Сегодня 24 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Главные новости 2023 года

⇣ Содержание

Новый, 2024 год мы по устоявшейся традиции начинаем с рассказа о наиболее важных и запомнившихся событиях минувшего года в сфере высоких технологий, космоса и других, близких нам и нашему читателю областях. За прошлый год произошло немало всего интересного, захватывающего и даже, не побоюсь этого слова, эпохального. Давайте вспоминать вместе!

#Искусственный интеллект захватил мир, а человечество и не против

Вряд ли кто-то удивится, что главной темой 2023 года стал ИИ. Год назад в аналогичном материале с итогами 2022-го мы относили появление ChatGPT к значимым событиям. Однако тогда невозможно было предположить, насколько изменится мир благодаря искусственному интеллекту. За минувший год ИИ окончательно перестал быть чем-то из области научной фантастики, а стал обыденностью. Инструментами на базе искусственного интеллекта стало пользоваться огромное число людей по всему миру для работы, творчества, развлечений и даже обычного поиска информации взамен традиционных поисковиков вроде Google. К тому же ИИ стал влиять на рынок труда, что многих сильно пугает.

Синонимом искусственного интеллекта за минувший год стал ChatGPT, а создавшую его OpenAI без преувеличения можно назвать одной из самых успешных молодых компаний в мире. В течение минувшего года компания неустанно развивала и улучшала свои нейросети. Ближе к концу года была представлена мощнейшая на данный момент в арсенале OpenAI большая языковая модель GPT-4 Turbo, а генератор изображений DALL-E обновился до третьей версии и стал рисовать намного лучше.

Технологии OpenAI активно использовала не только сама OpenAI, но и её главный спонсор, компания Microsoft. В феврале 2023 года Microsoft кардинально обновила свой поисковик Bing и браузер Edge, наделив их чат-ботом на базе искусственного интеллекта от OpenAI. Позже такой бот прописался в Windows 11 и других продуктах Microsoft, а также научился генерировать картинки. В основу ИИ-бота была положена та же технология, что и в ChatGPT.

Интеграцией бота Microsoft не ограничилась и повсеместно стала внедрять ИИ-помощник Copilot. Этот инструмент вошёл в состав Office 365, где за $30 в месяц позволяет облегчить обработку электронной почты и документов. В Teams он помогает вести записи по видеоконференциям, подводить итоги и не только. В GitHub инструмент стал помогать программистам в написании кода. Также ИИ-помощник вошёл в состав Windows 11, а в будущем будет интегрирован и в Windows 10. К концу года Copilot перевели на мощнейшую нейросеть OpenAI — GPT-4 Turbo. А ещё он научился генерировать картинки и музыку.

Когда Microsoft серьёзно взялась за искусственный интеллект, многие заговорили о том, что данная технология отправит традиционный поиск в интернете на задворки истории. Как видим, этого пока что не случилось. Хотя поначалу популярность обновлённого Bing с ИИ взлетела, вскоре рост остановился, а люди продолжили гуглить.

И тем не менее Google в начале 2023 года пришлось принимать экстренные меры, чтобы вдруг не оказаться никому не нужной. Компания в спешке к февралю 2023 года представила чат-бота Bard в качестве ответа на ChatGPT, а главное, на Microsoft Bing с ИИ. Разработка его велась впопыхах, так что в течение года компании пришлось исправлять, дорабатывать и улучшать своё детище, которое поначалу столкнулось с массой проблем. На работу в Google даже пришлось вернуться основателю компании Сергею Брину. В итоге бота научили даже смотреть и пересказывать видео на YouTube, а не только прокачали его основные способности. В планах Google значится и интеграция Bard в голосовой помощник «Ассистент». Также Google запустила в тестовом режиме поисковик со встроенным ИИ, который способен дать понятные ответы на конкретные вопросы, в том числе с видео и ссылками на источники. А ещё Google в тестовом режиме запустила генератор картинок прямо в адресной строке. Для корпоративных пользователей Google запустила ИИ-помощник Duet, который поможет с документами, ответит на почту и подменит на созвоне.

К концу года Google представила Gemini — семейство продвинутых ИИ-моделей. Самая лёгкая версия Gemini Nano будет работать прямо на Android-смартфонах без обращения к облаку. Более мощная версия Gemini Pro станет частью многих сервисов Google и уже легла в основу чат-бота Bard. Наконец, самая мощная версия — Gemini Ultra — предназначена для работы в дата-центрах и интеграции с корпоративными приложениями. В целом с помощью Gemini компания Google намерена составить конкуренцию GPT-4.

Собственные чат-боты на базе искусственного интеллекта за минувший год представили и многие другие компании, включая Amazon, Meta, Baidu и других. Конечно, не обошлось без Илона Маска (Elon Musk), который основал ИИ-стартап xAI. Эта молодая компания запустила саркастичный и раскованный в своих высказываниях ИИ-бот Grok для платных подписчиков X (бывшей Twitter), который в будущем поселится в Tesla. Не отставали и российские компании. Например, «Сбер» запустил GigaChat, который уже интегрировали с голосовым помощником «Салют» и открыли для всех желающих. А «Яндекс» разработал нейросеть YandexGPT и, помимо прочего, уже перевёл на неё голосовой помощник «Алиса».

