпочли устройство Palit GameRock без пометки OC, а значит видеокарта работает на референсных тактовых частотах. Базовая частота GPU составляет 2 107, а Game Clock (проектная частота под игровой нагрузкой, которую NVIDIA оценивает консервативно) — 2 407 МГц. Массив вычислительных блоков GB202 в GeForce RTX 5090 урезан на 22 потоковых мультипроцессора, которые содержат в общей сложности 2 816 FP32-совместимых шейдерных ALU.
С учетом тактовых частот и заблокированных SM разница в теоретической производительности между GeForce RTX 4090 и RTX 5090 составляет уже не 33, а 27 %. Но если взять за точку отсчета GeForce RTX 5080, то речь идет о добавке в 86 % быстродействия. Кроме того, GeForce RTX 5090 оснащен 32 Гбайт видеопамяти GDDR7, которая работает на скорости 28 Гбит/с, в то время как RTX 5080 располагает лишь 16 Гбайт VRAM. Еще недавно казалось, что такой объем могут освоить лишь рабочие программы, но аппетиты игр растут опережающим темпами. Так, в Indiana Jones and the Great Circle видеокарта с 16 Гбайт памяти просто не позволит сочетать максимальные настройки графики с разрешением 4К, причем независимо от масштабирования кадров.
Производитель | NVIDIA |
Модель |
GeForce RTX 4080 |
GeForce RTX 4080 SUPER |
GeForce RTX 4090 |
GeForce RTX 5080 |
GeForce RTX 5090 |
Графический процессор |
Название |
AD103 |
AD103 |
AD102 |
GB203 |
GB202 |
Архитектура |
Ada Lovelace |
Blackwell |
Техпроцесс |
TSMC 4N |
TSMC 4NP |
Число транзисторов, млрд |
45,9 |
45,9 |
76,3 |
45,6 |
92,2 |
Тактовая частота (Base Clock / Boost Clock), МГц |
2 210/2 505 |
2 205/2 550 |
2 230/2 520 |
2 295/2 617 |
2 017/2 407 |
Шейдерные ALU (FP32) |
9 728 |
10 240 |
16 384 |
10 752 |
21 760 |
Блоки наложения текстур (TMU) |
304 |
320 |
512 |
336 |
680 |
Блоки операций растеризации (ROP) |
112 |
112 |
176 |
168 |
340 |
Тензорные ядра |
304 |
320 |
512 |
336 |
680 |
RT-ядра |
76 |
80 |
128 |
84 |
170 |
Объем кеша L2, Мбайт |
64 |
64 |
96 |
64 |
88 |
Оперативная память |
Разрядность шины, бит |
256 |
256 |
384 |
256 |
512 |
Тип микросхем |
GDDR6X SGRAM |
GDDR7 SGRAM |
Пропускная способность на контакт, Гбит/с |
22,4 |
23 |
21 |
30 |
28 |
Общая пропускная способность, Гбайт/с |
717 |
736 |
1 008 |
960 |
1 792 |
Объем, Гбайт |
16 |
16 |
24 |
16 |
32 |
Производительность |
Пиковая производительность FP32, TFLOPS |
49 |
52 |
83 |
56 |
105 |
Производительность FP64/FP32 |
1/64 |
Производительность FP16/FP32 |
1/1 |
Прочее |
Шина PCI Express |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 5.0 x16 |
Интерфейсы вывода изображения |
DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 |
DisplayPort 2.1b, HDMI 2.1b |
TDP/TBP, Вт |
320 |
320 |
450 |
360 |
575 |
Розничная цена (США), $ |
1 199 (рекоменд. в момент выхода) |
999 (рекоменд. в момент выхода) |
1 599 (рекоменд. в момент выхода) |
999 (рекоменд. в момент выхода) |
1 999 (рекоменд. в момент выхода) |
Референсное энергопотребление GeForce RTX 5090 равно 575 Вт. Таким образом, ускоритель почти целиком исчерпывает 600-ваттный резерв проектной мощности кабеля 12V-2x6. Не удивительно, что некоторые из вендорских реализаций видеокарты оснащены сразу двумя разъемами такого типа. О том, с какими проблемами могут столкнуться пользователи, когда питающая линия видеокарты работает на грани своих возможностей, мы поговорим в эмпирической части обзора.
Наконец, NVIDIA выпустила GeForce RTX 5090 по рекомендованной стоимости $1 999 — на 25 % выше MSRP бывшего флагмана, RTX 4090. Выходит, что курс обмена валюты на прибавку быстродействия у NVIDIA примерно такой же, как курс доллара в СССР: один к одному. Или, если угодно, в стоимости новинки просто зафиксировали настоящие суммы, за которые на протяжении большей части своего жизненного цикла продавался RTX 4090, а ведь RTX 5090 на третий месяц после начала продаж страдает от такого же дефицита.
В России ситуация усугубляется локальными факторами. GeForce RTX 5090 не достать дешевле, чем за 349 999 руб. — это и есть цена модификации Palit GameRock без заводского разгона, которую мы рассмотрим в обзоре.
⇡#Palit GeForce RTX 5090 GameRock: конструкция
Стилистика и общая конструкция GeForce RTX 5090 под маркой Palit GameRock роднят видеокарту с одноименной версией GeForce RTX 5080. Полные габариты устройства составляют 331,9 × 150 × 70,4 мм, а значит в корпусе ПК ему необходимо выделить четыре слота расширения.
Фронтальная панель кожуха системы охлаждения имеет зеркальную поверхность и ступенчатый рельеф, в котором отражается свет LED-ленты, окружающей вентиляторы. Работой подсветки можно управлять в отдельности или синхронизировать ее с материнской платой через ARGB-разъем, который расположен рядом с вводом питания 12V-2x6.
