Сегодня 14 марта 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор NVIDIA GeForce RTX 5090: почему игровых флагманов больше не существует

⇣ Содержание

Когда мы жаловались на недостаток производительности большинства моделей GeForce 40 и рост стоимости видеокарт, никто и представить себе не мог, какой масштаб примут все эти напасти уже в следующем поколении. GPU семейства Blackwell получили немало архитектурных усовершенствований, которые сочетаются с новыми программными инструментами NVIDIA. Однако у многолетнего лидерства в логике графических процессоров есть обратная сторона. В то время, как AMD и Intel добиваются больших успехов за счет работы над ошибками, «зеленые» чипы крепко привязаны к фотолитографической норме, но она-то в этот раз и не изменилась. Как следствие, почти все ускорители 50-й линейки с практической точки зрения оказались переизданием тех устройств, которые NVIDIA выпустила в позапрошлом году, только с возможностью генерации множественных кадров.

А вот GeForce RTX 5090 — зверь совсем другой породы, ведь GPU флагманской видеокарты почти вдвое крупнее, чем у RTX 5080. Но для чтобы выдавить такой продукт из техпроцесса TSMC 4N, нажать пришлось очень сильно. Отсюда и рекомендованная цена $1 999, и дефицит, и дефектные кристаллы, не говоря уже о заоблачном энергопотреблении.

#Графический процессор GB202

Архитектуру графических процессоров, которые легли в основу «зеленых» ускорителей 50-й серии, мы подробно рассматривали в недавнем обзоре GeForce RTX 5080, а в этот раз сосредоточимся на вопросах практического свойства. Логика чипов Blackwell вобрала в себя больше фундаментальных нововведений, нежели кремний предыдущего поколения, Ada Lovelace, однако на первый план снова вышли функции, связанные с трассировкой лучей и апскейлингом DLSS. В частности, MFG — генерация при помощи нейросети сразу нескольких кадров (вплоть до трех) в промежутках между «настоящими» кадрами, которые прошли весь конвейер рендеринга.

По традиции, именно на MFG зиждется маркетинг линейки GeForce 50, но флагманская модель, в отличие от всех остальных, может постоять за себя и в чистой производительности. Кристалл GB202 содержит 92,2 млрд транзисторов, а его площадь (750 мм2) приближается к размеру фотошаблона TSMC. К слову, транзисторный бюджет GB100 (HPC-чипа линейки Blackwell) лишь немногим больше — 104 млрд., — и это многое объясняет в событиях, происходящих с GeForce RTX 5090.

Формула вычислительных ресурсов GPU включает 24 576 FP32-совместимых шейдерных ALU — на 33 % больше по сравнению с формальным предшественником, AD102. Кристалл также несет 128 Мбайт кеша последнего уровня и обладает 512-битным интерфейсом VRAM, который не использовался в потребительских GPU со времен «красных» чипов Hawaii/Grenada (серия Radeon R 200/300). Разрыв между GB202 и следующим по старшинству чипом серии, GB203, как никогда велик. При двукратной разнице в площади кристалла и транзисторном бюджете флагманский GPU превосходит GB203 на целых 129 % по количеству CUDA-ядер.

ПроизводительNVIDIA
Название AD103 AD102 GB203 GB202
Где используется

RTX 4070 Ti SUPER;

RTX 4080;

RTX 4080 SUPER

RTX 4090 D;

RTX 4090

RTX 5070 Ti;

RTX 5080

RTX 5090
Архитектура Ada Lovelace Blackwell
Техпроцесс, нм TSMC 4N TSMC 4NP
Число транзисторов, млрд 45,9 76,3 45,6 92,2
Площадь чипа, мм2 378,6 608,6 378 750
Число SM/TPC/GPC
Streaming Multiprocessors (SM) 80 144 84 192
Thread Processing Clusters (TPC) 40 72 42 96
Graphics Processing Clusters (GPC) 7 12 7 12
Конфигурация потокового мультипроцессора (SM)
Векторные ALU (FP32/INT32) 4 × 16 (FP32) + 4 × 16 (FP32/INT32) 8 × 16
Векторные ALU (FP64) 2
Скалярные ALU 4
ALU специального назначения (SFU) 4 × 4
Тензорные ядра 4 × 1
RT-ядра 1
Блоки наложения текстур (TMU) 4
Объем регистрового файла, Кбайт 256
Объем кеша L1/разделяемой памяти, Кбайт 128
Вычислительные блоки GPU
Векторные ALU (FP32) 10 240 18 432 10 752 24 576
Тензорные ядра 320 576 336 768
RT-ядра 80 144 84 192
Блоки наложения текстур (TMU) 320 576 336 768
Блоки операций растеризации (ROP) 112 192 192 192
Конфигурация памяти
Объем кеша L2, Мбайт 64 96 64 128
Разрядность шины VRAM, бит 256 384 256 512
Тип микросхем VRAM GDDR6X SGRAM GDDR7 SGRAM
Шина PCI Express 4.0 x16 5.0 x16

Чипы Blackwell производятся на мощностях TSMC по техпроцессу 4NP, а ведь это уже второй по счету вариант 5-нанометровой фотолитографии, адаптированный к нуждам NVIDIA. Задержка миграции на норму 3 нм возымела хорошо заметные последствия. Ранее переход от архитектуры Ampere к Ada Lovelace, совмещенный с апгрейдом техпроцесса, ознаменовался приростом вычислительной мощности флагманского GPU на 72 % без поправки на тактовые частоты, а главное — в рамках прежнего резерва мощности. Напротив, энергопотребление GeForce RTX 5090 чрезвычайно велико, хотя видеокарта даже не комплектуется полностью разблокированным графическим процессором. При монолитном дизайне и такой площади, как у GB202, неизбежно снижается и выход работоспособных кристаллов, что прямо влияет на цену конечных устройств. А в случае с видеокартами 50-й серии бракованные GPU (с неполным комплектом ROP) по какой-то причине даже дошли до покупателей.

Но, несмотря ни на что, воочию GB202 производит сильное впечатление — только посмотрите на этот огромный корпус в окружении 16 микросхем VRAM!