Бурное развитие также пережили генераторы изображений на базе ИИ, которые создают изображения на основе текстового описания. К осени OpenAI выпустила ИИ-художника DALL-E 3, который стал лучше понимать людей и рисовать более качественные изображения. Adobe выпустила в прошлом году ИИ-генератор изображений Firefly, а Photoshop после интеграции ИИ научился дорисовывать и расширять изображения и не только. Microsoft решила не отставать и добавила ИИ в Paint.

Одна из самых известных нейросетей для создания картинок Midjourney к концу года обновилась до версии V6, в которой прокачали способности ИИ точно делать надписи. Meta создала мощный ИИ-генератор изображений CM3Leon с поддержкой точных команд для редактирования. Ещё поисковик Microsoft Bing научился создавать картинки из текста после интеграции с DALL-E 3. Stable Diffusion представила ИИ-генератор коротких видео, а ещё подобное решение выпустил небезызвестный Раджа Кодури. «Сбер» в течение года развивал своего ИИ-художника Kandinsky, который дошёл до версии 3.0, стал точнее и изучил российский культурный код.

На фоне бурного развития ИИ всё чаще стали подниматься темы касательно того, а не отберёт ли он работу у людей. Особенно переживают представители творческих профессий, ведь ИИ действительно уже пытается отобрать их хлеб. Например, недавно написанный ИИ фантастический рассказ выиграл государственный конкурс в Китае. Авторы беспокоятся не только за своё будущее, но и за интеллектуальную собственность, ведь на ней ИИ обучается. В итоге регулярно сообщалось об исках к разработчикам ИИ. Даже Джордж Мартин приобщился. Но не всегда суд встаёт на сторону людей. Иронично, что ИИ создал угрозу потери работы для программистов, а Google так и вовсе сократит отдел продаж — сотрудников заменит ИИ.

И всё это было бы невозможно без мощного железа, на котором обучаются и запускаются нейросети для ИИ-сервисов. Главным бенефициаром ИИ-бума стала компания NVIDIA за счёт своих очень мощных и успешных ускорителей вычислений. К примеру, в третьем квартале выручка компании выросла в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и всё благодаря ИИ. Дошло до того, что NVIDIA фактически перестала быть игровой компанией: игровые видеокарты теперь формируют всего лишь 15 % выручки, а ИИ-ускорители — 80 %. Причём показатели могли бы быть ещё выше, но NVIDIA столкнулась со слишком высоким спросом. Добавим, что в прошлом году NVIDIA представила самый мощный в мире ИИ-ускоритель H200, а также суперчип GH200. Акции NVIDIA за год выросли более чем на 240 %.

Насмотревшись на успехи NVIDIA, конкуренты тоже зашевелились. Компания AMD представила мощные ускорители Instinct MI300X и MI300A, компания Intel показала ИИ-ускоритель Gaudi3, собственные решения также появились у Microsoft, а Google и Amazon обновили свои ИИ-чипы. Даже китайцы создали свои ускорители, из которых самый перспективный оказался у Huawei.

Ещё ИИ подтолкнул некоторых людей к переосмыслению традиционных смартфонов. Так, например, на свет родилось устройство Humane AI Pin. Это футуристический заменитель смартфона, который нужно носить как брошь на одежде. Он предполагает взаимодействие при помощи голосовых команд и встроенной камеры, а для вывода использует проектор, который нужно направить на ладонь. Устройство позволяет взаимодействовать с ИИ на больших языковых моделях, включая ChatGPT, либо тоже используя голосовые команды вместо набора текста, либо же показывая ему объекты через камеру. В продажу AI Pin поступит в марте по цене $699.

Кроме того, некое футуристическое ИИ-устройство готовит стартап основателя Open AI Сэма Альтмана (Sam Altman) и легендарного дизайнера Джони Айва (Jony Ive), в который привлекли и других выходцев из Apple. Они создают «iPhone в мире искусственного интеллекта». В целом пока что всё это переосмысление смартфонов выглядит сомнительно. Но когда-то и iPhone многим не понравился, однако все мы знаем, к чему привело его появление.

А закончим этот подраздел самой скандальной историей года в сфере ИИ. Речь об увольнении и скором восстановлении в должности генерального директора OpenAI Сэма Альтмана. События в этой истории развивались очень стремительно. В пятницу, 18 ноября, совет директоров неожиданно устроил переворот в OpenAI, уволив Альтмана, а за ним последовал и сооснователь OpenAI Грег Брокман (Greg Brockman). Это ошеломило не только общественность, но и Microsoft и других инвесторов. Уже на следующий день стало известно, что совет директоров OpenAI хочет вернуть Альтмана в компанию. Однако первые переговоры провалились. Тут же подсуетилась Microsoft, которая объявила, что наймёт Альтмана и всех, кто уйдёт из OpenAI за ним следом. Почти все сотрудники OpenAI и даже некоторые из мятежных представителей совета директоров потребовали отставки правления и пригрозили уходом в Microsoft. В итоге через четыре дня после увольнения OpenAI вернула Сэма Альтмана на пост генерального директора. Одним из условий возвращения Альтмана стали изменения в совете директоров — туда вошёл представитель Microsoft, а само правление получило право блокировать выпуск потенциально опасных нейросетей. Существует теория, что Альтмана уволили как раз за то, что под его началом был разработан так называемый сильный ИИ, то есть нейросеть с самосознанием и способностью мыслить. В ближайшие дни у нас выйдет специальный материал, посвященный исключительно событиям 2023 года в секторе ИИ.