Боковые грани кожуха СО сформированы монолитной алюминиевой рамой с поперечными вентиляционными прорезями. Металлическая пластина на обратной стороне печатной платы имеет крупное окно в зоне проекции одного из вентиляторов. Сами вентиляторы с диаметром крыльчатки 94 мм начинают вращаться только при высокой нагрузке на GPU. В условном бездействии ускоритель охлаждается пассивно.
Радиатор Palit GeForce RTX 5090 GameRock устроен так же, как в RTX 5080. Кристалл графического процессора и микросхемы GDDR7 накрыты общей испарительной камерой. В свою очередь, транзисторные сборки и дроссели VRM обслуживаются собственными пластинчатыми теплосъемниками. Однако испарительная камера в старшей модели намного крупнее, а блоки ламелей имеют другие размеры. Тепловых трубок здесь восемь штук, их диаметр — 8 мм.
Хотя бэкплейт у Palit GameRock металлический, под ним нет термопрокладок, а значит охлаждению печатной платы пластина не способствует.
В коробке с видеокартой мы нашли переходник с четырех восьмиконтактных штекеров старого образца на стандарт 12V-2x6, кабель синхронизации ARGB, сборную подпорку для монтажа видеокарты и тканевый коврик для мыши.
⇡#Palit GeForce RTX 5090 GameRock: печатная плата
Хотя Palit не использует настолько миниатюрную печатную плату, как в ускорителях Founders Edition, плотность компонентов на текстолите все равно очень высока. Огромную подложку GPU окружают 16 микросхем GDDR7 (все на лицевой стороне) и 31 фаза VRM. 22 фазы принадлежат регулятору напряжения GPU, оставшиеся 7 питают чипы видеопамяти. Оба регулятора укомплектованы силовыми каскадами MPS MP87993 от Monolithic Power Systems с предположительным номиналом тока 90 А и управляются общим ШИМ-контроллером MP29816.
Чипы GDDR7 производства Samsung несут маркировку K4VAF325ZC-SC28, которая говорит о пропускной способности 28 Гбит/с. Видеокарта имеет две микросхемы BIOS — с «тихой» и «производительной» прошивкой.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
AMD Ryzen 9 7950X3D (PBO +150 МГц, CU -20) |
Материнская плата |
ASUS ROG Crosshair X670E Hero |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z5 Neo RGB (F5-6000J3040G32GX2-TZ5NR), 2 × 32 Гбайт (6200 МТ/с, CL30) |
ПЗУ |
Solidigm P44 Pro, 2 Тбайт |
Блок питания |
Corsair AX1600i, 1600 Вт |
Система охлаждения CPU |
Кастомная СЖО (EK-Quantum Velocity² DDC 4.2 PWM D-RGB + EK-Quantum Surface X280M) |
Корпус |
Открытый стенд |
Операционная система |
Windows 11 Pro |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Software Adrenalin Edition 25.2.1 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 572.60 |
Игры без трассировки лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Alan Wake 2 |
DirectX 12 |
OCAT, локация Bright Falls |
Макс. качество графики |
Black Myth: Wukong |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
F1 24 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк, трасса Monaco (дождь) |
Макс. качество графики |
Hogwarts Legacy |
DirectX 12 |
OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts |
Макс. качество графики |
Horizon Zero Dawn Remastered |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Shading Rate: 100% |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
Returnal |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
Total War: WARHAMMER III |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк (Mirrors of Madness Benchmark) |
Макс. качество графики |
Игры с трассировкой лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Масштабирование кадров |
AMD |
Intel |
NVIDIA |
Alan Wake 2 |
DirectX 12 |
OCAT, локация Bright Falls |
Макс. качество графики, высокое качество трассировки лучей |
FSR Balanced |
FSR Balanced |
DLSS Balanced + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) |
Black Myth: Wukong |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) |
FSR Balanced (+ Frame Generation) |
XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation |
DLSS Balanced (+ Frame Generation) |
Cyberpunk 2077 |
Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) |
Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) |
FSR Balanced (+ Frame Generation) |
XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation |
DLSS Balanced (Transformer Model) + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) |
F1 24 |
Встроенный бенчмарк, трасса Monaco (дождь) |
Макс. качество графики и трассировки лучей |
FSR Balanced (+ Frame Generation) |
XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation |
DLSS Balanced (+ Frame Generation) |
Hogwarts Legacy |
OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts |
Макс. качество графики и трассировки лучей |
FSR Balanced |
XeSS Balanced |
DLSS Balanced + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) |
Indiana Jones and the Great Circle |
OCAT, локация Sukhothai |
Макс. качество графики, высокое качество трассировки лучей (Path Tracing); Ray Traced Shadows: Only Sunlight |
FSR Balanced (+ Frame Generation) |
XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation |
DLSS Balanced (Transformer Model) + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) |
Metro Exodus Enchanced Edition |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики и трассировки лучей |
Н/Д |
Н/Д |
DLSS Balanced |
Returnal |
Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) |
Макс. качество графики и трассировки лучей |
FSR Balanced (+ Frame Generation) |
XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation |
DLSS Balanced (+ Frame Generation) |
В большинстве игр показатели средней и минимальной (мы указываем 1-й процентиль распределения) кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров или мгновенного фреймрейта, полученного с помощью встроенного бенчмарка. Исключением являются игры, не имеющие встроенного бенчмарка, и тесты с применением генерации кадров: в этих случаях для захвата межкадровых интервалов мы используем программу OCAT.