#Технические характеристики, цены

Для тестирования GeForce RTX 5090 мы предпочли устройство Palit GameRock без пометки OC, а значит видеокарта работает на референсных тактовых частотах. Базовая частота GPU составляет 2 107, а Game Clock (проектная частота под игровой нагрузкой, которую NVIDIA оценивает консервативно) — 2 407 МГц. Массив вычислительных блоков GB202 в GeForce RTX 5090 урезан на 22 потоковых мультипроцессора, которые содержат в общей сложности 2 816 FP32-совместимых шейдерных ALU.

С учетом тактовых частот и заблокированных SM разница в теоретической производительности между GeForce RTX 4090 и RTX 5090 составляет уже не 33, а 27 %. Но если взять за точку отсчета GeForce RTX 5080, то речь идет о добавке в 86 % быстродействия. Кроме того, GeForce RTX 5090 оснащен 32 Гбайт видеопамяти GDDR7, которая работает на скорости 28 Гбит/с, в то время как RTX 5080 располагает лишь 16 Гбайт VRAM. Еще недавно казалось, что такой объем могут освоить лишь рабочие программы, но аппетиты игр растут опережающим темпами. Так, в Indiana Jones and the Great Circle видеокарта с 16 Гбайт памяти просто не позволит сочетать максимальные настройки графики с разрешением 4К, причем независимо от масштабирования кадров.

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce RTX 4080 GeForce RTX 4080 SUPER GeForce RTX 4090 GeForce RTX 5080 GeForce RTX 5090
Графический процессор
Название AD103 AD103 AD102 GB203 GB202
Архитектура Ada Lovelace Blackwell
Техпроцесс TSMC 4N TSMC 4NP
Число транзисторов, млрд 45,9 45,9 76,3 45,6 92,2
Тактовая частота (Base Clock / Boost Clock), МГц 2 210/2 505 2 205/2 550 2 230/2 520 2 295/2 617 2 017/2 407
Шейдерные ALU (FP32) 9 728 10 240 16 384 10 752 21 760
Блоки наложения текстур (TMU) 304 320 512 336 680
Блоки операций растеризации (ROP) 112 112 176 168 340
Тензорные ядра 304 320 512 336 680
RT-ядра 76 80 128 84 170
Объем кеша L2, Мбайт 64 64 96 64 88
Оперативная память
Разрядность шины, бит 256 256 384 256 512
Тип микросхем GDDR6X SGRAM GDDR7 SGRAM
Пропускная способность на контакт, Гбит/с 22,4 23 21 30 28
Общая пропускная способность, Гбайт/с 717 736 1 008 960 1 792
Объем, Гбайт 16 16 24 16 32
Производительность
Пиковая производительность FP32, TFLOPS 49 52 83 56 105
Производительность FP64/FP32 1/64
Производительность FP16/FP32 1/1
Прочее
Шина PCI Express PCI Express 4.0 x16 PCI Express 5.0 x16
Интерфейсы вывода изображения DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 2.1b, HDMI 2.1b
TDP/TBP, Вт 320 320 450 360 575
Розничная цена (США), $ 1 199 (рекоменд. в момент выхода) 999 (рекоменд. в момент выхода) 1 599 (рекоменд. в момент выхода) 999 (рекоменд. в момент выхода) 1 999 (рекоменд. в момент выхода)

Референсное энергопотребление GeForce RTX 5090 равно 575 Вт. Таким образом, ускоритель почти целиком исчерпывает 600-ваттный резерв проектной мощности кабеля 12V-2x6. Не удивительно, что некоторые из вендорских реализаций видеокарты оснащены сразу двумя разъемами такого типа. О том, с какими проблемами могут столкнуться пользователи, когда питающая линия видеокарты работает на грани своих возможностей, мы поговорим в эмпирической части обзора.

Наконец, NVIDIA выпустила GeForce RTX 5090 по рекомендованной стоимости $1 999 — на 25 % выше MSRP бывшего флагмана, RTX 4090. Выходит, что курс обмена валюты на прибавку быстродействия у NVIDIA примерно такой же, как курс доллара в СССР: один к одному. Или, если угодно, в стоимости новинки просто зафиксировали настоящие суммы, за которые на протяжении большей части своего жизненного цикла продавался RTX 4090, а ведь RTX 5090 на третий месяц после начала продаж страдает от такого же дефицита.

В России ситуация усугубляется локальными факторами. GeForce RTX 5090 не достать дешевле, чем за 349 999 руб. — это и есть цена модификации Palit GameRock без заводского разгона, которую мы рассмотрим в обзоре.

#Palit GeForce RTX 5090 GameRock: конструкция

Стилистика и общая конструкция GeForce RTX 5090 под маркой Palit GameRock роднят видеокарту с одноименной версией GeForce RTX 5080. Полные габариты устройства составляют 331,9 × 150 × 70,4 мм, а значит в корпусе ПК ему необходимо выделить четыре слота расширения.

Фронтальная панель кожуха системы охлаждения имеет зеркальную поверхность и ступенчатый рельеф, в котором отражается свет LED-ленты, окружающей вентиляторы. Работой подсветки можно управлять в отдельности или синхронизировать ее с материнской платой через ARGB-разъем, который расположен рядом с вводом питания 12V-2x6.

Боковые грани кожуха СО сформированы монолитной алюминиевой рамой с поперечными вентиляционными прорезями. Металлическая пластина на обратной стороне печатной платы имеет крупное окно в зоне проекции одного из вентиляторов. Сами вентиляторы с диаметром крыльчатки 94 мм начинают вращаться только при высокой нагрузке на GPU. В условном бездействии ускоритель охлаждается пассивно.

Радиатор Palit GeForce RTX 5090 GameRock устроен так же, как в RTX 5080. Кристалл графического процессора и микросхемы GDDR7 накрыты общей испарительной камерой. В свою очередь, транзисторные сборки и дроссели VRM обслуживаются собственными пластинчатыми теплосъемниками. Однако испарительная камера в старшей модели намного крупнее, а блоки ламелей имеют другие размеры. Тепловых трубок здесь восемь штук, их диаметр — 8 мм.

Хотя бэкплейт у Palit GameRock металлический, под ним нет термопрокладок, а значит охлаждению печатной платы пластина не способствует.