#Индия, Россия и Япония с переменным успехом долетели до Луны, а Маск запустил гигантскую ракету

В последние годы человечество всё активнее осваивает космос, и минувший 2023-й не стал исключением, оказавшись богатым на значимые события в космической сфере.

В прошлом году расширился крошечный список стран, которые успешно посадили свой аппарат на Луну: к СССР, США и Китаю присоединилась Индия. Модуль «Викрам» в рамках миссии «Чандраян-3» минувшим летом совершил мягкую посадку возле южного полюса Луны. Раньше в этом регионе никто не садился. Вместе с посадочным модулем на спутник Земли прилетел луноход «Прагъян». Оба аппарата отработали запланированную научную программу, совершив ряд открытий, например что Луна горячее, чем считалось ранее. После они были отправлены в спячку, из которой, к сожалению, уже не вышли.

Однако Индия была не единственной страной, которая отправила в 2023 году аппарат на наш естественный спутник. Незадолго до этого попытку предприняла Россия в рамках миссии «Луна-25». Аппарат в итоге на Луне оказался, но уже в разобранном виде. Из-за отказа акселерометров в бортовом комплексе управления зонд сблизился с небесным телом на слишком большой скорости и разбился об его поверхность. Несмотря на это, «Луна-25» успела сделать фотографии и провести ряд исследований, включая измерение потоков гамма-лучей и нейтронов. Последний аналогичный проект, «Луна-24», был реализован советскими учёными в 1976 году. Следующую попытку посадить аппарат на Луну Россия предпримет в 2027 году (или позже) в рамках миссии «Луна-26». Также уже планируются миссии «Луна-27» и «Луна-28».

Неудачную попытку добраться до «Луны» в прошлом году предприняла и Япония, а точнее частная японская компания ispace. Однако аппарату HAKUTO-R не хватило горючего на завершающем этапе спуска, из-за чего он также разбился о поверхность Луны. Вместе с аппаратом были потеряны первый арабский луноход «Рашид» и другое оборудование. Однако совсем скоро Япония предпримет новую попытку стать пятой страной, посадившей свой аппарат на Луну. Уже 19 января роботизированный космический аппарат SLIM («Умный посадочный модуль для исследования Луны»), запущенный в прошлом году Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), должен совершить мягкую посадку на спутник. Пожелаем ему удачи!

Конечно, покорением Луны освоение космоса в 2023 году не ограничилось. Прошлым летом был запущен космический телескоп Euclid («Евклид»), нацеленный на изучение тёмной материи и тёмной энергии. Позже у космической обсерватории был выявлен ряд проблем, но в итоге всё обошлось, и первые снимки уже дали учёным много материала для работы.

Конечно, нельзя не упомянуть первые тестовые запуски гигантской ракеты SpaceX Starship. Пусть пуски и были не совсем удачными, но всё же в рамках одного из них мощнейшая из когда-либо созданных человечеством ракет достигла космоса. Впервые Starship взлетела в апреле, однако миссия закончилась провалом — ракета не смогла выполнить разделение первой и второй ступеней, потеряла управление на высоте 38 км и её пришлось срочно разобрать путём подрыва на высоте около 30 км. Первый запуск выявил ряд слабых сторон как в ракете, так и в стартовой площадке.

К осени проблемы устранили, и в ноябре SpaceX предприняла вторую попытку, которая не завершилась полным успехом, но ракета как минимум добралась до космоса. Полёт продлился около 9 минут, первая ступень успешно отделилась от второй по «горячей схеме», а запуск не разнёс обновлённую стартовую площадку. На высоте 148 км связь со Starship прервалась, после чего корабль самоуничтожился. Будем надеяться, что следующая попытка запустить Starship будет более удачной.

SpaceX отличилась не только запусками Starship, но и наибольшим числом космических пусков в целом. За этот год компания выполнила рекордные 98 пусков, из которых 96 были запусками ракет семейства Falcon, и все они были успешными. Это больше, чем Россия и Китай, вместе взятые! Кроме того, в прошлом году был установлен рекорд многоразовости — одну из первых ступеней Falcon 9 компания SpaceX смогла запустить 19 раз. И она даже могла бы полететь ещё, если бы не опрокинулась из-за ветра. Большая часть пусков ракет Falcon 9 в прошлом году была осуществлена для вывода на орбиту спутников связи Starlink — их там уже более 5400. В минувшем году число абонентов спутникового интернета от Илона Маска (Elon Musk) перевалило за 2 млн (удвоилось менее чем за год).

Но что ещё интереснее, Starlink решила стать не просто интернет-провайдером. С помощью новых спутников компания намерена обеспечить сотовую связь — обычные смартфоны, без каких-либо модификаций, смогут подключаться непосредственно к спутникам, прямо как к обычным сотовым вышкам. Компания уже заключила соглашение с оператором T-Mobile, а также получила разрешение на испытание технологии в США на небольшой группе пользователей — тесты уже должны были начаться. А ещё Starlink в прошлом году запустила глобальный роуминг, так что теперь спутниковый интернет будет с вами где угодно.