Декодирование видео (ffmpeg 5.x) |
Формат |
Разрешение |
Параметры кодирования |
API |
H.264 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
High Profile, L4.1 |
D3D11VA |
3840 × 2160 |
High Profile, L5.1 |
HEVC (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
Main Profile, L4.0 |
3840 × 2160 |
Main Profile, L5.0 |
7680 × 4320 |
Main Profile, L6.0 |
VP9 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
Н/Д |
3840 × 2160 |
7680 × 4320 |
AV1 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
Main Profile, L4.0 |
3840 × 2160 |
Main Profile, L5.0 |
7680 × 4320 |
Main Profile, L6.0 |
Кодирование видео (ffmpeg 5.x) |
Формат |
Разрешение |
Параметры кодирования |
API |
AMD |
Intel |
NVIDIA |
AMD |
Intel |
NVIDIA |
H.264 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 3M |
-c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 4.1 -b:v 3M |
-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 3M |
AMF |
oneVPL |
NVENC |
3840 × 2160 |
-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M |
-c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 5.1 -b:v 7.5M |
-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M |
HEVC (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
-c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M |
-c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 3M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M |
3840 × 2160 |
-c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M |
-c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 7.5M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M |
7680 × 4320 |
-c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M |
-c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 20M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M |
AV1 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) |
1920 × 1080 |
-c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M |
-c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 3M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M |
3840 × 2160 |
-c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M |
-c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 7.5M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M |
7680 × 4320 |
-c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M |
-c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 20M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M |
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 5080 (2295/2617 МГц, 30 Гбит/с, 16 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 4090 (2235/2535 МГц, 21 Гбит/с, 24 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER (2295/2580 МГц, 23 Гбит/с, 16 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 4080 (2205/2505 МГц, 22,4 Гбит/с, 16 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3090 (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт);
- AMD Radeon RX 7900 XTX (1720/2499 МГц, 20 Гбит/с, 24 Гбайт).
Прим. В скобках указаны базовая и boost-частота GPU.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
Несмотря на двукратную разницу в числе транзисторов и площади между старшими чипами линейки Blackwell, графический процессор GB202 удерживает примерно такие же тактовые частоты под игровой нагрузкой, как GB203, — около 2,8 ГГц.
Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц (шейдерный домен) |
Тактовая частота GPU, МГц (front-end) |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт) |
Silent BIOS |
2778 |
2782 |
Н/Д |
Н/Д |
1,05 |
1,05 |
2102 (57%) |
2102 (57%) |
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт) |
Performance BIOS |
2782 |
2782 |
Н/Д |
Н/Д |
1,05 |
1,05 |
2192 (60%) |
2192 (60%) |
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (+200 МГц, 32 Гбит/с, 32 Гбайт) |
Performance BIOS |
2958 |
2977 |
Н/Д |
Н/Д |
1,04 |
1,04 |
2197 (60%) |
2198 (60%) |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт) |
|
1817 |
1830 |
Н/Д |
Н/Д |
0,90 |
0,91 |
1141 (43%) |
1141 (43%) |
NVIDIA GeForce RTX 4080 FE (2205/2505 МГц, 22,4 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2775 |
2775 |
Н/Д |
Н/Д |
1,08 |
1,08 |
1383 (43%) |
1299 (39%) |
Palit GeForce RTX 4080 SUPER JetStream OC (2295/2580 МГц, 23 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2722 |
2745 |
Н/Д |
Н/Д |
1,04 |
1,07 |
1473 (39%) |
1473 (39%) |
GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (2235/2535 МГц, 21 Гбит/с, 24 Гбайт) |
Silent BIOS |
2730 |
2730 |
Н/Д |
Н/Д |
1,05 |
1,05 |
1610 (75%) |
1481 (82%) |
Palit GeForce RTX 5080 GameRock (2295/2617 МГц, 30 Гбит/с, 16 Гбайт) |
Silent BIOS |
2790 |
2790 |
Н/Д |
Н/Д |
1,04 |
1,04 |
1490 (40%) |
1490 (40%) |
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 7900 XTX (1720/2499 МГц, 20 Гбит/с, 24 Гбайт) |
Secondary BIOS |
2545 |
2585 |
2753 |
2785 |
0,91 |
0,93 |
1412 (34%) |
Н/Д |
Из этих факторов складывается и громадное энергопотребление GeForce RTX 5090. Даже в играх без трассировки лучей видеокарта почти целиком использует фактический резерв мощности, который составляет 626 Вт. Отметим и высокую мощность в простое — 49 Вт.
Драйвер GeForce 50-й серии не сообщает сторонним утилитам данные о локальном нагреве GPU — только общую температуру (по одному датчику либо усредненным значениям нескольких). Смена прошивки переключателем на видеокарте не оказывает сколь-либо существенного влияния на эффективность охлаждения: температура кристалла колеблется вокруг 80 °С, а чипы памяти нагреваются до 84–86 °С.
GeForce RTX 5090 (по крайней мере в модификации Palit GameRock) — шумная видеокарта: и в играх, и в стресс-тесте звуковое давление на расстоянии 30 см от кулера достигает 46 дБА, а «тихий» BIOS способен понизить его лишь на 1 дБА.
Версия GameRock без пометки OC не позволяет увеличить расчетное энергопотребление сверх 575 Вт, заданных по умолчанию. Тем не менее, нам удалось прибавить 200 МГц к целевой тактовой частоте GPU, а фактическая частота под нагрузкой возросла на 176 МГц. В свою очередь, видеопамять стабильно работает на скорости 32 Гбит/с вместо штатных 28 Гбит/с. Пользовательский разгон не оказал существенного влияния на потребляемую мощность устройства и температуру компонентов, а значит и на уровень шума.
Когда видеокарта расходует свыше 600 Вт мощности (а значит уже выходит из расчетного диапазона кабелей 12V-2x6!), необходимо уделить самое пристальное внимание не только блоку питания, но и качеству электрических соединений. Даже на открытом тестовом стенде обе части разъема 12V-2x6 нагреваются до 65 °С под максимальной нагрузкой на GPU, что вполне допустимо в свете паспортной температуры эксплуатации разъема (вплоть до 105 °C). Однако ситуация мгновенно изменится, если проводники кабеля имеют разное сопротивление, и вот вам пример.