В коробке с видеокартой мы нашли переходник с четырех восьмиконтактных штекеров старого образца на стандарт 12V-2x6, кабель синхронизации ARGB, сборную подпорку для монтажа видеокарты и тканевый коврик для мыши.

#Palit GeForce RTX 5090 GameRock: печатная плата

Хотя Palit не использует настолько миниатюрную печатную плату, как в ускорителях Founders Edition, плотность компонентов на текстолите все равно очень высока. Огромную подложку GPU окружают 16 микросхем GDDR7 (все на лицевой стороне) и 31 фаза VRM. 22 фазы принадлежат регулятору напряжения GPU, оставшиеся 7 питают чипы видеопамяти. Оба регулятора укомплектованы силовыми каскадами MPS MP87993 от Monolithic Power Systems с предположительным номиналом тока 90 А и управляются общим ШИМ-контроллером MP29816.

Чипы GDDR7 производства Samsung несут маркировку K4VAF325ZC-SC28, которая говорит о пропускной способности 28 Гбит/с. Видеокарта имеет две микросхемы BIOS — с «тихой» и «производительной» прошивкой.

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU AMD Ryzen 9 7950X3D (PBO +150 МГц, CU -20)
Материнская плата ASUS ROG Crosshair X670E Hero
Оперативная память G.Skill Trident Z5 Neo RGB (F5-6000J3040G32GX2-TZ5NR), 2 × 32 Гбайт (6200 МТ/с, CL30)
ПЗУ Solidigm P44 Pro, 2 Тбайт
Блок питания Corsair AX1600i, 1600 Вт
Система охлаждения CPU Кастомная СЖО (EK-Quantum Velocity² DDC 4.2 PWM D-RGB + EK-Quantum Surface X280M)
Корпус Открытый стенд
Операционная система Windows 11 Pro
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Software Adrenalin Edition 25.2.1
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 572.60
Игры без трассировки лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики
Alan Wake 2 DirectX 12 OCAT, локация Bright Falls Макс. качество графики
Black Myth: Wukong DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики
F1 24 DirectX 12 Встроенный бенчмарк, трасса Monaco (дождь) Макс. качество графики
Hogwarts Legacy DirectX 12 OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts Макс. качество графики
Horizon Zero Dawn Remastered DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Shading Rate: 100%
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики
Returnal DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики
Total War: WARHAMMER III DirectX 11 Встроенный бенчмарк (Mirrors of Madness Benchmark) Макс. качество графики
Игры с трассировкой лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Масштабирование кадров
AMD Intel NVIDIA
Alan Wake 2 DirectX 12 OCAT, локация Bright Falls Макс. качество графики, высокое качество трассировки лучей FSR Balanced FSR Balanced DLSS Balanced + Ray Reconstruction (+ Frame Generation)
Black Myth: Wukong Встроенный бенчмарк Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) FSR Balanced (+ Frame Generation) XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation DLSS Balanced (+ Frame Generation)
Cyberpunk 2077 Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) FSR Balanced (+ Frame Generation) XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation DLSS Balanced (Transformer Model) + Ray Reconstruction (+ Frame Generation)
F1 24 Встроенный бенчмарк, трасса Monaco (дождь) Макс. качество графики и трассировки лучей FSR Balanced (+ Frame Generation) XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation DLSS Balanced (+ Frame Generation)
Hogwarts Legacy OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts Макс. качество графики и трассировки лучей FSR Balanced XeSS Balanced DLSS Balanced + Ray Reconstruction (+ Frame Generation)
Indiana Jones and the Great Circle OCAT, локация Sukhothai Макс. качество графики, высокое качество трассировки лучей (Path Tracing); Ray Traced Shadows: Only Sunlight FSR Balanced (+ Frame Generation) XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation DLSS Balanced (Transformer Model) + Ray Reconstruction (+ Frame Generation)
Metro Exodus Enchanced Edition Встроенный бенчмарк Макс. качество графики и трассировки лучей Н/Д Н/Д DLSS Balanced
Returnal Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) Макс. качество графики и трассировки лучей FSR Balanced (+ Frame Generation) XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation DLSS Balanced (+ Frame Generation)

В большинстве игр показатели средней и минимальной (мы указываем 1-й процентиль распределения) кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров или мгновенного фреймрейта, полученного с помощью встроенного бенчмарка. Исключением являются игры, не имеющие встроенного бенчмарка, и тесты с применением генерации кадров: в этих случаях для захвата межкадровых интервалов мы используем программу OCAT.

Рабочие приложения
Приложение Бенчмарк Настройки
Adobe Premiere Pro 25.x PugetBench for Premiere Pro 1.1.1 (состав тестов по ссылке) Standard (4K)
Blender 4.x Демо Agent 327 Barbershop с сайта Blender Рендерер Cycles
Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio 19.x PugetBench for DaVinci Resolve 1.1.1 (состав тестов по ссылке) Standard (4K); H.264/HEVC Encoding Mode: Auto
CAD-приложения SPECviewperf 2020 v3.1 Разрешение экрана: 3840 × 2160
Декодирование видео (ffmpeg 5.x)
Формат Разрешение Параметры кодирования API
H.264 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 High Profile, L4.1 D3D11VA
3840 × 2160 High Profile, L5.1
HEVC (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 Main Profile, L4.0
3840 × 2160 Main Profile, L5.0
7680 × 4320 Main Profile, L6.0
VP9 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 Н/Д
3840 × 2160
7680 × 4320
AV1 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 Main Profile, L4.0
3840 × 2160 Main Profile, L5.0
7680 × 4320 Main Profile, L6.0
Кодирование видео (ffmpeg 5.x)
Формат Разрешение Параметры кодирования API
AMD Intel NVIDIA AMD Intel NVIDIA
H.264 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 4.1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 3M AMF oneVPL NVENC
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 5.1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M
HEVC (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M
AV1 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках указаны базовая и boost-частота GPU.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Несмотря на двукратную разницу в числе транзисторов и площади между старшими чипами линейки Blackwell, графический процессор GB202 удерживает примерно такие же тактовые частоты под игровой нагрузкой, как GB203, — около 2,8 ГГц.

Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц (шейдерный домен) Тактовая частота GPU, МГц (front-end) Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт) Silent BIOS 2778 2782 Н/Д Н/Д 1,05 1,05 2102 (57%) 2102 (57%)
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт) Performance BIOS 2782 2782 Н/Д Н/Д 1,05 1,05 2192 (60%) 2192 (60%)
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (+200 МГц, 32 Гбит/с, 32 Гбайт) Performance BIOS 2958 2977 Н/Д Н/Д 1,04 1,04 2197 (60%) 2198 (60%)
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт) 1817 1830 Н/Д Н/Д 0,90 0,91 1141 (43%) 1141 (43%)
NVIDIA GeForce RTX 4080 FE (2205/2505 МГц, 22,4 Гбит/с, 16 Гбайт) 2775 2775 Н/Д Н/Д 1,08 1,08 1383 (43%) 1299 (39%)
Palit GeForce RTX 4080 SUPER JetStream OC (2295/2580 МГц, 23 Гбит/с, 16 Гбайт) 2722 2745 Н/Д Н/Д 1,04 1,07 1473 (39%) 1473 (39%)
GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (2235/2535 МГц, 21 Гбит/с, 24 Гбайт) Silent BIOS 2730 2730 Н/Д Н/Д 1,05 1,05 1610 (75%) 1481 (82%)
Palit GeForce RTX 5080 GameRock (2295/2617 МГц, 30 Гбит/с, 16 Гбайт) Silent BIOS 2790 2790 Н/Д Н/Д 1,04 1,04 1490 (40%) 1490 (40%)
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 7900 XTX (1720/2499 МГц, 20 Гбит/с, 24 Гбайт) Secondary BIOS 2545 2585 2753 2785 0,91 0,93 1412 (34%) Н/Д

Из этих факторов складывается и громадное энергопотребление GeForce RTX 5090. Даже в играх без трассировки лучей видеокарта почти целиком использует фактический резерв мощности, который составляет 626 Вт. Отметим и высокую мощность в простое — 49 Вт.

Драйвер GeForce 50-й серии не сообщает сторонним утилитам данные о локальном нагреве GPU — только общую температуру (по одному датчику либо усредненным значениям нескольких). Смена прошивки переключателем на видеокарте не оказывает сколь-либо существенного влияния на эффективность охлаждения: температура кристалла колеблется вокруг 80 °С, а чипы памяти нагреваются до 84–86 °С.

GeForce RTX 5090 (по крайней мере в модификации Palit GameRock) — шумная видеокарта: и в играх, и в стресс-тесте звуковое давление на расстоянии 30 см от кулера достигает 46 дБА, а «тихий» BIOS способен понизить его лишь на 1 дБА.

Версия GameRock без пометки OC не позволяет увеличить расчетное энергопотребление сверх 575 Вт, заданных по умолчанию. Тем не менее, нам удалось прибавить 200 МГц к целевой тактовой частоте GPU, а фактическая частота под нагрузкой возросла на 176 МГц. В свою очередь, видеопамять стабильно работает на скорости 32 Гбит/с вместо штатных 28 Гбит/с. Пользовательский разгон не оказал существенного влияния на потребляемую мощность устройства и температуру компонентов, а значит и на уровень шума.

Когда видеокарта расходует свыше 600 Вт мощности (а значит уже выходит из расчетного диапазона кабелей 12V-2x6!), необходимо уделить самое пристальное внимание не только блоку питания, но и качеству электрических соединений. Даже на открытом тестовом стенде обе части разъема 12V-2x6 нагреваются до 65 °С под максимальной нагрузкой на GPU, что вполне допустимо в свете паспортной температуры эксплуатации разъема (вплоть до 105 °C). Однако ситуация мгновенно изменится, если проводники кабеля имеют разное сопротивление, и вот вам пример.

Для измерения потребляемой мощности мы использовали плату PCAT от NVIDIA, которая имеет три токоизмерительных шунта и лишена разъемов 12V-2x6 либо 12VHPWR. Поэтому GeForce RTX 5090 пришлось подключить к PCAT через комплектный переходник с восьмиконтактных разъемов на 12V-2x6. В таком случае если один кабель имеет больший калибр жилы, чем два других (16 против 18 AWG), через него проходит около половины тока нагрузки! Наблюдаемый перекос сходится с огрубленной разницей в площади сечения проводников, а значит видеокарта не выполняет никакой балансировки тока на контактах 12V-2x6. Возможные дефекты разъема, кабелей или сборки легко приведут к локальному перегреву со всеми вытекающими последствиями.

Пространство для ошибки расширяет адаптер питания с восьмипроводных кабелей на 12V-2x6. Впрочем, нагревается он не больше, чем «родной» кабель 12V-2x6, в зоне контакта с видеокартой и при определенных условиях является даже более надежным решением. Если блок питания — «цифровой» и позволяет установить лимит тока на отдельных восьмиконтактных разъемах, это не заменит балансировку, но при критической разнице токов хотя бы сработает защита и пользователь узнает о неисправности.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Производительность GeForce RTX 5090 не раскрывается в играх без рейтрейсинга, тем более при разрешении 1080p — даже в тандеме с таким центральным процессором, как разогнанный Ryzen 9 7950X3D. По сравнению с GeForce RTX 4090 средняя кадровая частота возросла всего лишь на 10 %, а преимущество флагмана перед GeForce RTX 5080 составляет 16 % FPS. Впрочем, если взять за точку отсчета ускорители следующего эшелона — GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX, — речь идет о прибавке в 20–28 % FPS. Наконец, смена GeForce RTX 3090 на RTX 5090 увеличивает фреймрейт в полтора раза.