Подключением смартфонов к спутникам заняты и другие. В прошлом году был осуществлён первый в истории звонок через спутник с обычного смартфона, но сделала это не Starlink, а спутниковый провайдер AST SpaceMobile и оператор AT&T. Производители электроники также постепенно добавляют своим мобильным устройствам поддержку спутниковой связи, правда, пока без звонков, но уже с текстовыми сообщениями или хотя бы экстренной связью. Локомотивами тут выступают Apple и Huawei — последняя даже выпустила первый в мире планшет со спутниковой связью. Samsung пока лишь готовится к добавлению спутниковой связи в свои Galaxy. Большие надежды возлагались на проект Qualcomm и Iridium, который позволил бы обеспечить передачу сообщений через спутники на Android, но в итоге проект закрыли — производители смартфонов им не заинтересовались. Тем временем китайцы решили обеспечить всем своим флагманским смартфонам подключение к спутникам.

Ещё из интересных событий, связанных с космосом, отметим запуск космического аппарата «Психея» к одноимённому астероиду (Психея-16), который, по мнению учёных, является ядром несостоявшейся планеты. Исследователи надеются, что тщательное изучение металлической космической породы поможет узнать больше о формировании планет. Помимо изучения астероида у «Психеи» есть миссия по тестированию лазерной связи в глубоком космосе — аппарат уже успешно посветил на Землю лазером, и даже не единожды. Он передал данные с расстояния 16 млн км, а также видео с котиком в высоком разрешении с 31 млн км.

А с другого астероида — Бенну — в этом году на Землю прилетели образцы грунта. Специалисты NASA уже вскрыли капсулу с грунтом, и, к их удивлению, его там оказалось даже больше, чем ожидалось. В образцах уже нашли воду и углеродные соединения, хотя главный контейнер ещё не был вскрыт из-за заклинивших болтов.

Наконец, ряд важных открытий в астрономии сделал космический телескоп «Джеймс Уэбб». В частности, он подтвердил открытие самой далёкой звезды во Вселенной, помог учёным измерить скорость расширения Вселенной и подтвердил кризис в космологии, обнаружил самую древнюю галактику, которую видело человечество, а также нашёл кандидата на звание древнейшей чёрной дыры и засёк в ранней Вселенной необъяснимо большие галактики.

#Intel и AMD провозгласили эру ПК с ИИ, а портативных консолей стало много

Компания AMD в 2023 году успела представить сразу две серии мобильных процессоров: Ryzen 7000 и Ryzen 8000. В прошлом январе AMD представила свои первые центральные процессоры со встроенным ИИ-движком Ryzen AI — чипы Ryzen 7040 на архитектуре Zen 4 и с графикой RDNA 3. Вместе с ними AMD выпустила мобильные чипы серий Ryzen 7020 и 7030 на архитектурах Zen 2 и Zen 3 соответственно. Такая схема наименований несколько запутывает, что было отмечено и конкурирующей Intel.

А в конце года AMD представила мобильные процессоры Ryzen 8040. Они почти целиком копируют чипы Ryzen 7040 — даже частоты остались без изменений, — но получили более мощный ИИ-движок Ryzen AI второго поколения.

Intel не отставала от AMD и тоже представила в 2023 году свои первые процессоры со встроенным ИИ-движком — Meteor Lake. Вместе с тем они оказались первыми чипами с новым названием Core Ultra, а также первыми потребительскими чипами Intel с чиплетной компоновкой — «метеоры» состоят в сумме из четырёх кристаллов, произведённых самой Intel и TSMC. Отличительной особенностью этих процессоров стала повышенная за счёт дополнительных маломощных ядер энергоэффективность. А ещё здесь применена мощная графика Intel Arc — по конфигурации она очень близка к настольной видеокарте Intel Arc A380. Встроенный GPU новых чипов Intel по графической производительности оказался в состоянии соперничать со встроенной графикой AMD. А последняя долгие годы оставалась признанным лидером в данной категории.

И ещё AMD возродила серию Ryzen Threadripper, представив семейство процессоров Ryzen Threadripper 7000 на архитектуре Zen 4 (до 64 ядер) для энтузиастов. В последний раз обычные Threadripper компания AMD выпускала на архитектуре Zen 2 в семействе Ryzen Threadripper 3000 — после выходили лишь Threadripper 5000 PRO, ориентированные на рабочие станции для профессионалов. К слову, Ryzen Threadripper 7000 PRO для рабочих станций тоже были представлены, и они предлагают до 96 ядер Zen 4 с возможностью ручного разгона. И оверклокеры смогли заставить все его 96 ядер работать на частоте выше 6 ГГц!

Однако с разгоном новых Ryzen Threadripper выяснился один пугающий нюанс. В процессорах нашёлся предохранитель, который чётко покажет компании AMD, разгонялся процессор когда-либо или нет. Это может быть поводом для отказа в гарантийном облуживании. Даже если процессор сломается без разгона: предохранитель сработал — значит, чип разгонялся, а это само по себе выходит за рамки гарантии. Пока что AMD никак не применяла это новшество против пользователей, но его появление заставляет насторожиться.

В свою очередь, компания Valve ещё в 2022 году запустила небольшую революцию в мобильном гейминге — она выпустила портативную консоль Steam Deck, которая стала весьма популярной. Настолько, что в 2023 году у неё появились прямые конкуренты от крупных производителей — ASUS и Lenovo. Решение Nintendo мы не станем причислять к конкурентам Deck намеренно — хотя Switch тоже портативная консоль, но всё же это продукты из совершенно разных миров.

