Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Работа над ошибками. Обзор GeForce GTX 580

⇣ Содержание

Анонса первых графических ускорителей на основе архитектуры Fermi ждали достаточно долго. Почти до самого момента официального представления GeForce GTX 480 профильные форумы и сайты постоянно пополнялись очередными порциями слухов и домыслов относительно характеристик будущего флагмана NVIDIA. И вот, наконец, анонс состоялся, все характеристики GF100 стали известны, как стали известны и результаты тестирований, проведённых в десятках лабораторий по всему миру. В этот момент всем стало ясно, что, несмотря на некоторое превосходство GeForce GTX 480 над Radeon HD 5870, триумфального шествия не получилось, и не только потому, что отрыв от одночипового флагмана конкурента оказался в большинстве случаев небольшим. Кроме производительности, такие характеристики как энергопотребление, нагрев и уровень шума новинки, а также её цена, были далеки от характеристик основного конкурента, причём не в лучшую сторону. Совершенно очевидно, что в такой ситуации NVIDIA необходимо принимать решительные меры по устранению недостатков, заняться полировкой продукта, определяющего имидж компании на рынке. Сегодня нам с вами предстоит оценить результаты такой полировки. Итогами кропотливой работы инженеров NVIDIA стал графический процессор GF110 и ускоритель GeForce GTX 580 на его основе, о котором и пойдёт сегодня речь.

Как и в случае с недавно анонсированными ускорителями AMD Radeon HD 6870/6850, новый GeForce GTX 580 не является чем-то революционным. Основная задача, которая стояла перед инженерами компании, заключалась в исправлении допущенных ранее ошибок, а также увеличение производительности для более существенного отрыва от основного конкурента, пока ещё флагманского ускорителя AMD – Radeon HD 5870.

Прежде всего, поговорим о том, что изменилось в GPU GF110 в сравнении с GF100.

Ещё до выхода первых ускорителей на основе микроархитектуры Fermi, мы поделились с нашими читателями информацией о возможностях старшего GPU в новой линейке чипов NVIDIA - GF100. Итак, изначально в GF100 предусмотрено четыре кластера обработки графики GPC (Graphics Processing Clusters), каждый из них содержит отдельный движок растеризации и по четыре потоковых мультипроцессора (SM – Streaming Multiprocessors). Каждый потоковый мультипроцессор, в свою очередь, имеет по одному модулю полиморфных преобразований Polymorph Engine (который отвечает за выборку вершинных атрибутов и тесселляцию), а также содержит по 32 CUDA-ядра. Кроме того, внутри каждого SM присутствуют по четыре выделенных текстурных блока. Графический процессор GF100 содержит 48 блоков обработки растра (ROP), которые отвечают за блендинг пикселей, сглаживание, а также атомарные операции с памятью. Все ROP сгруппированы в шесть блоков по восемь модулей в каждом. На каждый из шести таких блоков приходится по одному 64-битному контроллеру памяти, ширина шины видеопамяти составляет 384 бита.

К сожалению, первый ускоритель на базе новой архитектуры, GeForce GTX 480, так и не получил всех вычислительных возможностей, которые были заложены инженерами NVIDIA в GPU GF100. Дело в том, что в серийных моделях GTX 480 был отключен один из 16 потоковых мультипроцессоров, в результате, несмотря на свой статус, новая топ-модель лишилась 32 ядер CUDA, четырех текстурных блоков и одного Polymorph Engine. Вероятнее всего, на такой шаг инженеры NVIDIA пошли исключительно из-за производственных проблем, которые достаточно долго преследовали компанию при подготовке к выходу решений на базе Fermi. Впрочем, сейчас это уже не так важно, ведь новый GPU GF110 получил в своё распоряжение все 16 SM, а значит и 512 полноценных ядер CUDA, 64 блока TMU и 16 модуля Polymorph Engine. Более того, инженеры NVIDIA провели ряд модификаций, которые позволили GeForce GTX 580 выполнять полноскоростную фильтрацию текстур с плавающей запятой и 16-битной точностью (FP16), что делает возможным увеличение производительности в тех приложениях, которые требуют большого объема работы с текстурами. Дело в том, что скорость текстурирования на GeForce GTX 480 падает вдвое при использовании 64-битных (fp16x4) форматов с нетривиальной фильтрацией. Например, при текстурировании из формата fp16x4 с билинейной фильтрацией скорость падает до 30 пикселей на такт (PPC), по сравнению с 60 PPC для 32-битных форматов. На GeForce GTX 580 текстурирование из таких форматов происходит на "полной скорости", т.е. и 32-битные, и 64-битные форматы с билинейной фильтрацией работают со скоростью в 64 PPC.

Кроме того, в GeForce GTX 580 был усовершенствован блок отбраковки невидимых поверхностей Z-cull. В случае с графическим процессором GF100, при использовании определенных форматов Z-буфера, эффективность блока Z-cull падала. Благодаря введению в GF110 новых форматов представления буфера глубины в Z-cull, эта проблема была решена.