Для измерения потребляемой мощности мы использовали плату PCAT от NVIDIA, которая имеет три токоизмерительных шунта и лишена разъемов 12V-2x6 либо 12VHPWR. Поэтому GeForce RTX 5090 пришлось подключить к PCAT через комплектный переходник с восьмиконтактных разъемов на 12V-2x6. В таком случае если один кабель имеет больший калибр жилы, чем два других (16 против 18 AWG), через него проходит около половины тока нагрузки! Наблюдаемый перекос сходится с огрубленной разницей в площади сечения проводников, а значит видеокарта не выполняет никакой балансировки тока на контактах 12V-2x6. Возможные дефекты разъема, кабелей или сборки легко приведут к локальному перегреву со всеми вытекающими последствиями.
Пространство для ошибки расширяет адаптер питания с восьмипроводных кабелей на 12V-2x6. Впрочем, нагревается он не больше, чем «родной» кабель 12V-2x6, в зоне контакта с видеокартой и при определенных условиях является даже более надежным решением. Если блок питания — «цифровой» и позволяет установить лимит тока на отдельных восьмиконтактных разъемах, это не заменит балансировку, но при критической разнице токов хотя бы сработает защита и пользователь узнает о неисправности.
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Производительность GeForce RTX 5090 не раскрывается в играх без рейтрейсинга, тем более при разрешении 1080p — даже в тандеме с таким центральным процессором, как разогнанный Ryzen 9 7950X3D. По сравнению с GeForce RTX 4090 средняя кадровая частота возросла всего лишь на 10 %, а преимущество флагмана перед GeForce RTX 5080 составляет 16 % FPS. Впрочем, если взять за точку отсчета ускорители следующего эшелона — GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX, — речь идет о прибавке в 20–28 % FPS. Наконец, смена GeForce RTX 3090 на RTX 5090 увеличивает фреймрейт в полтора раза.
1920 × 1080 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
179 / 188 |
100 / 104 |
122 / 128 |
123 / 129 |
155 / 161 |
135 / 146 |
143 / 148 |
Black Myth: Wukong |
91 / 101 |
45 / 52 |
58 / 68 |
60 / 69 |
73 / 85 |
67 / 76 |
53 / 64 |
Cyberpunk 2077 |
134 / 183 |
100 / 115 |
118 / 139 |
115 / 138 |
131 / 166 |
128 / 167 |
138 / 166 |
F1 24 |
220 / 343 |
146 / 212 |
171 / 251 |
175 / 253 |
197 / 298 |
187 / 275 |
167 / 263 |
Hogwarts Legacy |
211 / 235 |
162 / 182 |
173 / 193 |
181 / 197 |
218 / 240 |
193 / 218 |
196 / 216 |
Horizon Zero Dawn Remastered |
137 / 183 |
125 / 154 |
142 / 182 |
145 / 185 |
134 / 184 |
141 / 186 |
146 / 187 |
Metro Exodus |
87 / 190 |
64 / 115 |
79 / 146 |
81 / 148 |
94 / 175 |
88 / 167 |
81 / 140 |
Red Dead Redemption 2 |
161 / 180 |
89 / 97 |
119 / 126 |
119 / 127 |
143 / 153 |
125 / 132 |
122 / 128 |
Returnal |
132 / 240 |
91 / 142 |
100 / 179 |
91 / 178 |
116 / 208 |
105 / 199 |
134 / 211 |
Total War: WARHAMMER III |
83 / 107 |
73 / 92 |
86 / 103 |
88 / 105 |
83 / 105 |
83 / 105 |
85 / 107 |
Макс. |
|
−14% |
−1% |
+1% |
+2% |
+2% |
+2% |
Средн. |
|
−35% |
−22% |
−21% |
−9% |
−14% |
−16% |
Мин. |
|
−49% |
−33% |
−32% |
−16% |
−27% |
−37% |
В абсолютных показателях GeForce RTX 5090 гарантирует частоту смены кадров не меньше 100 FPS даже в самых ресурсоемких тайтлах, а в играх попроще счет идет на несколько сотен.
⇡#Игровые тесты (2560 × 1440)
В режиме 1440p GeForce RTX 5090 также с большим запасом развивает фреймрейт выше 100 FPS в большинстве игровых бенчмарков (исключением стал только Black Myth: Wukong).
2560 × 1440 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
145 / 151 |
70 / 76 |
90 / 95 |
92 / 97 |
117 / 123 |
104 / 109 |
103 / 107 |
Black Myth: Wukong |
76 / 85 |
35 / 40 |
46 / 52 |
47 / 54 |
60 / 68 |
54 / 61 |
43 / 50 |
Cyberpunk 2077 |
124 / 147 |
58 / 69 |
67 / 80 |
67 / 80 |
80 / 97 |
89 / 102 |
90 / 103 |
F1 24 |
205 / 309 |
124 / 176 |
148 / 211 |
154 / 218 |
180 / 263 |
161 / 231 |
162 / 228 |
Hogwarts Legacy |
205 / 226 |
109 / 128 |
124 / 139 |
125 / 142 |
166 / 185 |
141 / 165 |
141 / 160 |
Horizon Zero Dawn Remastered |
130 / 173 |
104 / 126 |
128 / 156 |
127 / 158 |
122 / 169 |
124 / 163 |
130 / 160 |
Metro Exodus |
83 / 179 |
55 / 97 |
69 / 124 |
75 / 126 |
85 / 158 |
85 / 145 |
72 / 120 |
Red Dead Redemption 2 |
156 / 167 |
81 / 84 |
104 / 109 |
106 / 111 |
128 / 137 |
109 / 115 |
106 / 111 |
Returnal |
117 / 205 |
72 / 112 |
92 / 138 |
85 / 139 |
102 / 167 |
82 / 154 |
110 / 162 |
Total War: WARHAMMER III |
80 / 103 |
54 / 71 |
70 / 88 |
70 / 90 |
82 / 101 |
83 / 97 |
79 / 97 |
Макс. |
|
−27% |
−10% |
−9% |
−2% |
−6% |
−6% |
Средн. |
|
−44% |
−31% |
−30% |
−16% |
−23% |
−26% |
Мин. |
|
−53% |
−46% |
−46% |
−34% |
−31% |
−41% |
Разница в производительности между героем обзора и другими видеокартами резко увеличилась, но по-прежнему не отвечает разнице в энергопотреблении и MSRP. GeForce RTX 5090 лишь на 19 % опережает GeForce RTX 4090, а дистанция между двумя старшими моделями 50-й серии достигла 29 %. По сравнению с группой ускорителей на шаг ниже (GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX) средний фреймрейт увеличился на 34–46 % FPS. А вот от GeForce RTX 3090 новинку отделяют 79 % кадровой частоты.