ASUS ROG Ally была представлена в мае, а Lenovo Legion Go — в сентябре. Обе построены на чипах серии AMD Ryzen Z1 с ядрами Zen 4 и графикой RDNA 3, что делает их заметно мощнее приставки Steam Deck с более старым железом. Также консоль Valve уступает новинкам и по остальным характеристикам, но оказывается привлекательнее с точки зрения ценника. Однако, чтобы лучше противостоять конкурентам, Valve выпустила в 2023 году консоль Steam Deck OLED с улучшенным экраном, слегка модифицированными чипами, более ёмкой батареей и, как следствие, увеличенной автономностью.

А ещё портативные консоли появились у множества других компаний. Правда, это консоли другого рода, чем описанные выше, — они не запускают игры сами, а обеспечивают доступ к облачным игровым сервисам. Logitech представила облачную консоль G Cloud Gaming Handheld за $350, а Razer — консоль Edge за $399. Sony так и вовсе обошлась без трансляции из облака — её устройство PlayStation Portal за $200 позволяет транслировать игры, запущенные на приставке PS5 самого пользователя.

#Завершились крупные сделки и прошли громкие судебные процессы

Прошлый год ознаменовался закрытием ряда крупных сделок в технологической сфере. Компания Broadcom поглотила VMware за $69 млрд, Intel продала бизнес мини-ПК NUC компании ASUS, но всё же самым нашумевшим стало приобретение компанией Microsoft игровой компании Activision-Blizzard. Эта крупнейшая сделка в игровой индустрии сопровождалась долгими и мучительными переговорами Microsoft с регуляторами разных стран. Помешать слиянию больше всего хотела компания Sony, а также сильнейшее сопротивление оказывали регулирующие органы США и Великобритании. Даже проигранный суд не охладил пыл регулятора США, а под давлением британских компетентных органов Microsoft пошла на уступки, например обязавшись выпускать Call of Duty на сторонние платформы как минимум 10 лет, а также внесла изменения в первоначальные условия сделки. Но в итоге поглощение в октябре последними одобрили британские регуляторы и сделка на $68,7 млрд была закрыта.

Также в минувшем году завершились (или, по крайней мере, пришли к неким результатам) судебные тяжбы между компанией Epic Games с одной стороны и компаниями Apple и Google с другой. Оба процесса начались очень давно, когда Epic добавила в свою игру Fortnite альтернативный способ оплаты в обход магазинов приложений Apple App Store и Google Play с их 30-процентными комиссиями, из-за чего игру из этих магазинов удалили. Epic Games пыталась заставить суд признать Apple и Google монополистами и разрешить альтернативные способы оплаты для мобильных приложений.

В итоге суд с Apple компания Epic проиграла ещё в 2021 году, а в прошлом году проиграла и апелляцию, но всё же суд обязал Apple разрешать разработчикам размещать в своих продуктах ссылки на сторонние платёжные системы. Apple уже оспорила это решение. А вот в случае с Google можно считать, что Epic одержала победу, — магазин «Play Маркет» признали монополией. Правда, когда данное решение как-либо повлияет на работу Google и когда мы увидим изменения — пока не ясно.

В минувшем году прошёл ещё один громкий судебный процесс — Министерством юстиции США против крупнейшей в мире криптовалютной биржи Binance. В итоге генеральный директор Binance Чанпэн Чжао (Changpeng Zhao) признал вину по предъявленным ему уголовным обвинениям, связанным с отмыванием денег, и покинул свой пост, а на компанию был наложен штраф на $2,7 млрд. Тут же вспомним ещё одно громкое дело: основателя скандальной криптобиржи FTX Бэнкмана-Фрида признали виновным в мошенничестве на $8 млрд.

Эти суды можно считать частью процесса плавного перехода криптовалют из серой зоны в правовое поле. Данному процессу способствует и то, что регулирующие органы разных стран занялись криптовалютами. Например, в 2023 году Евросоюз утвердил нормы регулирования криптовалют, Аргентина одобрила фьючерсы в биткоинах, а в России банки начали проводить международные платежи в криптовалютах — с разрешения Центробанка, конечно. А в США готовятся к запуску спотового биржевого фонда биткоина (ETF). Всё это повышает доверие к цифровым деньгам среди инвесторов, что позитивно сказывается на курсах — биткоин за год подорожал более чем в 2,5 раза и достиг цены выше $44 000.

#Виртуальная реальность упорно не хочет становиться популярной — теперь вся надежда на Apple

Meta продолжила в 2023 году вливать огромные деньги в метавселенную — всего к концу 2023 года на это направление было потрачено $25 млрд. Но виртуальный мир Horizon World всё равно не может удержать пользователей: если в феврале 2022 года месячная аудитория составляла 300 тыс. пользователей, то через год осталось лишь 150 тыс. Метавселенная от Meta развивалась и обрастала новыми возможностями и развлечениями для пользователей, однако компания не спешит делиться свежей статистикой по аудитории. На этом фоне энтузиазма у Марка Цукерберга поубавилось и он назвал ИИ главным приоритетом для своей компании. Да и другие компании стали меньше интересоваться данным направлением, осознав, что люди ещё не готовы проводить заметное количество времени в виртуальных вселенных.