1920 × 1080
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 179 / 188 100 / 104 122 / 128 123 / 129 155 / 161 135 / 146 143 / 148
Black Myth: Wukong 91 / 101 45 / 52 58 / 68 60 / 69 73 / 85 67 / 76 53 / 64
Cyberpunk 2077 134 / 183 100 / 115 118 / 139 115 / 138 131 / 166 128 / 167 138 / 166
F1 24 220 / 343 146 / 212 171 / 251 175 / 253 197 / 298 187 / 275 167 / 263
Hogwarts Legacy 211 / 235 162 / 182 173 / 193 181 / 197 218 / 240 193 / 218 196 / 216
Horizon Zero Dawn Remastered 137 / 183 125 / 154 142 / 182 145 / 185 134 / 184 141 / 186 146 / 187
Metro Exodus 87 / 190 64 / 115 79 / 146 81 / 148 94 / 175 88 / 167 81 / 140
Red Dead Redemption 2 161 / 180 89 / 97 119 / 126 119 / 127 143 / 153 125 / 132 122 / 128
Returnal 132 / 240 91 / 142 100 / 179 91 / 178 116 / 208 105 / 199 134 / 211
Total War: WARHAMMER III 83 / 107 73 / 92 86 / 103 88 / 105 83 / 105 83 / 105 85 / 107
Макс. −14% −1% +1% +2% +2% +2%
Средн. −35% −22% −21% −9% −14% −16%
Мин. −49% −33% −32% −16% −27% −37%

В абсолютных показателях GeForce RTX 5090 гарантирует частоту смены кадров не меньше 100 FPS даже в самых ресурсоемких тайтлах, а в играх попроще счет идет на несколько сотен.

#Игровые тесты (2560 × 1440)

В режиме 1440p GeForce RTX 5090 также с большим запасом развивает фреймрейт выше 100 FPS в большинстве игровых бенчмарков (исключением стал только Black Myth: Wukong).

2560 × 1440
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 145 / 151 70 / 76 90 / 95 92 / 97 117 / 123 104 / 109 103 / 107
Black Myth: Wukong 76 / 85 35 / 40 46 / 52 47 / 54 60 / 68 54 / 61 43 / 50
Cyberpunk 2077 124 / 147 58 / 69 67 / 80 67 / 80 80 / 97 89 / 102 90 / 103
F1 24 205 / 309 124 / 176 148 / 211 154 / 218 180 / 263 161 / 231 162 / 228
Hogwarts Legacy 205 / 226 109 / 128 124 / 139 125 / 142 166 / 185 141 / 165 141 / 160
Horizon Zero Dawn Remastered 130 / 173 104 / 126 128 / 156 127 / 158 122 / 169 124 / 163 130 / 160
Metro Exodus 83 / 179 55 / 97 69 / 124 75 / 126 85 / 158 85 / 145 72 / 120
Red Dead Redemption 2 156 / 167 81 / 84 104 / 109 106 / 111 128 / 137 109 / 115 106 / 111
Returnal 117 / 205 72 / 112 92 / 138 85 / 139 102 / 167 82 / 154 110 / 162
Total War: WARHAMMER III 80 / 103 54 / 71 70 / 88 70 / 90 82 / 101 83 / 97 79 / 97
Макс. −27% −10% −9% −2% −6% −6%
Средн. −44% −31% −30% −16% −23% −26%
Мин. −53% −46% −46% −34% −31% −41%

Разница в производительности между героем обзора и другими видеокартами резко увеличилась, но по-прежнему не отвечает разнице в энергопотреблении и MSRP. GeForce RTX 5090 лишь на 19 % опережает GeForce RTX 4090, а дистанция между двумя старшими моделями 50-й серии достигла 29 %. По сравнению с группой ускорителей на шаг ниже (GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX) средний фреймрейт увеличился на 34–46 % FPS. А вот от GeForce RTX 3090 новинку отделяют 79 % кадровой частоты.

#Игровые тесты (3840 × 2160)

В играх на 4К-экране без трассировки лучей GeForce RTX 5090 не нужно масштабирование кадров, чтобы гарантировать кадровую частоту от 60 FPS. Средний фреймрейт опустился ниже комфортной отметки только в Black Myth: Wukong.

3840 × 2160
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 87 / 92 40 / 43 51 / 54 50 / 54 68 / 72 58 / 62 57 / 59
Black Myth: Wukong 51 / 56 21 / 24 28 / 31 28 / 32 38 / 43 33 / 36 27 / 31
Cyberpunk 2077 56 / 68 26 / 32 29 / 35 28 / 36 34 / 44 39 / 46 38 / 44
F1 24 167 / 221 93 / 118 111 / 145 114 / 146 143 / 192 127 / 167 118 / 155
Hogwarts Legacy 137 / 159 67 / 77 70 / 81 75 / 83 101 / 113 90 / 102 81 / 95
Horizon Zero Dawn Remastered 110 / 143 68 / 80 83 / 98 85 / 100 103 / 127 86 / 103 87 / 102
Metro Exodus 80 / 143 44 / 67 55 / 85 56 / 86 73 / 115 67 / 103 52 / 86
Red Dead Redemption 2 122 / 127 54 / 59 70 / 76 68 / 76 94 / 100 78 / 83 78 / 81
Returnal 93 / 136 49 / 72 62 / 86 57 / 86 77 / 111 68 / 99 68 / 98
Total War: WARHAMMER III 70 / 91 32 / 43 39 / 52 40 / 53 56 / 72 47 / 63 42 / 59
Макс. −44% −31% −30% −11% −24% −28%
Средн. −51% −41% −40% −21% −31% −35%
Мин. −57% −49% −48% −35% −36% −45%

Расстояние между сравниваемыми видеокартами достигло примерно таких величин, на которые можно рассчитывать в подходящих топовым видеокартам условиях эксплуатации. Новый флагман оказался на 27 % быстрее GeForce RTX 4090, а GeForce RTX 5080 превосходит почти в полтора раза. Преимущество RTX 5090 перед группой из GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX составляет 55–69 %. Наконец, со времен GeForce RTX 3090 быстродействие старшей модели в потребительской линейке NVIDIA увеличилось вдвое.

#Игровые тесты с трассировкой лучей

В тайтлах с гибридным рендерингом, причем в нативном разрешении экрана, кадровая частота на GeForce RTX 5090 составляет не меньше 96 FPS, а все полностью трассированные игровые бенчмарки продемонстрировали как минимум 59 FPS в режиме 1440p. При этом 32 Гбайт видеопамяти позволяют GeForce RTX 5090 комбинировать разрешение 4К с максимальными настройками графики в Indiana Jones and the Great Circle, что недоступно ускорителям с 16 Гбайт VRAM.