⇡#Игровые тесты (3840 × 2160)
В играх на 4К-экране без трассировки лучей GeForce RTX 5090 не нужно масштабирование кадров, чтобы гарантировать кадровую частоту от 60 FPS. Средний фреймрейт опустился ниже комфортной отметки только в Black Myth: Wukong.
3840 × 2160 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
87 / 92 |
40 / 43 |
51 / 54 |
50 / 54 |
68 / 72 |
58 / 62 |
57 / 59 |
Black Myth: Wukong |
51 / 56 |
21 / 24 |
28 / 31 |
28 / 32 |
38 / 43 |
33 / 36 |
27 / 31 |
Cyberpunk 2077 |
56 / 68 |
26 / 32 |
29 / 35 |
28 / 36 |
34 / 44 |
39 / 46 |
38 / 44 |
F1 24 |
167 / 221 |
93 / 118 |
111 / 145 |
114 / 146 |
143 / 192 |
127 / 167 |
118 / 155 |
Hogwarts Legacy |
137 / 159 |
67 / 77 |
70 / 81 |
75 / 83 |
101 / 113 |
90 / 102 |
81 / 95 |
Horizon Zero Dawn Remastered |
110 / 143 |
68 / 80 |
83 / 98 |
85 / 100 |
103 / 127 |
86 / 103 |
87 / 102 |
Metro Exodus |
80 / 143 |
44 / 67 |
55 / 85 |
56 / 86 |
73 / 115 |
67 / 103 |
52 / 86 |
Red Dead Redemption 2 |
122 / 127 |
54 / 59 |
70 / 76 |
68 / 76 |
94 / 100 |
78 / 83 |
78 / 81 |
Returnal |
93 / 136 |
49 / 72 |
62 / 86 |
57 / 86 |
77 / 111 |
68 / 99 |
68 / 98 |
Total War: WARHAMMER III |
70 / 91 |
32 / 43 |
39 / 52 |
40 / 53 |
56 / 72 |
47 / 63 |
42 / 59 |
Макс. |
|
−44% |
−31% |
−30% |
−11% |
−24% |
−28% |
Средн. |
|
−51% |
−41% |
−40% |
−21% |
−31% |
−35% |
Мин. |
|
−57% |
−49% |
−48% |
−35% |
−36% |
−45% |
Расстояние между сравниваемыми видеокартами достигло примерно таких величин, на которые можно рассчитывать в подходящих топовым видеокартам условиях эксплуатации. Новый флагман оказался на 27 % быстрее GeForce RTX 4090, а GeForce RTX 5080 превосходит почти в полтора раза. Преимущество RTX 5090 перед группой из GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX составляет 55–69 %. Наконец, со времен GeForce RTX 3090 быстродействие старшей модели в потребительской линейке NVIDIA увеличилось вдвое.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей
В тайтлах с гибридным рендерингом, причем в нативном разрешении экрана, кадровая частота на GeForce RTX 5090 составляет не меньше 96 FPS, а все полностью трассированные игровые бенчмарки продемонстрировали как минимум 59 FPS в режиме 1440p. При этом 32 Гбайт видеопамяти позволяют GeForce RTX 5090 комбинировать разрешение 4К с максимальными настройками графики в Indiana Jones and the Great Circle, что недоступно ускорителям с 16 Гбайт VRAM.