Развивала Meta не только метавселенную, но и устройства для погружения в неё. Минувшим летом Meta представила VR-гарнитуру Quest 3 стоимостью $500, которая стала производительнее, легче и быстрее предшественника. Также компания улучшила и удешевила прежнюю Quest 2 и продвинутую Quest Pro, которая ориентирована на профессионалов. А ещё Meta представила смарт-очки Ray-Ban Meta Smart Glasses ($299) с 12-Мп камерой, а после подселила в них ИИ-помощник, который опишет пользователю всё, что видит, переведёт надписи, поможет подобрать гардероб и не только.

Однако куда больше внимания привлекла другая гарнитура виртуальной и дополненной реальности — Apple Vision Pro, представленная в начале лета. Она поступит в продажу в первом квартале наступившего 2024 года по цене $3 499 и предложит действительно мощную начинку и высококлассное оснащение. Работает устройство на платформе visionOS, и журналисты отметили невероятную отзывчивость, удивительную детализацию и поразительную плавность интерфейса. В гарнитуре также можно будет смотреть 3D-видео, которые научились снимать новые iPhone 15 Pro и 15 Pro Max. Telegram в гарнитуре от Apple выглядит просто космически.

Таким образом, хотя виртуальная реальность по-прежнему не смогла массово захватить головы пользователей, данное направление IT-гиганты пока не собираются забрасывать. Meta продолжит развивать свои устройства и виртуальные миры. Большие надежды можно возложить на Apple, которая традиционно сделает всё круто и красиво, и все тут же захотят себе очки виртуальной и дополненной реальности. Конечно, за $3 499 первая модель вряд ли станет массовой, но ведь Apple позже может выпустить вариант подешевле, и если первая версия будет удачной, то вторую, да ещё и подешевле, народ обязательно купит. Это может стать толчком для всей индустрии. Samsung, Qualcomm и Google уже зашевелились.

#Илон Маск угробил Twitter

К концу 2022 года Илон Маск приобрёл Twitter и возглавил компанию. Уже после первых действий бизнесмена появились подозрения, что ни к чему хорошему это не приведёт. И действительно, в этом году Twitter, которая летом превратилась в X, столкнулась с рядом серьезных трудностей. Соцсеть стала терять пользователей и трафик, но что ещё страшнее для компании — она стала терять рекламодателей, в основном потому, что Маск объявил в Twitter свободу слова, и соцсеть наполнилась не самым благовидным контентом.

Уже к середине года продажи рекламы в соцсети обвалились на 59 %, а позже стало известно, что платформу покинули крупнейшие рекламодатели. В конце ноября Маск и вовсе послал рекламодателей, которые ушли с платформы из-за скандального расследования о неонацистском контенте. За год компания подешевела с $44 млрд до всего лишь $19 млрд. При этом в минувшем году Маск, кажется, понял, что не справляется с управлением X, и сложил с себя полномочия гендиректора — этот пост заняла бывшая глава рекламы в медиакомпании NBCUniversal Линда Яккарино (Linda Yaccarino).

Также много шума наделала история о том, что Twitter запретила сторонние приложения, а следом перекрыла бесплатный доступ к своему API, что оттолкнуло некую часть пользователей. А разрушенная система верификации пользователей и выдача синих галочек за деньги оказалась особенно пагубна, поскольку это способствовало распространению спама и обману пользователей. Хотя позже компания приняла некоторые меры.

Однако позитивные моменты тоже были: соцсеть начала делиться доходами от рекламы с блогерами, на площадке появились аудио- и видеозвонки, платным подписчикам X Blue разрешили писать посты до 4000 знаков и загружать видео до двух часов, а также добавили шифрование личных сообщений. В целом Маск намерен превратить теперь уже X в суперприложение, наделив его и другими функциями, включая платежи.

Тут же хотелось бы добавить, что общественное отношение к Илону Маску за последний год значительно изменилось. Из визионера и креативного бизнесмена он превратился в, мягко говоря, странноватого и чудаковатого, а для многих даже одиозного персонажа. Но вместе с тем он стал куда чаще мелькать в заголовках. Возможно, за этим кроется какой-то план, и Маск сможет монетизировать свою популярность, пусть и сомнительную. Но пока что он лишь пагубно влияет на Twitter, да и отчасти на Tesla, которая утрачивает лидерство на рынке, а знаменитый Cybertruck обернулся для неё производственным кошмаром.

На фоне неудач Маска компания Meta подсуетилась и запустила свой аналог Twitter — платформу Threads. Приложение создано командой Instagram в сжатые сроки и предназначено для публикации коротких текстовых записей, а также фото и видео. Постепенно платформа обрастала новыми функциями и продолжит развиваться в новом году. А ещё соцсеть Threads стала самым быстрорастущим сервисом в истории: она набрала 30 млн пользователей за 16 часов после запуска, а за 5 дней аудитория выросла до 100 млн человек. Прежнему рекордсмену стремительного роста — ChatGPT — понадобилось два месяца на покорение отметки в 100 млн пользователей.

#Вышло много разных интересных игр, которые затмил анонс GTA VI

Пожалуй, крупнейшим событием в игровой индустрии стал анонс GTA VIтрейлер игры установил ряд рекордов на YouTube, в том числе он стал первым игровым трейлером, достигшим 90 млн просмотров за сутки, и побил рекорд MrBeast по скорости набора просмотров.

Самым успешным релизом прошлого года стал выход ролевой игры Baldur’s Gate 3, которая обрела бешеную популярность и стала игрой года. Отдельно отметим выход Counter-Strike 2 — она заменила собой CS:GO, принеся обновлённую графику, новые механики и гору недовольства со стороны игроков. Ещё в прошлом году вышли такие крупные тайтлы, как Alan Wake II, Marvel’s Spider-Man 2, Diablo IV и Starfield. Это лишь те проекты, которые сразу пришли на ум, — интересных игр вышло куда больше.