1920 × 1080
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 115 / 120 50 / 55 67 / 71 66 / 70 88 / 95 76 / 82 47 / 50
Black Myth: Wukong 71 / 83 21 / 25 40 / 48 41 / 50 56 / 65 49 / 57 11 / 14
Cyberpunk 2077 82 / 96 33 / 44 47 / 59 47 / 59 65 / 77 50 / 65 28 / 33
F1 24 142 / 227 96 / 125 104 / 154 110 / 157 114 / 197 110 / 169 70 / 130
Hogwarts Legacy 154 / 178 98 / 120 117 / 140 120 / 142 152 / 175 134 / 160 94 / 109
Indiana Jones and the Great Circle 77 / 82 27 / 29 46 / 48 46 / 49 64 / 67 51 / 54 16 / 17
Metro Exodus Enchanced Edition 76 / 156 56 / 88 71 / 114 69 / 117 73 / 140 71 / 125 68 / 104
Returnal 132 / 209 83 / 120 91 / 154 92 / 151 115 / 178 101 / 169 89 / 132
Макс. −33% −21% −20% −2% −10% −33%
Средн. −51% −34% −33% −15% −26% −55%
Мин. −70% −42% −42% −22% −34% −83%
2560 × 1440
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 82 / 86 32 / 36 46 / 48 45 / 48 63 / 66 54 / 56 30 / 33
Black Myth: Wukong 50 / 59 13 / 16 26 / 32 27 / 33 36 / 44 32 / 37 6 / 9
Cyberpunk 2077 57 / 65 23 / 27 30 / 35 31 / 36 43 / 49 35 / 42 17 / 20
F1 24 114 / 198 74 / 89 90 / 112 92 / 114 107 / 151 99 / 127 61 / 91
Hogwarts Legacy 142 / 172 68 / 87 82 / 100 83 / 101 108 / 133 97 / 116 63 / 78
Indiana Jones and the Great Circle 60 / 64 18 / 20 30 / 33 34 / 36 48 / 50 38 / 40 10 / 11
Metro Exodus Enchanced Edition 74 / 143 48 / 67 61 / 89 62 / 91 75 / 120 69 / 99 57 / 80
Returnal 98 / 174 65 / 92 78 / 116 67 / 115 93 / 141 87 / 131 74 / 100
Макс. −47% −33% −34% −16% −25% −43%
Средн. −58% −43% −41% −22% −34% −62%
Мин. −73% −48% −45% −25% −38% −85%
3840 × 2160
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 44 / 46 15 / 18 22 / 24 22 / 24 32 / 34 27 / 29 14 / 16
Black Myth: Wukong 27 / 31 6 / 8 13 / 16 13 / 16 19 / 23 16 / 19 3 / 4
Cyberpunk 2077 28 / 32 11 / 13 14 / 16 14 / 17 21 / 24 16 / 20 8 / 9
F1 24 97 / 119 43 / 49 55 / 61 56 / 62 74 / 88 63 / 72 35 / 48
Hogwarts Legacy 79 / 103 37 / 49 45 / 58 46 / 59 61 / 79 53 / 67 34 / 44
Indiana Jones and the Great Circle 36 / 38 10 / 11 Н/Д Н/Д 28 / 29 Н/Д 5 / 6
Metro Exodus Enchanced Edition 69 / 96 29 / 41 41 / 53 34 / 55 56 / 74 45 / 60 35 / 46
Returnal 73 / 110 37 / 53 48 / 66 47 / 67 63 / 88 51 / 76 44 / 59
Макс. −52% −40% −39% −20% −31% −46%
Средн. −61% −46% −45% −24% −37% −65%
Мин. −74% −50% −48% −26% −39% −87%

Разница в производительности между соперничающими устройствами варьирует в зависимости от разрешения экрана. Если взять за точку отсчета GeForce RTX 4090, GPU нового поколения обеспечил рост фреймрейта на 18–32 %. По сравнению с GeForce RTX 5080 средняя кадровая частота стала выше на 34–58 %, а по сравнению с GeForce RTX 4080 или RTX 4080 SUPER — на 49–86 %. GeForce RTX 3090 пропустил новинку вперед на 103–155 % FPS. Наконец, GeForce RTX 5090 оказался в два-три раза быстрее Radeon RX 7900 XT — и это не удивительно, если учесть, что половина тестовых игр в режиме RT уже использует бескомпромиссную трассировку путей вместо гибридного рендеринга.

#Игровые тесты с трассировкой лучей и масштабированием кадров

Сравнивая результаты бенчмарков GeForce RTX 5090 с нативным разрешением и DLSS, можно заметить, что далеко не в каждой игре фреймрейт реагирует на масштабирование кадров. В половине тестов в режиме 1080p и 1440p прибавка быстродействия либо практически несущественна, либо и вовсе стремится к нулю. Как бы то ни было, благодаря апскейлингу с параметром качества Balanced новинке покорился комфортный фреймрейт не меньше 60 FPS на 4К-экране в полностью трассированных тайтлах.