1920 × 1080 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
115 / 120 |
50 / 55 |
67 / 71 |
66 / 70 |
88 / 95 |
76 / 82 |
47 / 50 |
Black Myth: Wukong |
71 / 83 |
21 / 25 |
40 / 48 |
41 / 50 |
56 / 65 |
49 / 57 |
11 / 14 |
Cyberpunk 2077 |
82 / 96 |
33 / 44 |
47 / 59 |
47 / 59 |
65 / 77 |
50 / 65 |
28 / 33 |
F1 24 |
142 / 227 |
96 / 125 |
104 / 154 |
110 / 157 |
114 / 197 |
110 / 169 |
70 / 130 |
Hogwarts Legacy |
154 / 178 |
98 / 120 |
117 / 140 |
120 / 142 |
152 / 175 |
134 / 160 |
94 / 109 |
Indiana Jones and the Great Circle |
77 / 82 |
27 / 29 |
46 / 48 |
46 / 49 |
64 / 67 |
51 / 54 |
16 / 17 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
76 / 156 |
56 / 88 |
71 / 114 |
69 / 117 |
73 / 140 |
71 / 125 |
68 / 104 |
Returnal |
132 / 209 |
83 / 120 |
91 / 154 |
92 / 151 |
115 / 178 |
101 / 169 |
89 / 132 |
Макс. |
|
−33% |
−21% |
−20% |
−2% |
−10% |
−33% |
Средн. |
|
−51% |
−34% |
−33% |
−15% |
−26% |
−55% |
Мин. |
|
−70% |
−42% |
−42% |
−22% |
−34% |
−83% |
2560 × 1440 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
82 / 86 |
32 / 36 |
46 / 48 |
45 / 48 |
63 / 66 |
54 / 56 |
30 / 33 |
Black Myth: Wukong |
50 / 59 |
13 / 16 |
26 / 32 |
27 / 33 |
36 / 44 |
32 / 37 |
6 / 9 |
Cyberpunk 2077 |
57 / 65 |
23 / 27 |
30 / 35 |
31 / 36 |
43 / 49 |
35 / 42 |
17 / 20 |
F1 24 |
114 / 198 |
74 / 89 |
90 / 112 |
92 / 114 |
107 / 151 |
99 / 127 |
61 / 91 |
Hogwarts Legacy |
142 / 172 |
68 / 87 |
82 / 100 |
83 / 101 |
108 / 133 |
97 / 116 |
63 / 78 |
Indiana Jones and the Great Circle |
60 / 64 |
18 / 20 |
30 / 33 |
34 / 36 |
48 / 50 |
38 / 40 |
10 / 11 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
74 / 143 |
48 / 67 |
61 / 89 |
62 / 91 |
75 / 120 |
69 / 99 |
57 / 80 |
Returnal |
98 / 174 |
65 / 92 |
78 / 116 |
67 / 115 |
93 / 141 |
87 / 131 |
74 / 100 |
Макс. |
|
−47% |
−33% |
−34% |
−16% |
−25% |
−43% |
Средн. |
|
−58% |
−43% |
−41% |
−22% |
−34% |
−62% |
Мин. |
|
−73% |
−48% |
−45% |
−25% |
−38% |
−85% |
3840 × 2160 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
44 / 46 |
15 / 18 |
22 / 24 |
22 / 24 |
32 / 34 |
27 / 29 |
14 / 16 |
Black Myth: Wukong |
27 / 31 |
6 / 8 |
13 / 16 |
13 / 16 |
19 / 23 |
16 / 19 |
3 / 4 |
Cyberpunk 2077 |
28 / 32 |
11 / 13 |
14 / 16 |
14 / 17 |
21 / 24 |
16 / 20 |
8 / 9 |
F1 24 |
97 / 119 |
43 / 49 |
55 / 61 |
56 / 62 |
74 / 88 |
63 / 72 |
35 / 48 |
Hogwarts Legacy |
79 / 103 |
37 / 49 |
45 / 58 |
46 / 59 |
61 / 79 |
53 / 67 |
34 / 44 |
Indiana Jones and the Great Circle |
36 / 38 |
10 / 11 |
Н/Д |
Н/Д |
28 / 29 |
Н/Д |
5 / 6 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
69 / 96 |
29 / 41 |
41 / 53 |
34 / 55 |
56 / 74 |
45 / 60 |
35 / 46 |
Returnal |
73 / 110 |
37 / 53 |
48 / 66 |
47 / 67 |
63 / 88 |
51 / 76 |
44 / 59 |
Макс. |
|
−52% |
−40% |
−39% |
−20% |
−31% |
−46% |
Средн. |
|
−61% |
−46% |
−45% |
−24% |
−37% |
−65% |
Мин. |
|
−74% |
−50% |
−48% |
−26% |
−39% |
−87% |
Разница в производительности между соперничающими устройствами варьирует в зависимости от разрешения экрана. Если взять за точку отсчета GeForce RTX 4090, GPU нового поколения обеспечил рост фреймрейта на 18–32 %. По сравнению с GeForce RTX 5080 средняя кадровая частота стала выше на 34–58 %, а по сравнению с GeForce RTX 4080 или RTX 4080 SUPER — на 49–86 %. GeForce RTX 3090 пропустил новинку вперед на 103–155 % FPS. Наконец, GeForce RTX 5090 оказался в два-три раза быстрее Radeon RX 7900 XT — и это не удивительно, если учесть, что половина тестовых игр в режиме RT уже использует бескомпромиссную трассировку путей вместо гибридного рендеринга.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей и масштабированием кадров
Сравнивая результаты бенчмарков GeForce RTX 5090 с нативным разрешением и DLSS, можно заметить, что далеко не в каждой игре фреймрейт реагирует на масштабирование кадров. В половине тестов в режиме 1080p и 1440p прибавка быстродействия либо практически несущественна, либо и вовсе стремится к нулю. Как бы то ни было, благодаря апскейлингу с параметром качества Balanced новинке покорился комфортный фреймрейт не меньше 60 FPS на 4К-экране в полностью трассированных тайтлах.