А ещё в прошлом году наконец-то стало можно «нормально» играть в Cyberpunk 2077 — игра получила ряд крупных обновлений, которые исправили многие проблемы, улучшили графику и расширили геймплей. Также игра получила масштабное дополнение Phantom Liberty. К сожалению, это были последние серьёзные обновления для игры — дальше разработчики займутся The Witcher 4 и продолжением «Киберпанка».

Несколько слов и об отечественных играх. В прошлом году вышла, пожалуй, самая успешная игра от российских разработчиков за последние годы — Atomic Heart. Приключения майора Нечаева захватили внимание не только отечественных игроков, но и понравились пользователям по всему миру. Помимо этого, российским геймерам сильно полюбился ещё один отечественный проект — «Русы против ящеров». Мемы правят миром!

#США, Япония и Европа двигались к технологическому суверенитету, а Китай победил санкции

В прошлом году многие страны продолжили работать над собственным технологическим суверенитетом, прилагая те или иные усилия для того, чтобы локализовать производство полупроводников на своей территории. Пандемия чётко показала уязвимость глобальных цепочек поставок — когда производство сосредоточено где-то далеко, вы можете в одночасье лишиться нормального доступа к чипам.

Ещё в 2022 году США приняли «Закон о чипах и науке», который подразумевает выделение субсидий на $52 млрд, чтобы вернуть полупроводниковой отрасли США былое величие. Однако даже ко второй половине 2023 года эти субсидии выделяться не начали, хотя заявок было подано более 460. И тем не менее создание новых полупроводниковых фабрик в США развернулось во всю мощь.

Правда, создание фабрик чипов в США идёт не слишком гладко. Так, TSMC уже построила объект в Аризоне, но столкнулась с трудностями при монтаже и настройке оборудования из-за нехватки местных специалистов и вынуждена завозить больше рабочих с Тайваня, но даже так производство 4-нм чипов на этой фабрике будет запущено с опозданием на год, а производство 3-нм чипов начнётся ещё позже. На этом фоне Samsung, которая строит в Техасе своё второе предприятие, надеется обогнать конкурента и предложить услуги по выпуску 4-нм чипов раньше, к концу 2024 года. Intel, в свою очередь, тоже строит новые предприятия, но одновременно решила сэкономить и оптимизировать имеющиеся мощности. Также компания столкнулась с дефицитом кадров в США.

Помимо США активно занялись обеспечением полупроводникового суверенитета Япония и Евросоюз (главным образом Германия). TSMC уже строит в Японии полупроводниковую фабрику, но там будет выпускать чипы по зрелым техпроцессам. Однако компания рассматривает возможность строительства ещё одного завода в этой стране, который сможет выпускать 6- или 5-нм чипы, и даже третьей фабрики — для 3-нм полупроводников. Также у TSMC появится предприятие в Германии. Ещё в Германии Intel за €30 млрд построит завод, на котором будет выпускать передовые ангстремные чипы (2-нм и меньше). А помимо этого, Intel планирует построить новые или обновить существующие предприятия и исследовательские центры во Франции, Италии, Польше, Испании и Ирландии.

Если упомянутые выше страны стали развивать национальную полупроводниковую отрасль из-за слабости глобальной цепочки поставок, то Китай вынужден развивать свою полупроводниковую отрасль из-за отсутствия других вариантов. Санкции США не позволяют поставлять в Китай самые мощные чипы, заблокировали китайским компаниям возможность заказывать производство передовых чипов у иностранных контрактных производителей, а также запрещают поставлять оборудование для выпуска самых современных чипов в Поднебесную. Более того, в минувшем году санкции были усилены, под них попали не только ускорители вычислений, но и даже игровые видеокарты GeForce RTX 4090 (китайцы научились кустарно переделывать их в ускорители вычислений). Это, к слову, вызвало дефицит RTX 4090 во всём мире. А ещё к США в антикитайских санкциях присоединились Япония и Нидерланды, введя новые ограничения на поставки оборудования для выпуска чипов.

Но Китай это не останавливает, что наглядно показал прошлый год. Больше всего шума наделала компания Huawei, представив летом серию смартфонов Mate 60, которые построены на 7-нм (или даже 5-нм) процессоре Kirin 9000S собственной разработки. Всё дело в том, что подобных чипов у Huawei не должно было оказаться из-за санкций США, да и в принципе у Китая не должно было быть возможности выпускать чипы с нормами тоньше 16 нм. Однако чип есть, и на нём вышли не только смартфоны, но и планшет, а Huawei на волне патриотизма китайских покупателей возглавила восстановление китайского рынка смартфонов.

Отметим, что 7-нм процессоры для Huawei, вероятнее всего, выпускаются крупнейшим китайским контрактным производителем чипов SMIC на оборудовании нидерландской ASML, правда, изначально не предназначенном для подобного техпроцесса. Более того, компания намерена освоить 5-нм и даже 3-нм техпроцессы без EUV-литографии (оборудование для EUV в Китай поставлять запрещено). Также добавим, что помимо мобильных чипов SMIC также наладила производство для Huawei антисанкционных процессоров для ноутбуков Kirin 9006C и ускорителей вычислений Ascend 910B. Да и другие китайские компании создают ИИ-ускорители, несмотря на санкции.