1920 × 1080
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 151 / 164 77 / 85 114 / 122 114 / 123 121 / 148 134 / 141 81 / 85
Black Myth: Wukong 110 / 128 42 / 51 73 / 90 74 / 90 90 / 109 83 / 98 24 / 31
Cyberpunk 2077 111 / 140 64 / 78 104 / 116 105 / 117 107 / 138 110 / 126 61 / 70
F1 24 124 / 256 109 / 167 114 / 200 116 / 203 122 / 234 121 / 218 92 / 190
Hogwarts Legacy 167 / 181 107 / 122 171 / 183 171 / 182 175 / 184 173 / 183 161 / 189
Indiana Jones and the Great Circle 77 / 82 40 / 42 62 / 67 65 / 68 80 / 84 73 / 75 27 / 29
Metro Exodus Enchanced Edition 78 / 157 67 / 113 79 / 139 81 / 142 79 / 158 80 / 148 Н/Д
Returnal 120 / 216 100 / 157 110 / 197 108 / 194 107 / 212 97 / 205 123 / 175
Макс. −27% +1% +1% +2% +1% +4%
Средн. −41% −16% −16% −4% −10% −40%
Мин. −60% −30% −30% −15% −23% −76%
2560 × 1440
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 143 / 151 56 / 62 89 / 95 90 / 96 106 / 120 104 / 109 61 / 65
Black Myth: Wukong 90 / 104 30 / 35 56 / 67 56 / 68 71 / 86 63 / 75 17 / 22
Cyberpunk 2077 107 / 125 48 / 54 70 / 79 71 / 80 92 / 103 76 / 87 40 / 47
F1 24 126 / 236 102 / 139 100 / 162 105 / 171 116 / 212 111 / 177 82 / 151
Hogwarts Legacy 165 / 178 73 / 82 125 / 144 126 / 146 158 / 176 144 / 163 116 / 142
Indiana Jones and the Great Circle 75 / 80 31 / 32 54 / 56 53 / 56 72 / 74 58 / 60 19 / 22
Metro Exodus Enchanced Edition 77 / 155 63 / 98 77 / 124 79 / 128 77 / 149 75 / 134 Н/Д
Returnal 126 / 211 64 / 131 110 / 165 109 / 164 113 / 189 96 / 182 93 / 151
Макс. −37% −19% −17% −1% −8% −20%
Средн. −51% −29% −28% −11% −21% −51%
Мин. −66% −37% −36% −21% −30% −79%
3840 × 2160
NVIDIA GeForce RTX 5090 NVIDIA GeForce RTX 3090 NVIDIA GeForce RTX 4080 NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 5080 AMD Radeon RX 7900 XTX
Alan Wake 2 93 / 100 32 / 36 54 / 58 54 / 59 72 / 78 62 / 66 34 / 37
Black Myth: Wukong 59 / 69 17 / 20 33 / 39 33 / 40 44 / 53 39 / 45 8 / 11
Cyberpunk 2077 69 / 76 25 / 28 37 / 43 37 / 43 54 / 59 41 / 48 20 / 24
F1 24 113 / 187 76 / 91 90 / 113 91 / 114 105 / 152 99 / 128 63 / 95
Hogwarts Legacy 123 / 141 39 / 44 70 / 82 71 / 83 96 / 113 82 / 93 72 / 88
Indiana Jones and the Great Circle 60 / 64 19 / 20 Н/Д Н/Д 50 / 52 Н/Д 12 / 13
Metro Exodus Enchanced Edition 74 / 142 50 / 69 62 / 91 63 / 92 77 / 119 72 / 102 Н/Д
Returnal 109 / 173 66 / 89 78 / 112 76 / 112 81 / 137 93 / 127 81 / 108
Макс. −49% −35% −35% −16% −27% −38%
Средн. −61% −40% −40% −20% −32% −60%
Мин. −71% −43% −43% −23% −37% −84%

Впрочем, хотя DLSS увеличивает кадровую частоту, GPU работает не так эффективно, как в нативном разрешении, и в результате GeForce RTX 5090 теряет часть своего преимущества перед более слабыми видеокартами. Так, GeForce RTX 4090 и RTX 5090 теперь разделяют 4–25 % FPS в зависимости от разрешения (некоторые игры в режиме 1080p вообще не отреагировали на апгрейд), а в случае GeForce RTX 5080 речь идет о 11–48 %. Замена GeForce RTX 4080 или RTX 4080 SUPER на GeForce RTX 5090 сулит рост кадровой частоты на 19–67 %. Лучшие результаты, как и в предшествующих тестах, GeForce RTX 5090 демонстрирует в сравнении с GeForce RTX 3090 и Radeon RX 7900 XTX: 68–156 % и 66–150 % бонусного фреймрейта соответственно.

В играх, которые поддерживают DLSS 4 с возможностью генерации трех кадров на каждый «честный» кадр, фреймрейт измеряется сотнями FPS, однако результаты такого же порядка доступны и RTX 5080.

#Игровые тесты в разгоне

Пользовательский разгон GeForce RTX 5090 оказался практически бесполезным занятием (по крайней мере если речь идет о видеокартах без возможности увеличить резерв мощности): даже при разрешении 2160p усредненная прибавка кадровой частоты свелась к 5 %.

#Тесты в рабочих приложениях

GeForce RTX 5090 не знает равных в таких задачах, как 3D-рендеринг в Blender, особенно с аппаратным рейтрейсингом. Замена GeForce RTX 4090 на RTX 5090 обеспечивает примерно такой же рост быстродействия, как в трассированных играх без DLSS.

В тестах транскодирования видео с помощью Premiere Pro новый флагман ненамного превосходит GeForce RTX 5080, но скорость работы с H.264 и HEVC заметно выросла по сравнению с GeForce RTX 4090 и достигла уровня Radeon RX 7900 XTX. При этом надо заметить, что «зеленые» видеокарты двух последних поколений намного лучше справляются с RAW-форматами, чем продукты AMD.

Бенчмарк графических эффектов в Premiere Pro предсказуемо поместил GeForce RTX 5090 на первое место, пусть и с небольшим отрывом от GeForce RTX 4090.

Тесты транскодирования в DaVinci Resolve подтвердили прибавку скорости в аппаратном декодере H.264 и HEVC по сравнению с «зелеными» ускорителями прошлого поколения, но, если отталкиваться от результатов GeForce RTX 5080 и Radeon RX 7900 XTX, усредненное преимущество GeForce RTX 5090 невелико.

В бенчмарке GPU-эффектов, напротив, речь идет о громадной разнице между GeForce RTX 5090, с одной стороны, и GeForce RTX 4090 и RTX 5080, с другой. Ни один другой тест (среди как рабочих, так и игровых), не дал новому флагману такого преимущества.

Наконец, GeForce RTX 5090 уверенно превосходит RTX 4090 и в полтора раза опережает RTX 5080 по результатам SPECviewperf. Однако в ряде CAD-приложений Radeon RX 7900 XTX по-прежнему обладает недосягаемым быстродействием благодаря оптимизациям драйвера.

#Кодирование/декодирование видео

Как показывают тесты, GeForce RTX 5080 и RTX 5090 эквивалентны по быстродействию аппаратного медиакодека. Главным нововведением архитектуры Blackwell в этой области является увеличенная более чем вдвое скорость декодирования H.264. Другие форматы (HEVC, VP9 и AV1) получили умеренную прибавку к пропускной способности. В результате чипы NVIDIA доминируют во всех бенчмарках декодирования за исключением отдельных случаев, когда на первом месте стоит интеловская видеокарта Arc B580.