1920 × 1080 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
151 / 164 |
77 / 85 |
114 / 122 |
114 / 123 |
121 / 148 |
134 / 141 |
81 / 85 |
Black Myth: Wukong |
110 / 128 |
42 / 51 |
73 / 90 |
74 / 90 |
90 / 109 |
83 / 98 |
24 / 31 |
Cyberpunk 2077 |
111 / 140 |
64 / 78 |
104 / 116 |
105 / 117 |
107 / 138 |
110 / 126 |
61 / 70 |
F1 24 |
124 / 256 |
109 / 167 |
114 / 200 |
116 / 203 |
122 / 234 |
121 / 218 |
92 / 190 |
Hogwarts Legacy |
167 / 181 |
107 / 122 |
171 / 183 |
171 / 182 |
175 / 184 |
173 / 183 |
161 / 189 |
Indiana Jones and the Great Circle |
77 / 82 |
40 / 42 |
62 / 67 |
65 / 68 |
80 / 84 |
73 / 75 |
27 / 29 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
78 / 157 |
67 / 113 |
79 / 139 |
81 / 142 |
79 / 158 |
80 / 148 |
Н/Д |
Returnal |
120 / 216 |
100 / 157 |
110 / 197 |
108 / 194 |
107 / 212 |
97 / 205 |
123 / 175 |
Макс. |
|
−27% |
+1% |
+1% |
+2% |
+1% |
+4% |
Средн. |
|
−41% |
−16% |
−16% |
−4% |
−10% |
−40% |
Мин. |
|
−60% |
−30% |
−30% |
−15% |
−23% |
−76% |
2560 × 1440 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
143 / 151 |
56 / 62 |
89 / 95 |
90 / 96 |
106 / 120 |
104 / 109 |
61 / 65 |
Black Myth: Wukong |
90 / 104 |
30 / 35 |
56 / 67 |
56 / 68 |
71 / 86 |
63 / 75 |
17 / 22 |
Cyberpunk 2077 |
107 / 125 |
48 / 54 |
70 / 79 |
71 / 80 |
92 / 103 |
76 / 87 |
40 / 47 |
F1 24 |
126 / 236 |
102 / 139 |
100 / 162 |
105 / 171 |
116 / 212 |
111 / 177 |
82 / 151 |
Hogwarts Legacy |
165 / 178 |
73 / 82 |
125 / 144 |
126 / 146 |
158 / 176 |
144 / 163 |
116 / 142 |
Indiana Jones and the Great Circle |
75 / 80 |
31 / 32 |
54 / 56 |
53 / 56 |
72 / 74 |
58 / 60 |
19 / 22 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
77 / 155 |
63 / 98 |
77 / 124 |
79 / 128 |
77 / 149 |
75 / 134 |
Н/Д |
Returnal |
126 / 211 |
64 / 131 |
110 / 165 |
109 / 164 |
113 / 189 |
96 / 182 |
93 / 151 |
Макс. |
|
−37% |
−19% |
−17% |
−1% |
−8% |
−20% |
Средн. |
|
−51% |
−29% |
−28% |
−11% |
−21% |
−51% |
Мин. |
|
−66% |
−37% |
−36% |
−21% |
−30% |
−79% |
3840 × 2160 |
|
NVIDIA GeForce RTX 5090 |
NVIDIA GeForce RTX 3090 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 |
NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 4090 |
NVIDIA GeForce RTX 5080 |
AMD Radeon RX 7900 XTX |
Alan Wake 2 |
93 / 100 |
32 / 36 |
54 / 58 |
54 / 59 |
72 / 78 |
62 / 66 |
34 / 37 |
Black Myth: Wukong |
59 / 69 |
17 / 20 |
33 / 39 |
33 / 40 |
44 / 53 |
39 / 45 |
8 / 11 |
Cyberpunk 2077 |
69 / 76 |
25 / 28 |
37 / 43 |
37 / 43 |
54 / 59 |
41 / 48 |
20 / 24 |
F1 24 |
113 / 187 |
76 / 91 |
90 / 113 |
91 / 114 |
105 / 152 |
99 / 128 |
63 / 95 |
Hogwarts Legacy |
123 / 141 |
39 / 44 |
70 / 82 |
71 / 83 |
96 / 113 |
82 / 93 |
72 / 88 |
Indiana Jones and the Great Circle |
60 / 64 |
19 / 20 |
Н/Д |
Н/Д |
50 / 52 |
Н/Д |
12 / 13 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
74 / 142 |
50 / 69 |
62 / 91 |
63 / 92 |
77 / 119 |
72 / 102 |
Н/Д |
Returnal |
109 / 173 |
66 / 89 |
78 / 112 |
76 / 112 |
81 / 137 |
93 / 127 |
81 / 108 |
Макс. |
|
−49% |
−35% |
−35% |
−16% |
−27% |
−38% |
Средн. |
|
−61% |
−40% |
−40% |
−20% |
−32% |
−60% |
Мин. |
|
−71% |
−43% |
−43% |
−23% |
−37% |
−84% |
Впрочем, хотя DLSS увеличивает кадровую частоту, GPU работает не так эффективно, как в нативном разрешении, и в результате GeForce RTX 5090 теряет часть своего преимущества перед более слабыми видеокартами. Так, GeForce RTX 4090 и RTX 5090 теперь разделяют 4–25 % FPS в зависимости от разрешения (некоторые игры в режиме 1080p вообще не отреагировали на апгрейд), а в случае GeForce RTX 5080 речь идет о 11–48 %. Замена GeForce RTX 4080 или RTX 4080 SUPER на GeForce RTX 5090 сулит рост кадровой частоты на 19–67 %. Лучшие результаты, как и в предшествующих тестах, GeForce RTX 5090 демонстрирует в сравнении с GeForce RTX 3090 и Radeon RX 7900 XTX: 68–156 % и 66–150 % бонусного фреймрейта соответственно.
В играх, которые поддерживают DLSS 4 с возможностью генерации трех кадров на каждый «честный» кадр, фреймрейт измеряется сотнями FPS, однако результаты такого же порядка доступны и RTX 5080.
⇡#Игровые тесты в разгоне
Пользовательский разгон GeForce RTX 5090 оказался практически бесполезным занятием (по крайней мере если речь идет о видеокартах без возможности увеличить резерв мощности): даже при разрешении 2160p усредненная прибавка кадровой частоты свелась к 5 %.
⇡#Тесты в рабочих приложениях
GeForce RTX 5090 не знает равных в таких задачах, как 3D-рендеринг в Blender, особенно с аппаратным рейтрейсингом. Замена GeForce RTX 4090 на RTX 5090 обеспечивает примерно такой же рост быстродействия, как в трассированных играх без DLSS.
В тестах транскодирования видео с помощью Premiere Pro новый флагман ненамного превосходит GeForce RTX 5080, но скорость работы с H.264 и HEVC заметно выросла по сравнению с GeForce RTX 4090 и достигла уровня Radeon RX 7900 XTX. При этом надо заметить, что «зеленые» видеокарты двух последних поколений намного лучше справляются с RAW-форматами, чем продукты AMD.