Конечно, для Huawei выпуск смартфонов на 7-нм процессорах, сделанных в Китае, стал в большей степени имиджевым проектом, поскольку такие чипы производить пока могут лишь в довольно скромных объёмах, и к тому же они совсем не блещут производительностью. Но всё же это лучше, чем ничего.

На этом фоне совсем иначе выглядит крупнейший китайский производитель флеш-памяти YMTC, для которого 2023 год оказался весьма успешным. Эта компания первой в мире наладила поставки 232-слойной QLC 3D NAND, и американские санкции ей не помешали, а ведь они были призваны не дать Китаю возможности выпускать флеш-память более чем с 128 слоями. Причём 232-слойная память YMTC пользуется довольно широким спросом. К примеру, ею оснащаются флагманские смартфоны Xiaomi 14. И на достигнутом производитель останавливаться не намерен, так что уже ведёт разработку ещё более продвинутой NAND.

#Человечество сделало шаг к термоядерной энергетике, а комнатная сверхпроводимость наделала много шума из ничего

А подытожить данный материал хотелось бы, вспомнив несколько достижений в области физики, а точнее в таких её областях, как термоядерный синтез и сверхпроводимость. Так, в России в прошлом году был запущен термоядерный реактор Т-15МД. В США после успеха в конце 2022 года снова запустили реакцию термоядерного синтеза и даже добились повышения КПД. А ближе к концу минувшего года в Японии был запущен самый большой в мире термоядерный реактор. Тут же добавим, что проект международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) столкнулся с трудностями — ещё в процессе строительства реактор начали ремонтировать, так что его запуск пока откладывается.

Что касается сверхпроводимости, то в 2023 году прогремели две истории об открытии сверхпроводимости при комнатной температуре. В марте группа физиков из США опубликовала в журнале Nature статью, где сообщила о создании материала, который демонстрирует сверхпроводимость при температуре около 21 °C. Правда, на него при этом оказывается давление около 10 тыс. атмосфер. Однако позже другие учёные не нашли сверхпроводимости у данного материала при описанных условиях. Впоследствии статья из Nature была отозвана за подлоги и ошибки.

Другая история, ещё более нашумевшая, связана с материалом LK-99. Открывшие его корейские исследователи утверждали, что модифицированная структура свинца-апатита (LK-99) демонстрирует сверхпроводимость при комнатной температуре и атмосферном давлении. Первые попытки повторить LK-99 показали противоречивые результаты: у одних учёных что-то получилось, а у других — нет. Тем не менее «чудо-материал» заинтересовал учёных, и дальнейшее изучение позволило найти причину, почему в отдельных экспериментах сверхпроводимость наблюдается, а в других — нет. Одно из исследований показало, что LK-99 может быть сверхпроводником. Так что эта история ещё не закончена.

А в конце вспомним, что Нобелевская премия по химии в 2023 году была присуждена учёным из США Мунги Бавенди (Moungi G. Bawendi), Луису Брюсу (Louis E. Brus) и выходцу из СССР Алексею Екимову за открытие и разработку квантовых точек. Эти крошечные полупроводниковые частицы при возбуждении способны к флуоресценции в широком диапазоне. В силу небольшого размера этих точек их оптические свойства определяются квантовыми эффектами, а преимуществами являются яркость и устойчивость к выгоранию. Квантовым точкам уже нашли применение в телевизорах, при производстве светодиодных ламп и в молекулярной медицине. Квантовые точки могут использоваться при создании нейросетей и квантовых компьютеров.

#В заключение

Прошлый год выдался богатым на события, которые будут иметь далеко идущие последствия. Эпоха ИИ только начинается, и невозможно представить, как данное направление разовьётся за этот год. Точно можно лишь сказать, что ИИ станет больше в нашей жизни. И тут же интересно будет пронаблюдать, как с NVIDIA будут бороться конкуренты.

В космической сфере мы будем ждать новых успехов SpaceX и её Starship, а также в наступившем году запланирован полёт американских астронавтов к Луне. В научной сфере надеемся на развитие в области сверхпроводимости. Ещё пожелаем успехов производителям чипов в освоении новых техпроцессов — особенно китайским, ведь им сложнее. Следующую GTA ждать придётся до 2025 года, но, уверен, и в этом году разработчики порадуют нас интересными релизами.

В общем, мы надеемся, что наступивший 2024 год станет удачным и плодотворным для всех без исключения. И нашим читателям мы тоже хотим пожелать успехов во всех начинаниях и продолжениях! С Новым годом!

***

Данный материал традиционно открывает цикл статей, посвящённый итогам года. В ближайшие дни на нашем сайте будут опубликованы материалы на различные темы, в которых мы подведём более глубокие итоги 2023 года.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 33 мин.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 2 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 3 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 4 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 5 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 5 ч.
Nvidia App получило обновление, которое исправило замедление игр — «тормозящие» фильтры теперь отключены по умолчанию 7 ч.
Microsoft перестала полагаться только на ИИ-разработки OpenAI 7 ч.
Индустрия компьютерных клубов в России по итогам 2024 года достигла 25 миллиардов рублей и «продолжит расти ещё в течение четырёх−пяти лет» 8 ч.
VK представила платформу OpenVK для публикации открытого ПО, причём не только своего 8 ч.