В задаче кодирования видео силами аппаратного блока NVENC ощутимо возросла скорость работы с форматом AV1, что возвращает «зеленым» GPU безоговорочное лидерство.

#Производительность на ватт

Избыточный объем VRAM, недостаточная загрузка GPU в большинстве игровых бенчмарков и нагрев кристалла — все эти факторы снижают быстродействие GeForce RTX 5090 на ватт потребляемой мощности. В результате обе модификации GeForce RTX 4080 продемонстрировали более высокую энергоэффективность по сравнению с новым флагманом, а GeForce RTX 5080 и Radeon RX 7900 XTX превосходят его в растеризованных играх. GeForce RTX 5090 выгодно смотрится лишь на фоне старшей модели позапрошлого поколения — GeForce RTX 3090.

ПроизводительNVIDIAAMD
Модель GeForce RTX 5090 GeForce RTX 3090 GeForce RTX 4080 GeForce RTX 4080 SUPER GeForce RTX 4090 GeForce RTX 5080 Radeon RX 7900 XTX
Графический процессор GB202 GA102 AD103 AD103 AD102 GB203 Navi 31 XTX
Микроархитектура Blackwell Ampere Ada Lovelace Ada Lovelace Ada Lovelace Blackwell RDNA 3
Техпроцесс, нм TSMC 4NP Samsung 8N TSMC 4N TSMC 4N TSMC 4N TSMC 4NP TSMC N5/N6
Средняя потребляемая мощность (FurMark), Вт 626 370 332 317 454 397 372
Производительность/Вт (без трассировки лучей) 100% −17% +11% +18% +9% +9% +9%
Производительность/Вт (с трассировкой лучей) 100% −34% +2% +9% +5% −1% −41%

#Сводные результаты игровых тестов без трассировки лучей

#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей

#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей и масштабированием кадров

#Выводы

Приоритеты создателей GPU давно сместились на рынок HPC и рабочих устройств в целом, а потребительская графика имеет второстепенное значение. Дошло до того, что AMD попросту отказалась от выпуска высокопроизводительных десктопных видеокарт (по меньшей мере в текущем поколении), но если взглянуть под этим углом на продукцию NVIDIA, окажется, что и у «зеленых» больше нет игровой модели первого эшелона в привычном понимании — настолько велик разрыв в быстродействии между GeForce RTX 5080 и RTX 5090 и настолько экстремальны характеристики последнего. По большому счету, графический процессор GB202 является облегченным, более универсальным аналогом HPC-чипа GB100 и найдет широкое применение в составе ускорителей для серверов и рабочих станций. Все говорит о том, что релиз потребительской видеокарты на его основе — немногим более, чем статусный жест в подходящее время. Само по себе хорошо, что NVIDIA не вывела окончательно продукты такого уровня с игрового рынка. Настоящая проблема 50-й серии в том, что другие новинки представляют собой полупрограммный апгрейд за счет генерации трех кадров подряд.

По отношению к GeForce RTX 5080 флагман сулит прибавку в 58 % игрового быстродействия (в трассированных играх на 4К-экране без апксейлинга), но за непропорционально большую доплату, которую усугубляет продолжающийся дефицит. Напротив, если отталкиваться от GeForce RTX 4090, межпоколенческий рост фреймрейта лежит в пределах 32 %, и на то есть техническая причина. По правде говоря, мы избалованы ростом скорости GPU, которая, в отличие от скорости процессоров общего назначения, не сдерживается однопоточными задачами и превосходно масштабируется вместе с плотностью транзисторов. В этот раз норма фотолитографии не изменилась, поэтому резерв производительности исчерпан целиком — как и резерв мощности разъема питания 12V-2x6. Не удивительно, что видеокарта Palit GameRock, которая представляет GeForce RTX 5090 в обзоре, громко шумит и практически не поддается разгону.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Китай обяжет маркировать сгенерированные ИИ материал для защиты от фейков 3 мин.
Google готовит Desktop View — режим рабочего стола для смартфонов на Android 10 мин.
iOS скоро получит сквозное шифрование RCS-сообщений: переписки между iPhone и Android не утекут в чужие руки 15 мин.
Основатель Ice-Pick Lodge Николай Дыбовский покинул студию в разгар разработки Pathologic 3 45 мин.
Вышла отечественная ОС «РОСА Мобайл 2.0» с улучшенным эмулятором Android и новыми функциями 52 мин.
Великобритания и США провели переговоры по бэкдору в сервисах Apple 3 ч.
Разработчик поисковика и браузера Brave поборется с издателям News Corp за свободу индексации авторского контента 4 ч.
«Т-банк» вложит 500 млн рублей в исследования в сферах ИИ, аналитики и безопасности данных 5 ч.
ИИ-поисковики поймали на лжи по поводу источников новостей 5 ч.
«Практически полностью гарантируют безопасный игровой опыт»: в МВД рассказали, в какие игры лучше играть детям 6 ч.
Gigabyte представила плату Z890 Aorus Tachyon Ice с повёрнутым на 90 ° сокетом для экстремального оверклокинга 19 мин.
«Белтелеком» и «Атлас» договорились о партнёрстве в строительстве трансевразийской ВОЛС TEA NEXT 29 мин.
Новая статья: Обзор NVIDIA GeForce RTX 5090: почему игровых флагманов больше не существует 3 ч.
В России упали продажи ноутбуков — магазины вынужденно снижают цены 3 ч.
Asus изменила механизм на материнских платах, который зажёвывал видеокарты 4 ч.
Microsoft присматривается к природному газу — возобновляемые источники не успевают за аппетитами ИИ 4 ч.
Армянская VSDATA запустит первый «зелёный» ЦОД на Южном Кавказе 5 ч.
Китай выбил Южную Корею со второго места на мировом рынке полупроводников 5 ч.
Космический «картофель» на фоне Марса — станция «Гера» запечатлела загадочный спутник Деймос 5 ч.
Ecoblox и Tenstorrent будут совместно развивать ИИ и HPC на Ближнем Востоке 6 ч.