Бенчмарк графических эффектов в Premiere Pro предсказуемо поместил GeForce RTX 5090 на первое место, пусть и с небольшим отрывом от GeForce RTX 4090.
Тесты транскодирования в DaVinci Resolve подтвердили прибавку скорости в аппаратном декодере H.264 и HEVC по сравнению с «зелеными» ускорителями прошлого поколения, но, если отталкиваться от результатов GeForce RTX 5080 и Radeon RX 7900 XTX, усредненное преимущество GeForce RTX 5090 невелико.
В бенчмарке GPU-эффектов, напротив, речь идет о громадной разнице между GeForce RTX 5090, с одной стороны, и GeForce RTX 4090 и RTX 5080, с другой. Ни один другой тест (среди как рабочих, так и игровых), не дал новому флагману такого преимущества.
Наконец, GeForce RTX 5090 уверенно превосходит RTX 4090 и в полтора раза опережает RTX 5080 по результатам SPECviewperf. Однако в ряде CAD-приложений Radeon RX 7900 XTX по-прежнему обладает недосягаемым быстродействием благодаря оптимизациям драйвера.
⇡#Кодирование/декодирование видео
Как показывают тесты, GeForce RTX 5080 и RTX 5090 эквивалентны по быстродействию аппаратного медиакодека. Главным нововведением архитектуры Blackwell в этой области является увеличенная более чем вдвое скорость декодирования H.264. Другие форматы (HEVC, VP9 и AV1) получили умеренную прибавку к пропускной способности. В результате чипы NVIDIA доминируют во всех бенчмарках декодирования за исключением отдельных случаев, когда на первом месте стоит интеловская видеокарта Arc B580.
В задаче кодирования видео силами аппаратного блока NVENC ощутимо возросла скорость работы с форматом AV1, что возвращает «зеленым» GPU безоговорочное лидерство.
⇡#Производительность на ватт
Избыточный объем VRAM, недостаточная загрузка GPU в большинстве игровых бенчмарков и нагрев кристалла — все эти факторы снижают быстродействие GeForce RTX 5090 на ватт потребляемой мощности. В результате обе модификации GeForce RTX 4080 продемонстрировали более высокую энергоэффективность по сравнению с новым флагманом, а GeForce RTX 5080 и Radeon RX 7900 XTX превосходят его в растеризованных играх. GeForce RTX 5090 выгодно смотрится лишь на фоне старшей модели позапрошлого поколения — GeForce RTX 3090.
Производитель | NVIDIA | AMD |
Модель |
GeForce RTX 5090 |
GeForce RTX 3090 |
GeForce RTX 4080 |
GeForce RTX 4080 SUPER |
GeForce RTX 4090 |
GeForce RTX 5080 |
Radeon RX 7900 XTX |
Графический процессор |
GB202 |
GA102 |
AD103 |
AD103 |
AD102 |
GB203 |
Navi 31 XTX |
Микроархитектура |
Blackwell |
Ampere |
Ada Lovelace |
Ada Lovelace |
Ada Lovelace |
Blackwell |
RDNA 3 |
Техпроцесс, нм |
TSMC 4NP |
Samsung 8N |
TSMC 4N |
TSMC 4N |
TSMC 4N |
TSMC 4NP |
TSMC N5/N6 |
Средняя потребляемая мощность (FurMark), Вт |
626 |
370 |
332 |
317 |
454 |
397 |
372 |
Производительность/Вт (без трассировки лучей) |
100% |
−17% |
+11% |
+18% |
+9% |
+9% |
+9% |
Производительность/Вт (с трассировкой лучей) |
100% |
−34% |
+2% |
+9% |
+5% |
−1% |
−41% |
⇡#Сводные результаты игровых тестов без трассировки лучей
⇡#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей
⇡#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей и масштабированием кадров
⇡#Выводы
Приоритеты создателей GPU давно сместились на рынок HPC и рабочих устройств в целом, а потребительская графика имеет второстепенное значение. Дошло до того, что AMD попросту отказалась от выпуска высокопроизводительных десктопных видеокарт (по меньшей мере в текущем поколении), но если взглянуть под этим углом на продукцию NVIDIA, окажется, что и у «зеленых» больше нет игровой модели первого эшелона в привычном понимании — настолько велик разрыв в быстродействии между GeForce RTX 5080 и RTX 5090 и настолько экстремальны характеристики последнего. По большому счету, графический процессор GB202 является облегченным, более универсальным аналогом HPC-чипа GB100 и найдет широкое применение в составе ускорителей для серверов и рабочих станций. Все говорит о том, что релиз потребительской видеокарты на его основе — немногим более, чем статусный жест в подходящее время. Само по себе хорошо, что NVIDIA не вывела окончательно продукты такого уровня с игрового рынка. Настоящая проблема 50-й серии в том, что другие новинки представляют собой полупрограммный апгрейд за счет генерации трех кадров подряд.
По отношению к GeForce RTX 5080 флагман сулит прибавку в 58 % игрового быстродействия (в трассированных играх на 4К-экране без апксейлинга), но за непропорционально большую доплату, которую усугубляет продолжающийся дефицит. Напротив, если отталкиваться от GeForce RTX 4090, межпоколенческий рост фреймрейта лежит в пределах 32 %, и на то есть техническая причина. По правде говоря, мы избалованы ростом скорости GPU, которая, в отличие от скорости процессоров общего назначения, не сдерживается однопоточными задачами и превосходно масштабируется вместе с плотностью транзисторов. В этот раз норма фотолитографии не изменилась, поэтому резерв производительности исчерпан целиком — как и резерв мощности разъема питания 12V-2x6. Не удивительно, что видеокарта Palit GameRock, которая представляет GeForce RTX 5090 в обзоре, громко шумит и практически не поддается разгону.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Все комментарии премодерируются.