В целом рост производительности GeForce GTX 580 относительно предыдущего флагмана GeForce GTX 480 в большей степени произойдёт благодаря увеличению количества активных функциональных блоков и росту рабочих частот и в меньшей степени благодаря архитектурным улучшениям, связанным с усилением блока Z-Cull, а также ростом скорости FP16 фильтрации текстур.

Здесь появляется вполне оправданный вопрос: как же быть с энергопотреблением новых ускорителей, ведь не секрет, что одним из существенных недостатков предыдущего флагмана - GeForce GTX 480 было далеко не лучшее соотношение производительности на ватт потребляемой энергии. В случае с новыми GeForce GTX 580 эта проблема также была решена, поскольку инженеры NVIDIA провели глубокий редизайн GPU, используя в критических местах транзисторы с меньшими токами утечки. Это позволило не только поднять рабочие частоты GTX 580 относительно значений предыдущего топа, но при этом ещё и уменьшить энергопотребление нового флагмана в сравнении с GeForce GTX 480!

Для наглядного сравнения характеристик старших представителей семейства Fermi обратимся к таблице:

GeForce GTX 470 GeForce GTX 480 GeForce GTX 580
Техпроцесс GPU, нм 40
Кластеры обработки графики, шт. 4
Кол-во потоковых мультипроцессоров 14 15 16
Кол-во ядер CUDA 448 480 512
Кол-во текстурных блоков 56 60 64
Кол-во блоков ROP 40 48 48
Частота GPU, МГц 607 700 772
Частота ядер CUDA, МГц 1215 1401 1544
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3348 3696 4008
Тип видеопамяти GDDR-5
Объём видеопамяти, Мбайт 1280 1536 1536
Ширина шины памяти, бит 320 384 384
Поддержка DirectX 11
Максимальная TDP, Вт 215 250 244
Рекомендованная мощность БП, Вт 550 600 600
Предельная температура GPU, °C 105 105 97
Рекомендованная розничная стоимость на момент анонса, дол. США / Ориентировочная стоимость в магазинах Москвы, руб. 349 / 9000 499 / ~13500 499 / ???

Что касается рекомендованной стоимости GeForce GTX 580, то она составляет 499 долларов США, в то время как стоимость GeForce GTX 480 в московской рознице уже составляет порядка 420 долларов (около 13,5 тыс. руб). Таким образом, обе топ-модели NVIDIA и GTX 480 и GTX 580 по цене располагаются между Radeon HD 5870 и Radeon HD 5970. На наш взгляд, такая ценовая политика является весьма разумной и до выхода новых Hi-End решений AMD ускорители GeForce GTX 580 будут достойными кандидатами к приобретению, разумеется, если отечественные магазины не взвинтят цены на 50-70% относительно рекомендованной NVIDIA стоимости.

Подводя промежуточные итоги, отметим ключевые моменты, на которых сосредоточились инженеры компании NVIDIA при разработке GeForce GTX 580:

  • Рост производительности GeForce GTX 580 в сравнении с GTX 480 за счёт увеличения количества функциональных блоков, тактовых частот, а также некоторых архитектурных изменений;
  • Снижение энергопотребления GeForce GTX 580;
  • Улучшение температурного режима GPU GF110;
  • Улучшение акустических характеристик системы охлаждения GeForce GTX 580.

Ну что же, поставленные цели, как нам кажется, отражают пожелания поклонников Hi-End продукции NVIDIA, остаётся на практике проверить, что же получилось, но прежде чем мы перейдём к практическим испытаниям GeForce GTX 580, давайте немного поговорим о технологиях, поддерживаемых современными GPU NVIDIA.

В сравнении с GeForce GTX 480 и другими представителями архитектуры Fermi, новый GeForce GTX 580 не получил поддержку каких-либо новых технологий.

Как и большинство других современных ускорителей NVIDIA, GeForce GTX 580 полностью поддерживает технологии NVIDIA PhysX и CUDA, которые позволяют использовать ресурсы графического процессора для разного рода параллельных вычислений, например, аппаратное ускорение PhysX используется для включения ряда физических спецэффектов в играх, основанных на движке PhysX. К сожалению, на данный момент игр с поддержкой технологии NVIDIA PhysX не так много, хотя среди них есть и весьма выдающиеся проекты, например, Batman Arkham Asylum, Mafia II и Metro 2033.

Никуда не делась и поддержка NVIDIA 3DVision, особенностям работы которой мы посвятили отдельный материал.

Нельзя также не упомянуть технологии NVIDIA Surround и NVIDIA 3DVision Surround. По сути, NVIDIA Surround представляет собой несколько ограниченный аналог технологии Eyefinity, которую компания AMD анонсировала ещё осенью 2009 года. Суть NVIDIA Surround заключается в том, что подключив к компьютеру три монитора, пользователь может объединить их в единое рабочее пространство, рассматриваемое системой как один большой монитор. Ограничения NVIDIA Surround связаны с невозможностью объединения в единое пространство более трёх мониторов, а также с необходимостью использования как минимум пары видеокарт NVIDIA в режиме SLI для активации технологии NVIDIA Surround.

Что же касается NVIDIA 3DVision Surround, то эта технология позволяет получить дополнительный эффект присутствия в виртуальных мирах благодаря совместному использованию 3D-очков NVIDIA и трёх 120 Гц-мониторов. К сожалению, на данный момент мы не сможем поделиться своими впечатлениями от работы с NVIDIA Surround/3DVison Surround, однако в будущем, если у нас будет такая возможность, мы обязательно это сделаем.

Ну, а теперь, пришла пора познакомиться с GeForce GTX 580, встречайте:

В нашей тестовой лаборатории оказался эталонный образец ускорителя GeForce GTX 580. Несмотря на то, что новая СО GTX 580 заметно отличается от кулера эталонной версии GTX 480, в дизайне системы охлаждения новинки просматриваются характерные черты, свойственные многим Hi-End продуктам NVIDIA. Тут можно провести аналогию с автопромом, например, машины марки BMW имеют ряд характерных особенностей, которые делают эти авто узнаваемыми даже при существенном изменении дизайна кузова.

На панели выводов GeForce GTX 580, помимо вентиляционных отверстий, присутствуют три цифровых разъёма: два DL-DVI и один Mini-HDMI.

Демонтируем систему охлаждения GeForce GTX 580.

Как вы, наверное, уже успели заметить, новая система охлаждения GTX 580 лишена тепловых трубок, которые присутствовали в СО GeForce GTX 480.

На сей раз система охлаждения топового ускорителя NVIDIA основана на испарительной камере. Графический процессор контактирует с площадкой, прямо над которой располагается герметичный отсек - в нем находится жидкость с низкой температурой кипения. При повышении температуры жидкость меняет своё агрегатное состояние и превращается в газ, перенося с собой тепло к верхней части системы охлаждения. Слегка остывая, газ конденсируется и вновь превращается в жидкость, затем цикл повторяется заново. В свою очередь турбина прогоняет прохладный воздух сквозь нагретые рёбра радиатора и выводит тепло за пределы корпуса. Видеопамять, а также элементы системы питания контактируют с металлическим основанием кулера через специальные термопрокладки.

Небольшой “срез” хвостовой части кожуха системы охлаждения позволяет эффективнее охлаждать связку из нескольких видеокарт, поскольку способствует лучшему прохождению воздушных потоков между двумя близко расположенными ускорителями.

Графический процессор GF110 имеет шесть фаз питания, которые управляются контроллером CHiL Semiconductor CHL8266, точно такой же был установлен на эталонных версиях GeForce GTX 480. Питание памяти выполнено по схеме 1+1 (1 фаза Vdd + 1 фаза Vddq), управляется контроллером Anpec APW7066. Аналогичный контроллер применялся когда-то на GeForce 9800 GTX. В данном случае одним двухканальным контроллером управляются оба напряжения, относящиеся к видеопамяти (Vdd и Vddq), по одному каналу на каждое напряжение.

Следующим нововведением стал механизм аппаратного мониторинга силы тока и напряжений на основных 12 В линиях питания видеокарты (6 и 8-контактные разъёмы питания, а также слот PCI-Express). Если на видеокарту подводится избыточная мощность, превосходящая допустимые спецификациями значения, драйвер автоматически снижает тактовые частоты ускорителя, чтобы не допустить его выхода из строя. Особо производитель отмечает тот факт, что современный драйвер NVIDIA автоматически снижает рабочие частоты ускорителя на 50% при запуске утилит для стресс-тестирования, вроде OCCT или FurMark. По мнению инженеров NVIDIA, подобные программы создают критическую нагрузку на видеокарту, в то время как реальные приложения такой нагрузки никогда не создают. Именно поэтому и было принято решение по искусственному снижению частот силами драйверов. Сообщается также, что конечным пользователям возможности снять это ограничение предоставлено не будет. К сожалению, в данный момент ни одна из утилит не способна отследить снижение частот, вызванное срабатыванием механизма защиты в драйверах, однако после выхода соответствующих обновлений пользователь сможет заметить все изменения в работе видеокарт GeForce GTX 580.

Ускоритель GeForce GTX 580 комплектуется чипами памяти производства Samsung. Маркировка чипов K4G10325FE-HC04, их номинальная частота составляет 5 ГГц QDR, в данном случае память работает на частоте 4 ГГц QDR. Суммарный объём установленной видеопамяти составляет 1536 Мбайт.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 2 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 8 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 9 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 11 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 12 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 13 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 15 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 15 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 16 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 7 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 9 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 11 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 12 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 12 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 12 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 12 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 13 ч.
AOC представила игровой QD-OLED-монитор Agon Pro AG276QSD — 26,5 дюймов, 1440p и 360 Гц 14 ч.
Oppo представила смартфон A5 Pro с защитой IP69, Dimensity 7300 и батареей на 6000 мА·ч по цене от $270 14 ч.